Было б, конечно, лучше, чтобы этот пост писали
markgrigorian ,
bekaisa или
shogokat ... :)
У Армении нет выхода к морю (если Севан не считать), но ее Военно-Морской Оркестр презирает границы, встает на рейды всех стран и бороздит просторы столетий. Однако никто при этом тревоги не подает, милитаристской угрозы не видит, а наоборот - зовут, уговаривают...
Все потому, что "Armenian Navy Band" (букв. "Армянский военно-морской оркестр") играет авангардный джаз и фолк, гудит, щиплет, ударяет по музыкальным инструментам (а также кастрюлям, бутылкам с водой..) едва ли не всех народов мира (в особом почете - дудук, блул, зурна, канон) и абсолютно заслуженно включается музыкальными критиками в десятку лучших команд, играющих world music. Наград и премий у них - не счесть. То ли еще будет.
Лидер группы - гениальный музыкант, композитор, мультиинструменталист
Арто Тунчбояджан - родился в Турции (близ Стамбула), эмигрировал и прославился как перкуссионист и джазмен в США. Он, как и другой армяно-американец ("ливанского разлива") - Серж Танкян из "
System of a Down", помимо всего прочего, является еще и правозащитным + экологическим активистом (на пару они делали антивоенный проект SerArt).
"Armenian Navy Band" возник в 1998-ом,
после приезда Арто на Первый международный джазовый фестиваль в Ереван. Должно быть, на небе правильно встали звезды и потому в команду вошли лучшие джазисты из Армении. Нельзя сказать, что музыкально-космополитический фермент привил им Тунчбояджан: жанру самому по себе претит какая бы то ни было ограниченность и несвобода. Ко всему, что делали "bandиты" подходит определение, данное для СD-альбома "Аrtostan": музыка, провозглашающая независимость "философской родины" (воображаемой страны Артостан) и критически отзывающаяся на все, что в современном мире происходит с правами человека, его достоинством и силой ("
Because of what's going on in the world today with my human rights, dignity and power, I declare my own country in me. Artostan"). На одной из телепередач по армянскому ТВ Арто Тунчбояджан был вместе с турецким певцом Яшаром Куртом.
Ведущий спросил: "не мешает ли вашим дружеским отношениям с Яшаром конфронтация между Арменией и Турцией?" Ответил Арто примерно так: "Люди создают конфронтацию, не страны. Если не хочешь конфронтации ее не будет".
Armenian Navy Band - Ararat
Я впервые услышал музыку Арто Тунчбояджана, когда на ММКФ-2002 смотрел фильм "Арарат", снятый египто-канадским армянином Атомом Эгояном (об ужасе
геноцида армянского населения в Османской Турции начала XX века).
Погромы 1877-1923 годов и страшный день 24 апреля 1915 года (день массовых арестов и убийств армянской интеллектуальной, религиозной, политической элиты), отказ турецких правительств признать факт геноцида до сих пор является черной страницей в истории человечества. Только с 1915 по 1918-ый год на улицах, на городских пустырях, в концентрационных лагерях было убито свыше 1,5 миллиона человек, единственная "вина" которых - их национальная и религиозная идентичность. Армянские диаспоры по всему свету, интернациональные биографии Арто Тунчбояджана, Сержа Танкяна, Атома Эгояна - также след геноцида, породившего огромное количество беженцев.
Термин "геноцид" как категория международного права был введен в 1943-ем году польским юристом Рафаэлем Лемкин: "
Я все больше и больше отождествлял себя со страданиями жертв, число которых росло по мере того, как продолжал изучать историю. Я понял, что память не только призвана регистрировать события прошлого, но и стимулировать совесть человека. Вскоре последовали современные примеры геноцида, такие как резня армян в 1915 г. Мне стало ясно, что многообразие наций, религиозных групп и рас имеет важное значение для цивилизации, ибо каждая из этих групп призвана выполнить миссию и внести вклад в плане культуры. <...> Я решил стать юристом и добиться запрещения геноцида и его предотвращения посредством объединения усилий стран".