Каких-либо политических реформ добиться проще, чем изменить социальные нравы. Но и они - не константа, зацементированная ссылками на "особый менталитет". Даже традиционно консервативные сообщества время от времени обсуждают и пересматривают свои бессознательно воспроизводимые предрассудки.
К примеру, во времена франкистской диктатуры государство активно вмешивалось во все, включая частную жизнь и даже самые интимные ее стороны. Сейчас же Испания считается одной из самых прогрессивных стран с точки зрения толерантности к разнообразию сексуальных практик и соблюдения прав ЛГБТ. С 2005-го года законодательство допускает однополые браки, признает право на изменение пола, включает в себя антидискриминационные законы в сфере занятости, а также предоставления товаров и услуг. Согласно данным опросов, около 66% населения относится к этому одобрительно, 43% - высказываются за разрешение однополым семьям усыновлять детей.
Не будем вспоминать жестокости Реконкисты, средневековые погромы, Инквизицию и т.д. Вплоть до 1979 года гомосексуальные отношения квалифицировались испанским судом либо как уголовное преступление, либо - как свидетельство психического расстройства личности. Обвиненных по подозрению в нелегальной любви на три года отправляли в специальные тюрьмы, называвшиеся "galerías de invertidos" (букв. "галереи извращенцев") или - официально - "лагеря коррекции". Заключенных в эти учреждения заставляли до изнеможения заниматься тяжелым трудом, подвергали пыткам (шоковой терапией электротоком), принуждали смотреть гетеросексуальную порнографию (!!! и это при запрете на воле журналов типа "Плейбой"). Медики прекрасно знали, что подобное "воспитание" ничего не меняет, что криминализация геев и лесбиянок - это не более чем узаконненная государством месть за инаковость, но публично оспорить предрассудки и жестокость мало кто осмеливался.
Тысячи людей жили в постоянном страхе. После "разоблачения" и тюремного наказания они не могли найти работу и знали, что в любой момент могут стать жертвой унижения и агрессии, что бессмысленно обращаться к полиции и ожидать гуманности от государства. Только спустя тридцать лет после начала демократического транзита Испания признала ответственность за искалеченные жизни и согласилось выплачивать компенсации жертвам гендерных репрессий (как и бывшим политзаключенным, участникам антифранкистского сопротивления).
Последнее произошло не в одночасье. Радикальные перемены в общественном мнении начались по мере того, как становилось популярным культурное движение, получившее название La Movida Madrilena (иначе как мадридская движуха не перевести). Что важно: идентифицирующие себя с этим движением художники, музыканты, фотографы, артисты, режиссеры, архитекторы обращались не только к провокативной, трансгрессивной, экстравагантной эстетике (маркирующую гомосексуальность как богемность, декадентство, склонность к утонченному разврату и т.д.), но и, совместно с активистами ЛГБТ-организаций, стремились развивать художественные и реальные городские пространства, в которых люди с самыми разными гендерными идентичностями могли бы чувствовать себя комфортно. В фильмах Альмодовара, модных коллекциях Агата Руиса де ла Прада, литературных текстах Грегорио Моралеса и мн.др. гомосексуальность присутствовала уже не как стигма (распятость, прокаженность), не как "правозащитный флаг" или "клубничная экзотика", а как один из цветов социальной радуги.
Видеоклип "Stereosexual" поп-певицы Мекано - поздний отголосок мовиды мадриленьи (1998). Когда Мекано в 1986-ом выходила на сцену с "
Mujer contra mujer" (пожалуй, это самый нежный гимн в защиту прав лесбиянок) - это требовало изрядной смелости и воспринималось как вызов общественным устоям (позже песня стала гиперпопулярной не только в Испании или Европе, но и по всему миру - восхительный дуэт Сандры Миханович и Селесты Карбальо в "
Te quiero" + "
Prohibido prohibir" был вдохновлен арт-восстанием Мекано). В конце 90-ых агрессивные гомофобы и сторонники впускания госрегулирования в постель были уже даже не объектом насмешек, а ходячими реликтами... к которым тоже надо проявлять толерантность.
Mecano - Stereosexual
Click to view
Когда я проснулся
И увидел какого-то типа, лежащего
Спиной ко мне,
Я себе сказал: «И этот урод, это ещё кто?!»
Потом я рассудил,
Что во всём виноват алкоголь,
Должно быть, я настолько набрался вчера,
Что стал «голубым».
И что же будут говорить обо мне?
(Скажут: «Ты - гей»)
Мне придётся это принять,
(Да не переживай ты, дорогуша)
Меня примут таким, какой я есть,
(Увидишь, что да)
Стереосексуалом.
С моей девушкой прямо не знаю.
Думаю, я ей расскажу
В дозированной форме,
Чтобы ей не стало плохо.
Но сквошем
Лучше не заниматься.
А не то случится, что однажды в душевой
Я не сдержусь.
И что же будут говорить обо мне?
(Скажут: «Ты - гей»)
Мне придётся это принять,
(Да не переживай ты, дорогуша)
Меня примут таким, какой я есть,
(Увидишь, что да)
Стереосексуалом.
А с другой стороны,
(С задней стороны)
Это не должно быть так уж плохо,
(Да уж куда хуже!),
Если есть немного этого в моей личности,
(Попробуй и узнаешь),
Стереосексуального.
Когда я уже примирился с этой мыслью,
Чувак проснулся
И оказался женщиной
С прической а-ля Грейс Джонс.
И пусть она отксерокопируется
Изнутри и снаружи,
Мне гораздо выгоднее
Будет только с одной стороны, не более.
И что же будут говорить обо мне?
(Скажут: «Ты - гей»)
Мне придётся это принять,
(Да не переживай ты, дорогуша)
Меня примут таким, какой я есть,
(Увидишь, что да)
Стереосексуалом.
А с другой стороны,
(С задней стороны)
Это не должно быть так уж плохо,
(Да уж куда хуже!)
Если есть немного этого в моей личности -
(Попробуй и узнаешь),
Стереосексуального.
(спасибо за перевод Лине Балыгиной)