"
Padrone mio" в Италии (особенно на Юге: в Калабрии, Сицилии, Кампании) многими давно воспринимается как народная песня (canto popolare). Между тем, у нее есть автор - Matteo Salvatore (по прозвищу "Zicozico"). Поразительно, что сюжет о крестьянине, молящего хозяина лучше избить его до полусмерти, нежели лишить работы и тем самым - куска хлеба, популярен до сих пор: песню знают, исполняют на концертах, на народных праздниках.
В слайд-шоу сделанном на одну из вариаций исполнения "Padrone mio" - с диска неаполитанского музыканта, фольклориста и арт-активиста (эколога, пацифиста, сквоттера и т.д.)
Даниэле Сепе (см. его феминистический клип "
Radisol" + эко-солидарное регги "
Un'altra via d'uscita") - показана миграция смысла, в котором разворачивает сюжет современность: в роли бесправного, забитого, униженного крестьянина XXI век ставит прекариев (тех, кто работает по временным контактам, не имея возможности получить стабильный доход и минимум социальных гарантий) и эмигрантов (обреченных закрывать дефициты рабочей силы на глобализированном рынке при полулегальном существовании, опасности депортации, "системных унижений", бытовой дискриминации).
Прежних "хозяев" - феодалов, карикатурных "капиталистов", "абсолютных монархов", "полицейских псов режима" - тоже уже не существует в том виде, в котором они представали в первой половине XX века и раньше: и принуждение власти, и логика капитала, и "тирания экспертов" стали многократно "тоньше", незаметнее, распыленнее, недосягаемее для осознания, социального контроля, эмансипаторного действия. Однако структура социальных конфликтов - власти и единицы, собственника и наемного рабочего, образованного и невежественного - при всех исторических модификациях, конечно же, остается.
После бесконечных революций, гражданских войн, экономических кризисов мы научились настороженно относиться к революционным романтикам, продающим рецепты быстрого достижения социальной гармонии и "исправления природы человека"... Эта осторожность имеет смысл и ценность, если она не превращается в глухоту к голосам недовольных, критикующих, ищущих свободы или справедливости. Речь ведь не о том, что бедный, больной, необразованный, маргинализованный, "униженный и оскорбленный" неприменно прав или морально более совершенен и потому заслуживает каких-то преференций; речь - о социальном здоровье и
способности к социальному саморазвитию через рационализированные, публично проговариваемые конфликты, а не
об инфантильных пожеланиях наступления "мира без углов" (спасибо за ссылки
orlovets).
Daniele Sepe - Padrone mio
Click to view
Утопических проектов глобального переустройства хватает и сейчас (и среди них, безусловно, есть такие, что заслуживают самого искреннего уважения, сочувствия, соучастия). Каждый из них имеет право на существование, реализацию и т.д. Но - через убеждение, без насилия, "без принуждения во имя..." (уж что что, а беды загона человечества железными руками ко всеобщему счастью ХХ век показал сполна). Идеи, подчас кажущиеся утопическими, имеют шанс проникнуть в жизнь и закрепится в социальной ткани, если они выглядят разумными и учитывающими интересы миллионов людей; как неизбежно сопротивлением им на начальной фазе (реформаторов, первооткрывателей, социальных предпринимателей всегда зовут безумцами), так же неотвратима рано или поздно приходящая победа.
Замечательное концертное исполнение: Nonò Salamone - "Padrone mio te voglio arrecchire"
Click to view
Matteo Salvatore (1925-2005), автор "Padrone mio" в последние годы жизни.