Спасибо
zia_zia за
совет написать о фильме "Ruka" ("Рука", 1965) чешского аниматора Йиржи Трнка (Jirí Trnka). Это самая известная работа великого мастера. Спустя четыре месяца после его смерти, политическая цензура изъяла из проката все копии и наложила полный запрет на показ и копирование ленты. Тайное распоряжение действовало вплоть до бархатной революции. От забвения фильм спасло то, что до запрета его растиражировали и показывали на заграничных фестивалях, наградили множеством престижных премий... В 1984-ом кинокритики всего мира включили "Ruka" в символический
список 50 шедевров мировой мультипликации.
По характеру, складу ума, общественному темпераменту художник совсем не подходил на роль диссидента, обличителя тоталитарного режима и социального критика. "
Все, кто знали Йиржи Трнку, говорят о нём как о человеке эпохи Ренессанса. Трнка умел делать всё: вырезать кукол, шить для них одежду, играть на гитаре, на скрипке и на волынке, он знал наизусть сотни народных песен, любил работать в саду и быстро ездить на машине. Кроме того, он был необыкновенно прилежным и трудолюбивым". Много ли надо ремесленнику, чтобы спокойно, без шумихи заниматься любимым делом? Что таких людей может вывести из равновесия и заставить публично протестовать?
Автобиографическая "Ruka" дает ответ на эти вопросы. В ней всего два действующих лица - кукла-горшечник Арлекин и всевластная РУКА, ломящаяся в дверь, влезающая в окно, заставляющая его вместо лепки глиняных горшков для любимого цветка, ваять ее "ручное" изображение с указающим перстом. Бедный, маленький гончар не в силах сопротивляться подавляющей его воле: он превращается в безропотную марионетку, надеясь, что хоть после исполнения заказа его наконец-то вернут из клетки домой, оставят в покое и позволят жить в мире своих тихих радостей: раскланиваясь пению птиц, крутя гончарный круг. Когда работа завершена, Рука гладит мастера по головке, дает денег, одевает лавровый венок, цепляет медаль на лацкан... Однако ей не удается приручить Арлекина. Он умирает. Но побег в смерть не дает освобождения: даже похороны Рука обращает в свою пользу
Антитоталитарные аллегории фильма были очевидны. "Руку" и поныне трактуют то как эстетическую атаку на культ личности Сталина и "первую ласточку" Пражской весны, то как
исконно чешское отторжение диктатуры любых расцветок - коричневых, красных.... Я бы, наверное, еще более расширил интерпретацию, сместив адресно-политический, памфлетный акцент и хрестомайный сюжет противостояния свободного художника и Власти, видящей в искусстве исключительно инструмент (прославления, удержания лояльности, зомбирования и проч.) в область предельных значений: отношений человека и власти как таковых, вне сносок на определенные исторические обстоятельства. В конце концов, "невидимая Рука рынка", романтизированная Адамом Смитом, может быть столь же расположенной к ношению ежовых рукавиц, что и кулаки тирана, распальцованная лапа мафии или даже кулаки Соседа (как это показывает
Norman McLaren в "Neighbours"). ХХ век показал ненадежность частной жизни как укрытия. И... научил ценить ее границы.
Посмертная судьба самого Трнки перекликалась с им же сделанным предсказанием: чешские власти организовали пышные похороны (Jirí Trnka скончался в 1969-ом, в возрасте 57-ми лет), заперев его последнюю работу на ключ.
Jirí Trnka - Ruka
Click to view
P.S. Цензурные ограничения коснулись и
других произведений Йиржи Трнка. Рассказанную им легенду о святом Прокопе запретили за пропаганду Церкви и религии. Замысел сделать художественный проект о Дон Кихоте в 1951-ом также не реализовался, поскольку ревнители идеологической чистоты сочли его слишком... космополитическим.
В архиве Чешского радио
сохранилась запись, сделанная в 1968 году, на которой Йиржи Трнка, говорит о том, что он ценит и рассуждает на тему отваги:
«Сейчас, в это время и в этом возрасте, мне больше всего нравится природа. Не такая, как горы, леса, а совсем маленькая. Здесь, у меня в мастерской, каждый день скачет один дрозд. А когда я на него смотрю, то, понимаю, что здесь, не именно здесь, а в общем, что дрозды здесь скакали и во время наполеоновских войн, и во время иных всевозможных трудностей, которые люди переживали на свете. Дрозды все время живут беззаботно... с заботами, без забот... Вот такой вид природы мне нравится. Я это очень люблю, и меня это очень успокаивает».
«Теперь, что я не люблю. Не люблю - большие идеи. Потому что все время, в течение всей истории человечества, существуют какие-то большие идеи. Мы постоянно друг друга освобождали. А это все совсем не так... Я вспоминаю, как мой дед шел на войну освобождать Боснию и Герцеговину. Ему говорили, что это происходит для того, чтобы его детям лучше жилось. Что он живет плохо, но его детям будет хорошо. Когда была Вторая мировая война, моему отцу тоже говорили, что он страдает, чтобы его детям, то есть мне, жилось лучше. Этой войны я избежал, так как никто из нас чехов на нее не пошел. Но если бы это произошло, то, наверняка, бы мы услышали, что делаем это для того, чтобы наши дети жили лучше. А я уверен, что то же самое своим детям говорили и древние греки, но ничего не меняется».
«Чем больше людей освобождают, от самых разных проблем, тем им становится хуже. Поэтому мне кажется, что намного лучше, если бы мы больше заботились о самих себе. Все-таки, мы на этом свете, или, я здесь на этом свете не только для своих детей, но и для себя. И у нас есть право на хорошую, спокойную жизнь. Зачем, приносить ее в жертву, в течение множества поколений, из-за детей, у которых этого все равно не было? Поэтому я за более простые вещи, и не люблю больших идей, а мне милее мой скачущий дрозд без больших идей».
«А теперь об отваге, человеческой, гражданской... Я думаю, что человек должен делать то, что хочет и говорить то, что хочет, и в чем уверен. Он должен это делать прямо и всегда. Мне кажется, что я именно так и жил, руководствуясь этим при всех обстоятельствах, и во время войны и после войны... Так тоже можно жить абсолютно честно. Но при этом нельзя говорить ничего другого, кроме того, что человек думает».
Йиржи Трнка - Рука (на video.google.com)
P.S.
Музыкальное видео о Пражской весне 1968-го года. Заочная благодарность всем, кто найдет и принесет в сообщество что-либо еще.