Видеоролик "Gegen Folter" ("Против пыток") снят по просьбе правозащитной организации Amnesty International.
На днях вышел очередной доклад Amnesty Int. обобщающий данные по нарушениям прав человека в различных регионах мира. О России в нем следующие строки: "
В России продолжают прибегать к произвольным задержаниям и пыткам, а на Северном Кавказе ещё и к внесудебным казням, наряду с преследованиями правозащитников и нападениями на них". Краткую версию доклада по-русски
можно прочитать здесь. И - очень резкое выступление генерального секретаря Amnesty International Айрин Кан:
"
Членам «большой двадцатки» необходимо подтвердить свою приверженность общечеловеческим ценностям. Им следует разобраться со своей запятнанной репутацией и двойными стандартами в сфере прав человека" (см. текст под катом).
Gegen Folter - Amnesty International
Click to view
«
Дело не только в экономике - это кризис в области прав человека. Мир сидит на социальной, политической и экономической бомбе замедленного действия».
ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ЭКОНОМИКЕ - ЭТО КРИЗИС В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Айрин Кан
В сентябре 2008 года я была в Нью-Йорке на встрече высокого уровня в ООН, посвящённой Целям развития тысячелетия (ЦРТ) - согласованным на международном уровне мерам по снижению бедности к 2015 году. Один за другим делегаты говорили о необходимости выделить дополнительные средства, чтобы искоренить голод, снизить смертность среди младенцев и беременных женщин, обеспечить людей чистой водой и санитарными условиями, дать образование девушкам. Речь шла о жизни и достоинстве миллиардов людей, однако слова не спешили подкреплять деньгами. Выходя из здания ООН, на табло с бегущей строкой я увидела сообщение о событии, происходившем в другой части Манхэттена: обанкротился один из крупнейших инвестиционных банков Уолл-стрит. И разу стало ясно, где сосредоточено внимание и ресурсы всего мира. Богатые и могущественные правительства, оказывается, смогли изыскать во много раз большие суммы, чем те, которых у них не нашлось для искоренения бедности. Они усердно закачивали их в лопающиеся банки и планы по стимулированию экономик - тех самых, которым долгие годы позволялось плыть по течению, и которые теперь сели на мель.
К концу 2008 года стало ясно, что наш двухъярусный мир лишений и излишеств - нищета многих ради удовлетворения жадности избранных - катится в глубокую пропасть.
И в ситуации с изменением климата, и в ситуации с мировым экономическим спадом ответственность за большинство разрушительных действий несут богатые, однако самые тяжкие последствия приходятся на долю бедных. И хотя рецессия никого не обходит стороной, беды состоятельных стран - ничто в сравнении с катастрофами в бедных государствах. Люди, отчаянно пытающиеся вырваться из нищеты, - от рабочих-мигрантов в Китае до шахтёров в Катанге (ДРК) - остро ощущают на себе все тяготы нынешнего времени. По прогнозу Всемирного банка, в этом году ещё 53 миллиона человек окажутся ввергнуты в нищету, помимо 150 миллионов, пострадавших от продовольственного кризиса в прошлом году. Это сведёт на нет достижения последнего десятилетия. По оценкам Международной организации труда, от 18 до 51 миллиона человек потеряют работу. Стремительно растущие цены на еду способствуют распространению голода и болезней, принудительным выселениям и конфискации имущества, появлению новых бездомных и нищих.
И хотя ещё слишком рано, чтобы оценить в полной мере, как именно расточительность последних лет скажется на правах человека, однако уже понятно, что последствия экономического кризиса и ущерб, который он нанесёт правам человека, велики. Также очевидно, что правительства не только самоустранились от экономического и финансового управления рыночными силами, но и оказались совершенно неспособными защитить права людей, их жизни и средства к существованию.
Миллиарды людей страдают от незащищённости, несправедливости и унижения. Это - кризис в области прав человека.
«Мир нуждается совсем в ином руководстве, в политике и экономике нового типа - чём-то таком, что будет приносить пользу всем, а не только горстке избранных».
Кризис проявляется в нехватке еды, работы, чистой воды, земли и жилья, в усилении неравенства и незащищённости, росте ксенофобии и расизма, насилия и репрессий. Эти факторы суммируются в общемировой кризис, для ликвидации которого нужны глобальные решения на основе международного сотрудничества, соблюдения прав человека и принципа верховенства закона. К сожалению, могущественные правительства озабочены лишь внутренними, узкими финансово-экономическими последствиями кризиса в своих странах и игнорируют развитие кризиса в остальной части мира. В тех же случаях, когда они обдумывают шаги на международной арене, они снова ограничивают спектр действий финансами и экономикой, повторяя ошибки прошлого.
Мир нуждается совсем в ином руководстве, в политике и экономике нового типа - чём-то таком, что будет приносить пользу всем, а не только горстке избранных. Нам нужно такое руководство, при котором государства перейдут от узких внутринациональных интересов к многостороннему сотрудничеству, а принимаемые ими решения будут приемлемыми для всех, продуманными, рациональными и не будут нарушать права человека. Необходимо избавиться от спайки между правительствами и корпорациями, в основе которой лежит стремление к финансовому обогащению за счёт наиболее обездоленных. Удобные союзы, позволяющие избегать ответственности коррумпированным правительствам, должны остаться в прошлом.
Многочисленные обличья неравенства
Многие эксперты утверждают, что экономический рост позволил вырваться из бедности миллионам людей. Правда же заключается в том, что ещё больше людей так и остались в трясине. Достигнутые результаты эфемерны - что продемонстрировал экономический кризис, - а расплачиваться за них приходится, поступаясь правами человека. Слишком часто в последние годы права человека отодвигались на второй план, пока мир лихорадило от подъёма, вызванного неумолимой, неуправляемой глобализацией. Последствия очевидны: неравенство, бедность, социальная изоляция и незащищённость усиливаются; голоса протестующих подавляются дерзко и безнаказанно; виновники нарушений - правительства, крупный бизнес и международные финансовые институты - в большинстве случаев не признают своей вины и не несут никакой ответственности. Всё заметнее становятся волнения и беспорядки на политической почве. Они лишь усиливают мировую нестабильность, порождённую разрушительными вооружёнными конфликтами, которые международное сообщество, по-видимому, не может или не хочет урегулировать. Другими словами, мы сидим на пороховой бочке неравенства, несправедливости и отсутствия защищённости, и она может взорваться в любой момент.
Несмотря на устойчивый экономический рост во многих частях Африки, миллионы людей всё ещё остаются за чертой бедности, и даже самое насущное достаётся им с огромным трудом. В Латинской Америке неравноправия, возможно, больше, чем где-либо в мире: коренные народности и другие периферийные группы в городах и сёлах ущемлены в праве на здравоохранение, чистую воду, образование и достаточное жильё, несмотря на впечатляющий рост экономик этих стран. Индия превращается в одного из ведущих игроков Азии, однако она до сих пор не решила проблему городской бедноты и сообществ неприкасаемых в сельских районах. В Китае растёт разрыв между уровнем жизни обеспеченных горожан, с одной стороны, и рабочих-мигрантов и сельчан, с другой.
Большую часть населения современного мира составляют городские жители, из них свыше миллиарда человек живут в трущобах. Другими словами, каждый третий горожанин лишён нормальных жилищных условий (коммунальные службы в таких жилищах отсутствуют полностью либо частично) и ежедневно страдает от незащищённости, риска подвергнуться насилию или принудительному выселению. Шестьдесят процентов жителей столицы Кении города Найроби обитают в трущобах; миллион из них живёт в Кибере - крупнейших трущобах Африки. Другой пример: около 150 000 камбоджийцев постоянно находятся под угрозой принудительного выселения в силу земельных споров, случаев захвата земли, проектов городского строительства и развития агропромышленного комплекса.
Неравенство как побочный продукт глобализации затронуло не только население развивающихся стран. Как следует из доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликованного в октябре 2008 года, экономический рост последних десятилетий принёс больше пользы богатым, чем бедным - в том числе и в странах с развитой промышленностью. Самая богатая страна в мире - США - заняла 27 место из 30 стран-членов ОЭСР по уровню хронической нищеты и растущего разрыва в доходах.
Кого бы мы ни рассматривали - от обитателей фавел (трущобных кварталов) Рио-де-Жанейро в Бразилии до поселений ромов в европейских странах, - неприглядная правда состоит в том, что многие живут в нищете из-за явной или скрытной политики по дискриминации, изоляции и исключению определённых групп населения, осуществляемой с ведома или попустительства властей. В сговоре участвуют как деловой, так и частный сектор. Далеко не случайность, что основная масса неимущих в мире - это женщины, мигранты, представители этнических и религиозных меньшинств. Вовсе не случайно то, что материнская смертность по-прежнему остаётся одним из главных убийц нашего времени, хотя даже минимальные вложения в службы неотложной акушерской помощи спасли бы жизни сотен тысяч женщин детородного возраста.
Очевидным примером сговора между заинтересованными представителями бизнеса и государства с целью отъёма земли и природных ресурсов с последующим обнищанием населения является положение коренных народностей. В Боливии множество семей коренной народности гуарани в регионе Чако живут в условиях, которые Межамериканская комиссия по правам человека охарактеризовала как кабальное состояние, аналогичное рабству. Посетив Бразилию в августе 2008 года, специальный докладчик ООН по коренным народам подверг критике «глубоко укоренившуюся дискриминацию, наблюдаемую при формировании политики, оказании услуг и отправлении правосудия» по отношению к коренным народам этой страны.
Неравенство проникает в саму систему правосудия. Стараясь укрепить рыночную экономику и привлечь инвестиции иностранного бизнеса и частных лиц, международные финансовые институты пролоббировали реформу законодательства в коммерческом секторе в ряде развивающихся стран. Но они не предпринимают сравнимых усилий для того, чтобы неимущие могли пользоваться своими правами и добиваться через суд возмещения ущерба, причинённого им правительствами и компаниями, ущемлявшими их права. По данным Комиссии ООН по расширению возможностей неимущих в правовой сфере, примерно две трети населения мира лишены практической возможности обратиться к системе правосудия.
В чём выражается незащищённость
По всей вероятности, количество бедных людей, чьи права ущемляются, будет только расти под влиянием ряда факторов, усиливающих друг друга на фоне экономического упадка. Во-первых, политика структурных преобразований, проводившейся Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком (ВБ) ещё 10 лет назад, обескровила сети социальной поддержки как в развивающихся, так и в развитых странах. Политика структурных преобразований должна была создать в государствах такие условия, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и открыли бы национальные рынки для международной торговли. Она способствовала установлению минимального порога, после которого правительства снимают с себя обязательства в области экономических и социальных прав в угоду рыночным силам. Политика структурных преобразований была направлена не только на либерализацию экономики, но и на скорейшую приватизацию общественных служб, послабление регулирования трудовых отношений и упразднение сетей социального обеспечения. Плата за услуги в сфере образования и здравоохранения, на введении которой настаивали МВФ и ВБ, зачастую лишала беднейшие слои населения возможности ими пользоваться. Теперь, когда экономика переживает упадок, а безработица растёт, слишком многим людям грозит не просто потеря дохода, а отсутствие всякой защиты. Они не могут рассчитывать на какую-либо помощь со стороны служб социального обеспечения в этот сложный период.
Во-вторых, международное сообщество уделяет недостаточно внимания отсутствию продовольственной безопасности во всемирном масштабе, несмотря на всю тяжесть этой проблемы. Почти миллиард людей страдают от голода и истощения, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН. Нехватка продовольствия привела к вспышке голода; причиной тому стало недофинансирование сельского хозяйства на протяжении десятков лет, политика демпинга в торговле и, как следствие, разорение местных фермеров, перебои с водой и истощение почв из-за изменения климата, перенаселённость, рост стоимости электроэнергии и погоня за биотопливом.
Во многих странах продовольственный кризис усугубляется дискриминацией и махинациями политиков с распределением продуктов питания, блокированием остро необходимой гуманитарной помощи, а также вооружёнными конфликтами. Эти факторы не позволяют людям заниматься сельским хозяйством или пользоваться ресурсами, необходимыми для того, чтобы выращивать или покупать продовольствие. В Зимбабве, где к концу 2008 года в продовольственной помощи нуждались пять миллионов человек, правительство использовало продовольствие как оружие для борьбы с политическими оппонентами. В Северной Корее правительство намеренно ограничивало объём продовольственной помощи с целью подавления населения - чтобы люди оставались голодными. Тактика «выжженной земли», применявшаяся для борьбы с повстанцами суданскими вооружёнными силами и ополчением «Джанджавид» (при поддержке правительства), оставила без средств к существованию население Дарфура и разрушила жизни людей. Мирные жители северной части Шри-Ланки, ставшие вынужденными переселенцами в зоне конфликта, не получают продовольственной и другой гуманитарной помощи, потому что вооружённая группировка ТОТИ («Тигры освобождения Тамил-Илама») не выпускает их наружу, а вооружённые силы Шри-Ланки не пускают в зону конфликта международные организации, способные оказать помощь. Возможно, наиболее вопиющий случай ущемления права на питание в 2008 году - политика правительства Мьянмы, которое на протяжении трёх недель отказывалось принять остро необходимую международную помощь, предназначенную для 2,4 миллиона людей, переживших циклон «Наргис». При этом правительство использовало собственные ресурсы на проведение сомнительного референдума по ещё более спорной конституции.
Одновременно с удорожанием продуктов питания теряют работу сотни тысяч трудовых мигрантов и иностранных рабочих, по мере того как экономика стран-экспортёров сбавляет обороты и поднимет голову экономический протекционизм. Денежные переводы иностранных рабочих на общую сумму около 200 миллиардов долларов США ежегодно - что в несколько раз превышает объём помощи развивающимся странам во всем мире - являются важным источником поступлений для целого ряда стран со средним и низким доходом, таких как Бангладеш, Кения, Мексика и Филиппины. Снижение объёма денежных переводов приводит к уменьшению доходов правительств этих стран и, следовательно, сокращению трат на основные товары и услуги. Кроме того, в некоторых странах, таких как Бангладеш и Пакистан, из-за сокращения экспорта рабочей силы на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию внутри страны остаётся больше разочаровавшихся, озлобленных молодых людей, ничем не занятых в своих сёлах и легко встающих на путь экстремистской политики и насилия.
При этом как раз на съёживающемся рынке труда причины, подталкивающие людей к миграции, приобретают особую силу. В этих условиях принимающие страны прибегают ко всё более жёстким методам, чтобы не допустить мигрантов на свою территорию. В июне 2008 года я посетила общественное кладбище на острове Тенерифе (Канарские острова), где безымянные могилы - это всё, что осталось от тщетных попыток мигрантов из Африки попасть в Испанию. В одном только 2008 году 67 000 человек проделали полный опасностей путь через Средиземное море в Европу; сколько при этом утонуло - неизвестно. Те, кому удалось добраться, ведут подпольное существование: у них нет документов, они ничем не защищены от эксплуатации и нарушений, им постоянно грозит депортация после продолжительного заключения в соответствии с Директивой ЕС 2008 года «О возвращении нелегальных мигрантов».
Некоторые государства-члены ЕС, такие как Испания, вступили в двусторонние соглашения с африканскими странами, направленными на возвращение мигрантов или недопущение их выезда из своей страны. Такие страны, как Мавритания, рассматривают эти соглашения как лицензию на произвольный арест, содержание в ненадлежащих условиях и депортацию без каких-либо правовых гарантий многочисленных иностранцев на своей территории при отсутствии доказательств их намерения покинуть страну, несмотря на то, что нелегальный выезд за пределы Мавритании не является преступлением.
По мере того, как всё больше и больше людей оказываются в уязвимом положении, социальная напряжённость растёт. Один из самых отвратительных случаев насилия на почве расизма и ксенофобии в 2008 году произошёл в мае в ЮАР. Шестьдесят человек были убиты, 600 ранены и десятки тысяч стали вынужденными переселенцами; одновременно с этим в страну попали десятки тысяч других людей, бежавших из сопредельного Зимбабве от насилия на политической почве и лишений. И хотя официальное следствие не смогло установить причины нападений, многие считают, что они стали следствием ксенофобии и борьбы за рабочие места, жильё и службы социального обеспечения, усугубляемой коррупцией.
Восстановление экономики зависит от политической стабильности. Однако те же самые мировые лидеры, которые добиваются выделения дополнительных средств для оживления мировой экономики, продолжают игнорировать происходящие по всему миру страшные конфликты, порождающие массовые нарушения прав человека, углубляющие нищету и подрывающие региональную стабильность.
Ужасают экономические и социальные условия в Газе, находящейся в блокаде и сотрясаемой военными операциями. Политические и экономические «осадки» конфликта, происходящего в Израиле и на Оккупированных палестинских территориях, выпадают далеко за пределами этих территорий.
Конфликты в Дарфуре и Сомали разворачиваются в регионах, экосистемы которых особенно уязвимы. Всё возрастающая потребность в воде и возможность обеспечить население продовольствием является одновременно и причиной, и следствием непрекращающихся войн в этих местах. Массовый исход беженцев создал огромную нагрузку на соседние страны, которым, помимо прочего, теперь приходится бороться и с последствиями всемирного экономического кризиса.
На востоке ДРК корысть, коррупция и экономические интересы вкупе с региональной политикой силового давления ввергают население в нищету и замкнутый круг насилия. Страна, обладающая огромными природными богатствами, столкнулась с тем, что работы по реконструкции и восстановлению затормозились из-за сокращения иностранных инвестиций, вызванного экономическим спадом.
Отсутствие безопасности в Афганистане существенно ограничивает возможности живущих там людей добывать продовольствие, получать медицинское обслуживание и школьное образование. Хуже всего приходится женщинам и девушкам. Опасная обстановка распространилась и на соседний Пакистан, население которого и без того страдает от неспособности правительства защитить права человека, справиться с нищетой и решить проблему безработицы среди молодёжи. Страну затягивает в воронку экстремистского насилия.
Если из финансового кризиса можно извлечь какой-то урок, то он состоит в том, что границы между государствами не защищают нас от зла. Поиск методов борьбы с растущей угрозой экстремистского насилия и путей урегулирования худших конфликтов в мире через большее уважение к правам человека - неотъемлемая часть более широкой картины, в которой мировая экономика восстанавливается.
От рецессии к репрессиям
С одной стороны, мы оказались перед угрозой того, что распространение бедности и резкое ухудшение экономических и социальных условий жизни могут привести к политической нестабильности и массовому насилию. С другой стороны, мы вполне можем оказаться в ситуации, когда спаду в экономике будет сопутствовать усиление репрессий: осаждённые правительства - особенно те, которые склонны к авторитаризму - будут жестоко подавлять инакомыслие, критику, разоблачение коррупции и ошибок в управлении экономикой.
В 2008 году мы видели предвестников того, что нас может ожидать в 2009 году и далее. Когда люди вышли на улицы, протестуя против невыносимых условий жизни и удорожания продуктов питания, во многих странах даже мирные протесты столкнулись с жёсткой реакцией. В Тунисе полиция разгоняла акции протеста и забастовки, при этом два человека погибли, многие получили ранения. Против более 200 предполагаемых организаторов протестов были возбуждены уголовные дела, в итоге некоторых из них приговорили к длительным тюремным срокам. В Зимбабве представители политической оппозиции, правозащитники и профсоюзные работники страдали от безнаказанных нападений, похищений, арестов и погибали от рук убийц. В Камеруне после демонстраций, сопровождавшихся насилием, было застрелено около 100 демонстрантов; многих других посадили в тюрьму.
Во времена экономических потрясений и политической напряжённости существует особая потребность в открытости и терпимости. Это нужно для того, чтобы разочарование и несогласие выливались в конструктивный диалог и поиск решений. Однако именно в этих обстоятельствах во многих странах для гражданского общества остаётся всё меньше места. В любом уголке мира правозащитники, журналисты, адвокаты, работники профсоюзов и другие лидеры гражданского общества подвергаются безнаказанным гонениям, нападениям, необоснованному уголовному преследованию, получают угрозы или погибают от рук убийц.
Цензура в СМИ, по-видимому, будет усиливаться по мере того, как правительства будут пытаться заглушить голоса критиков. Это обстоятельство сделает ещё опасней работу журналистов во многих странах. Шри-Ланке принадлежит один из антирекордов: с 2006 года там были убиты 14 журналистов. Иран ужесточил контроль над выражением мнений в интернете; в Египте и Сирии блоггеров сажают в тюрьму. Китай ослабил контроль над СМИ перед Олимпийскими играми, но быстро вернулся к старым привычкам - блокированию сайтов и другим видам цензуры. Правительство Малайзии запретило две ведущие оппозиционные газеты, опасаясь критики в предвыборный период.
Открытие рынков отнюдь не всегда приводит к открытости общества. Воодушевлённое экономической мощью, возросшей благодаря высоким ценам на нефть и газ, правительство России в последние годы всё более склонялось к националистической и авторитарной позиции. Российские власти стремились ограничить свободу выражения мнений и нанести удар по своим критикам. Теперь, когда российская экономика начинает испытывать трудности в связи с падением цен на нефть и ростом инфляции, а социальное недовольство ширится, авторитарные тенденции могут стать ещё более выраженными.
Китай продолжает жёстко подавлять всех, кто осмеливается критиковать официальную политику китайских властей. Итог таков, что с коррупцией среди чиновников и злоупотреблениями руководства корпораций начинают бороться лишь тогда, когда скандал больше не удаётся замалчивать, и огромный ущерб уже нанесён. Тому примеры - паника из-за птичьего гриппа, вспышка ВИЧ/СПИД несколько лет назад или недавний скандал вокруг меламина, содержавшегося в продуктах из сухого молока. Китайское правительство власти отреагировало казнью лиц, признанных виновными по итогам громких дел о коррупции, но это мало что изменило в привычном образе действий китайских корпораций или чиновников.
Общество информированных граждан, способное добиться привлечения виновных к ответственности, является более надёжной гарантией того, что власти и предприятия будут хорошо выполнять свою работу. Свобода - это ценность, которую надо лелеять, а не подавлять, когда правительства ищут средства для оздоровления экономики.
Руководство нового типа
Нищете всегда сопутствуют лишения, неравенство, несправедливость, незащищённость и угнетённость. Очевидно, что это - проблемы в области прав человека, и их нельзя решить исключительно экономическими мерами. Они требуют крепкой политической воли и всесторонних мер, направленных на комплексное решение политических, экономических, социальных и экологических проблем, причём обязательным условием является соблюдение прав человека и верховенство закона. Для этого нужны коллективные действия и руководство нового типа.
«Членам «большой двадцатки» необходимо подтвердить свою приверженность общечеловеческим ценностям. Им следует разобраться со своей запятнанной репутацией и двойными стандартами в сфере прав человека».
Экономическая глобализация привела к сдвигу геополитических сил, и теперь новое поколение государств - «большая двадцатка» - претендует на мантию мирового лидерства. По мнению членов «большой двадцатки», в которую входят Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и другие нарождающиеся державы «глобального юга», а также Россия, США и ведущие западные страны, это объединение более точно отражает расклад политических сил и экономического влияния в современном мире. Возможно, это и так, однако для того, чтобы повести весь мир за собой, членам «большой двадцатки» необходимо подтвердить свою приверженность общечеловеческим ценностям. Им следует разобраться со своей запятнанной репутацией и двойными стандартами в сфере прав человека.
Нельзя не признать, что новая администрация США заняла совершенно иную позицию по вопросам прав человека, чем при Президенте Дж. У. Буше. Принятое Президентом Бараком Обамой в первые 48 часов его пребывания на посту решение закрыть тюрьму Гуантанамо в течение года, осудить пытки и прекратить программу тайных задержаний ЦРУ заслуживает одобрения, как и решение участвовать в выборах в Совет по правам человека ООН. Тем не менее, пока неясно, станет ли это правительство столь же явно и настойчиво призывать такие страны как Израиль и Китай защищать права человека, как оно делает это в отношении прочих стран, таких как Иран и Судан.
Приверженность ЕС соблюдению прав человека по-прежнему вызывает двоякие чувства. Занимая уверенную позицию по таким вопросам, как смертная казнь, свобода выражения мнений и защита правозащитников, многие страны ЕС менее охотно следуют международным стандартам в вопросах защиты беженцев, искоренения расизма и дискриминации на собственной территории. Кроме того, они с неохотой признают сговор с ЦРУ в том, что касается чрезвычайных перебросок лиц, подозреваемых в терроризме.
Бразилия и Мексика - убеждённые сторонники прав человека на международной арене, но, к сожалению, на своей территории они редко соблюдают те нормы, которые проповедуют за границей. ЮАР неизменно блокировала давление международного сообщества на правительство Зимбабве, от которого требовали прекратить политические гонения и манипуляции на выборах. В Саудовской Аравии тысячи человек, подозреваемых в терроризме, содержатся под стражей без передачи дела в суд; политических диссидентов бросают за решётку; основные свободы и права трудовых мигрантов и женщин жёстко ограничиваются. Китайская система уголовного правосудия поражена глубокими изъянами; административное задержание применяется карательным образом для подавления критиков; в Китае казнят больше людей, чем во всём остальном мире. Правительство России закрывало глаза на произвольные задержания, пытки, жестокое обращение и внесудебные казни, безнаказанно совершавшиеся на Северном Кавказе, и угрожает тем, кто осмеливается критиковать такую политику.
Правительства «большой двадцатки» несут обязательство следовать международным стандартам в области прав человека, признанным международным сообществом. Если они не будут этого делать, они тем самым подорвут собственную легитимность, эффективность и доверие к себе. Задача «большой двадцатки» - найти выход из всемирного экономического кризиса. Они также утверждают, что их усилия помогут людям, живущим в нищете. Однако экономическое восстановление не будет устойчивым и справедливым, если не уделять самого пристального внимания правам человека.
Необходимо, чтобы сидящие за одним из самых важных столов в мире показали личный пример. Хорошим началом могла бы послужить чёткая позиция членов «большой двадцатки» по вопросу о том, что права человека - будь то экономические, социальные или культурные, политические или гражданские права - одинаково важны. США всегда отрицали обоснованность экономических и социальных прав. Эта страна не является участницей Международного пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах. Китай, в свою очередь, не участвует в Международном пакте ООН о гражданских и политических правах. Обоим государствам следует без промедления присоединиться к соответствующим договорам. Всем участникам «большой двадцатки» следует ратифицировать Факультативный протокол к Пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2008 года. Подписание договоров, однако, всего лишь первый шаг из того, что необходимо сделать.
Новые возможности для перемен
Бедность, обострившаяся во всемирном масштабе из-за экономического кризиса, привела к тому, что перемены в сфере прав человека больше нельзя откладывать. В то же время, экономический кризис привёл к смене парадигм, отрывшей возможности для системных изменений.
«Правительствам следует инвестировать в права человека столь же целенаправленно, как они добиваются роста экономики».
В последние два десятилетия государство нарушало свои обязательства по отстаиванию прав человек либо отказывалось от них в угоду рынку, надеясь, что экономический прилив поднимет все лодки. Когда же начался отлив, а лодки дали течь, правительства радикально поменяли свои взгляды и заговорили о новом финансовом устройстве мира и системе международного управления, в которых государство должно играть более важную роль. Эта перемена открывает возможность остановить отход государства от социальной сферы и построить новую модель государственного устройства - более дружественную к правам человека, чем та, которая характеризовала международную политику последние 20 лет. Этот сдвиг даёт шанс радикально переосмыслить роль международных финансовых институтов с точки зрения соблюдения, защиты и осуществления прав человека, в том числе экономических и социальных прав.
Правительствам следует инвестировать в права человека столь же целенаправленно, как они добиваются роста экономики. Следует расширять и поддерживать возможности людей по получению образования и медицинских услуг; искоренять дискриминацию; укреплять права женщин; устанавливать всеобщие стандарты и создавать механизмы по привлечению корпораций к ответственности за нарушения прав человека. Правительствам следует строить открытые общества, где господствует принцип верховенства закона, сильны социальные связи, обуздана коррупция, а власти можно призвать к ответственности. Экономический кризис не должен стать предлогом для сокращения помощи, выделяемой обеспеченными государствами. Теперь, в условиях экономического спада, международная помощь стала ещё более необходимой, чтобы правительства беднейших стран могли поддерживать на плаву систему здравоохранения, образования, а также жилищно-коммунальное хозяйство.
Правительствам также следует объединить свои усилия для улаживания конфликтов, несущих разрушения и смерть. Учитывая все взаимосвязи, забыть об одном кризисе, полностью сосредоточившись на другом - верный способ усугубить обе проблемы.
Воспользуются ли правительства этими возможностями для укрепления прав человека? Возьмут ли на себя корпорации и международные финансовые институты обязательства по защите прав человека и станут ли они их придерживаться? До сих пор права человека почти не упоминались в диагнозах и способах лечения, предлагаемых международным сообществом.
Как показывает история, большинство примеров борьбы за великие перемены, такие как отмена рабства или эмансипация женщин, начинались не по инициативе государств, а как порыв простых людей. Успехи международного правосудия, установление контроля над торговлей оружием, отмена смертной казни, борьба с насилием над женщинами, привлечение международного внимания к проблеме бедности и изменению климата во многом стали возможны благодаря энергии, изобретательности и упорству миллионов активистов во всём мире.
«Сегодня мы также боремся «за достойное отношение» к узникам нищеты, чтобы они смогли изменить свою жизнь».
Нам необходимо задействовать власть народа, чтобы оказывать постоянное давление на политических лидеров. Вот почему Amnesty International вместе с многочисленными партнёрами на местном, национальном и международном уровне начинает в 2009 году новую кампанию. Под лозунгом кампании «За достойное отношение» мы соберём тех, кто будет добиваться привлечения к ответственности национальных и международных субъектов, нарушающих права человека и способствующих распространению и укоренению нищеты. Мы будем бороться с дискриминационными законами, политикой и практикой, требовать принятия конкретных мер по преодолению факторов, ввергающих людей в нищету и не позволяющих им из неё вырваться. Мы поместим голоса людей, живущих в нищете, в центр дебатов о том, как её ликвидировать. Мы будем добиваться того, чтобы эти люди смогли участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь.
Почти пятьдесят лет назад Amnesty International была создана для того, чтобы потребовать освободить узников совести. Сегодня мы также боремся «за достойное отношение» к узникам нищеты, чтобы они смогли изменить свою жизнь. Я уверена, что благодаря помощи и поддержке миллионов членов нашей организации, наших сторонников и партнёров во всём мире мы добьёмся успеха.