В сообществе на правой панели есть тэги "
арт-активизм" и "
медиа-активизм". Не влезая в подробности, не разбирая историю этих терминов, стоит пояснить смысл. Пусть это будет на примере истории с
Amadou Bailo Diallo - темнокожим студентом-программистом из Либерии (1975 - 1999), приехавшим учиться в Нью-Йорк и убитым полицией 4 февраля 1999 года.
В тот день четверо полицейских, одетых в штатское, делали рутинный уличный контроль в поисках преступника, совершившего изнасилование. На Wheeler Avenue (улица в районе Бронкса) они остановили для проверки документов Diallo. Парень полез в карманы, чтобы достать паспорт. Полицейские подумали, что тот хочет вытащить оружие и открыли шквальный огонь. Всего - 41 выстрел (!). 9 пуль - в тело. Уже после осмотра обнаружилось, что ничего, кроме бумажника с документами, у убитого в карманах не лежало.
"Shit happens" (дерьмо случается), как говорил персонаж фильма "Форест Гамп". Случается везде. И в Америке - тоже. Но то, чтобы было потом случается далеко не везде. Рассказ о происшествии мгновенно попал в локальные СМИ. Людей шокировало с какой легкостью полиция приняла решение о пальбе. Были озвучены подозрения в том, что среди причин был и расизм (страх перед Другими), и уверенность в безнаказанности (ведь полиция - это власть, это возможность легитимного применения силы). Активисты правозащитных, анти-расистских организаций и сетей требуют тщательного публичного расследования, в масс медиа разгорается полемика вокруг проблем, связанных с иммиграцией...
25 марта суд оправдывает полицейских по всем пунктам обвинения. Это вызывает массовые манифестации протеста (не только в Нью-Йорке, но и в других городах). После них свыше 1700 активистов подвергают арестам. Требования манифестантов поддерживают священнослужители многих протестантских общин, раввины Нью-Йорка, известные актеры, конгрессмены, местные политики. Под прессингом общественного мнения все задержанные были выпущены, служба The New York Police Department "Street Crimes Unit" (NYPD), офицерами которой являлись полицейские, была расформирована. В апреле 2002 года полиция Нью-Йорка выплатила семье Diallo три миллиона долларов.
Безусловно, далеко не каждый случай произвола полиции вызывает такую реакцию. Этот - переполнил чашу терпения. Смерть Amadou Bailo Diallo стала символической точкой, в которой общество консолидировалось, чтобы реформировать полицейские структуры и дало понять, что не согласно мириться с расизмом, с нарушением гражданских прав, с превышением полномочий и преступными угрозами тех, кому от имени этого самого общества доверили защищать Закон.
Восстановленная социальная справедливость, перемены в отношениях, сработавшая система гражданского контроля над властью, конечно же, не гарантируют, что подобное больше никогда не случится. Однако и публикации журналистов, и публичные дискуссии (ток-шоу на ТВ, реакции религиозных общин и гражданских ассоциаций, высказывания известных лиц и др.), и уличные акции, и усилия медиа-активистов (собиравших и распространявших факты по сети, делавших граффитти, стенсилсы, постеры и мн.др.) все-таки не были безрезультатными: любой полицейский, применяя оружие, стал в полной мере понимать свою степень ответственности; общество доказало, что оно - хозяин страны, а не правящие по доверенности власти.
Последнее было бы невозможно без добровольного участия в активистских действиях популярных музыкантов. К примеру, Брюс Спрингстин (
Bruce Springsteen) посвятил памяти Amadou Bailo Diallo песню "American Skin (41 shots). На концертах по всей стране перед выступлениями он рассказывал о случившемся в Нью-Йорке. Гляньте под катом список музыкантов, сделавших то же самое - тогда будет понятен масштаб массовой гражданской мобилизации.
Это - арт-активизм. Спрингстин мог, как и многие, выйти на улицы с плакатом (или,
как Питер Габриэл, сделать аналог
портала медиа-активистов The Hub - против произвола полиции). Он предпочел поступить иначе: написал песню, которая месяцами висела в чартах и каждой строчкой увеличивала число требующих справедливости.
Bruce Springsteen - American Skin - 41 shots
В России есть сильные неправительственные организации с сотрудниками и активистами, чья юридическая, медиа-активистская, организационная и др. подготовка позволяет эффективно защищать гражданские права (очень немногие из них представлены в ЖЖ; см. к примеру, "
блоги правозащитников"; кто-то составлял подобные списки по экологам, антифашистам, активистам ЛГБТ-организаций и т.д.?). Есть и активистские субкультуры, доказавшие, что они в силах мобилизовать своих участников через неформальные каналы связи (
история с избиением неформалов милицией ОВД Сокольники -
из недавнего).
Однако без разветвленной "инфраструктуры гражданского влияния", включающей помимо всего прочего, и популярных артистов, и местные сообщества, и блоггеров, и неформальных молодежных субкультур подобные удачи будут исключениями из правил.
В то время как гражданское возмездие должно быть неотвратимым. И чиновники, и милиция должны это знать. Только тогда они будут другими. Только в этом случае могут срабатывать какие-то "
реформаторские стратегии" (какими они будут по идеологической маркировке - выбор граждан), техники "дрессировки" тех, кому мы доверили власть, блокираторы на попытках провести "
ре-сталинизацию" и т.д.
Почитайте
жесткий текст Игоря Аверкиева:
"Фундаментализм в правозащите - это не защита прав, а ВОЗМЕЗДИЕ за их нарушение. Возмездие - это морально обусловленное наказание, наказание как ценность. Возмездие - это наказание как общественное благо.
Возмездие всегда конкретно.Человеческое достоинство унижается не жизнью, не режимом, не органом власти, а всегда конкретным человеком. Искупить грех унижения может только лично тот, кто посягнул на человеческое достоинство.
Возмездие всегда персонально. Правозащитный фундаментализм персонифицирует, поимённо называет врагов прав человека. Правозащитный фундаментализм не прячет свой протест за пустопорожним обличением политических режимов и органов власти. Не режим унижает человеческое достоинство, а конкретные люди режима. Смиреют произвольщики - подтягивается и режим.
Правозащитное возмездие - это неизбежность наказания. Наказание не только как судебное возмездие, но и как моральное обличение, как обрушение репутации покусившегося на человеческое достоинство.
Вцепиться в репутацию и не отпускать до тех пор, пока все не поймут, как низок и бесчеловечен тот, кто посягнул на человеческое достоинство. Как труслив и жалок тот, кто покусился на свободу личности. Как жаден, эгоистичен и некомпетентен тот, кто злоупотребил властью".