Для тех, кому довелось пожить в СССР, имя Леонарда Пелтиера (активиста движения за права американских индейцев) вызывает изжогу: советская пресса называла его, наряду с Нельсоном Мандела, "политическим заключенным №1", а судебный процесс с обвинением Пелтиера в убийстве двух агентов ФБР - наглядным примером "классового характера правосудия в США". Об обстоятельствах дела, аргументах стороны обвинения, процедурных нарушениях на стадии расследования и суда сообщалось мало, поскольку все что требовалось властям - при помощи пропаганды перевести беспокойную проблематику прав человека в область политической конъюнктуры, отказывая ей в морально-юридическом универсализме (30 статей ВДПЧ обязательны для соблюдения всеми государствами мира вне зависимости от политического строя, идеологических ориентаций элит, цивилизационной идентичности и т.д.).
Пелтиер по-прежнему в тюрьме (приговор к двум пожизненным срокам был оглашен в 1977-ом).
Изучение доступных материалов дела экспертами "Международной амнистии" четкого заключения не дали: правозащитники зафиксировали процедурные нарушения, которые справедливо истолковывать как влияние "политического фактора", однако при этом отметили, что не считают заключенного невиновным в убийстве. За освобождение Пелтиера официально высказывались парламенты многих европейских государств (и Европарламент - тоже),
Верховный комиссар ООН по правам человека, свыше пяти сотен гражданских лидеров (от
Нельсона Мандела и епископа
Десмонда Туту до Матери Терезы и Далай Ламы) и прочих знаменитостей. Ассоциации в защиту прав коренных народов уже шесть раз выдвигали кандидатуру Пелтиера на звание лауреата Нобелевской премии мира.
Двадцать восьмого июля 2009 года в тюрьме Льюисберга (Пенсильвания), где содержится Леонард Пелтиер, прошло новое слушание дела Комиссией по вопросам условно-досрочного освобождения. Тот, как и прежде, отрицал свою вину, признавал, что во время полицейской операции 1975 года стрелял в воздух и выражал сожаление по поводу смерти агентов спецслужб. 24 февраля 2010 года комиссия отметила образцовое поведение заключенного, отвергла доводы защиты и оставила приговор в силе. Поэтому французский рок-шансонье Рено продолжает исполнять "Léonard Song" на своих концертах.
Renaud - Léonard Song
В Рунете, оказывается, есть русскоязычный неофициальный сайт республики Лакота (за независимость которой выступал Пелтиер). Люди информируют об акциях поддержки, переводят тексты документов и обращений международного
Leonard Peltier Defense Committee... Совсем недавно предлагалось отправить на имя президента США Барака Обама воззвание с впечатляющим титулом...
"Во имя Бешеного Коня" (In The Spirit of Crazy Horse)".
О Пелтиере, суде над ним, пенитенциарной системе в США понаписаны горы. Даже в сети список специальных сайтов с выложенными материалами, высказываниями юристов, правозащитников и т.д. займет не одну страницу. Они сами по себе заслуживают того, чтобы стать предметом исследования, поскольку в течении 32 лет публика судит об истине, о степени виновности и невиновности, о тенденциозности или независимости американского суда (в том числе - от давления общественного мнения), опираясь не столько на факты (чтобы их переварить, критически осмыслить и сопоставить уйдет не один год даже у самого заинтересованного читателя), сколько исходя из персональных убеждений и предубеждений, а также оглядки на "общественный вес" авторитетов.
Это банальное наблюдение можно трактовать как признание неизбежности того, что любое резонансное судебное разбирательство сопровождается манипуляциями, используется как предлог для наращивания символического капитала заинтересованных политических сил или гражданских организаций (процесс над Пелтиером "идеально лёг" в десяток перпендикулярных медийных сюжетов - "в защиту прав коренных народов", "против расизма и судебной несправедливости", "против сепаратизма и леворадикального терроризма", "в поддержку народно-освободительных движений" и мн.др.). Одних только "линий защит" - на выбор: от "классическо-правозащитных" (уголовная квалификация - дело суда, наша роль - отслеживать соблюдение базовых норм, гарантирующих соблюдение права на справедливый суд) до идиотизировано-политических (в духе "Самоса, конечно, сукин сын...": мол, "на войне, как на войне" и посему Пелтиера надлежит выпустить даже если он действительно засадил пули в погибших ФБРовцев).
Все это вызывает оправданный скепсис в отношении интернет-петиций, "кампаний в защиту N", призывов к международной солидарности и т.д. Нормальный, обычный человек не имеет времени и сил, чтобы дотошно влезать в каждую историю несправедливости и распутывать ее узлы. Даже в тех случаях, которые представляются очевидными и потому - заслуживающими прямой реакции, есть почувствовать себя "пешкой в чужой игре" и со временем - перестать доверять кому бы то ни было. Так что критичность и подозрительность здесь - абсолютно естественны и необходимы.
Только "гражданское общество" начинается с того момента, когда критическая рефлексия и скептицизм совершают следующий шаг: понимают, что в жизни НЕ СУЩЕСТВУЕТ ситуаций, при которых человек принимает решение на основе 100%-ной информированности и компетентности, что мы обречены закладываться на мнения близких, на сведения, поставляемые блогами и СМИ, на позиции уважаемых нами лично незнакомых людей... И потому - стоит определить принципы, на основании которых мы кому-то выдаем, а кому-то отказываем в доверии. Как только человек начал думать обо всем этом, он рано или поздно своими мозгами дойдет до осмысления роли прецендентов (разрешения конфликтных ситуаций, которые будут иметь символическое значение и по аналогии влиять на тысячи других, менее известных историй). К примеру, исход
идущей сейчас кампании в защиту краснодарской активистки Стаси
ipostas Денисовой явно скажется на гражданской истории ближайших лет, поскольку
обвинение в использовании пиратских компьютерных программ становится все более "популярным бюрократическим инструментом"
для преследования диссидентов и гражданских активистов. Хочется верить, что
Стасю минует сомнительная радость быть жертвой избирательного правосудия. В обществе, живущем одним днем и не склонном примерять на себя чужие беды (хотя - буквально над каждым вторым "чайниковым" пользователем ПК висит опасность посадки за нелицензионный софт), получить поддержку очень непросто. Особенно когда ты - "не Пелтиер" и на тебе не сходятся "стрелки позиционных войн" сильных мира сего.
Huit millions de tes freres
Génocidés naguere
Sur ce qui fut la terre
Sacrée de tes ancetres
Et ils sont toujours fiers
Du général Custer
Des héros legendaires
De la conquetes de l'ouest
D'Buffalo Bill ce con
Qui tuait les bisons
Comme on tire au pigeon
Débile Buffalo
D'David Crockett ce fou
Dont les renards, les loups
Se souviennent surtout
parce qu'il leur fit la peau
Entendras-tu ces mots
De derriere tes barreaux
Leonard
Du fond de ta cellule
Dis-leur qu'on les encule
Ces connards
Ce peuple de barbares
Ce pays blanc et noir
A construit son pouvoir
Sur le sang des cheyennes
Mais les livres d' histoire
Ont perdu la memoire
Pas un mot a la gloire
De ces nations Indiennes
Qui respectaient la vie
Et la terre et ses fruits
Et pretaient aux fourmis
Une ame magnifique
Pas de drapeaux en berne
Pour qu'un mome se souvienne
De cette Shoah ancienne
Qui a bati l' Amerique
Entendras-tu ces mots
De derriere tes barreaux
Leonard
Du fond de ta cellule
Dis-leur qu'on les encule
ces connards
Tes frangins survivants
Quelques milliers pourtant
Furent bien gentiment
Parqués comme betail
dans des reserves Sordides
Ou vous crevez tranquilles
Alcool, drogues, suicides
Loin du monde qui braille
Toi tu as pris ton fusil
Pour refuser l'oubli
Tu n'as pas leur folie
Tu as tiré en l'air
Et tu as pris perpette
trente ans que tu vegetes
A l'ombre des tempetes
Qui agitent la terre
Entendras-tu ces mots
De derriere tes barreaux
Leonard
Du fond de ta cellule
Dis-leur qu'on les encule
Ces connards
Je vis tres loin de toi
Mais, tu sais, je suis la
Tu entendras ma voix
Un jour dans les nuages
Au pays de Voltaire
Resonne la colere
Contre ces tortionnaires
Qui t'ont jeté en cage
Puisse un jour ma chanson
Aux murs de ta prison
Ouvrir un horizon
D'amour et de lumiere
Devenir un totem
Pour te dire "je t'aime"
L'innocent qu'on enchaine
Sera toujours mon frere
Entendras-tu ces mots
De derriere tes barreaux
Leonard
Du fond de ta cellule
Dis-leur qu'on les encule
Ces connards