Нет страны, где у общества в отношении политиков не действовала бы презумпция невиновности или допущения благих намерений. Недоверие, подозрение, желание держать власть под неусыпным гражданским контролем - в демократических государствах это норма. И, одновременно, часть игры, благодаря которой груз ответственности отчуждается и перекладывается на плечи элит. В случае войны привычный политический спектакль грозит смешать сцену с партером и галеркой, поскольку ружья на декорациях оказываются настоящими, смерти реальными... И "алиби в бытии", если вдуматься, не оказывается ни у кого: ни у тех, кто пишет сценарии, ни у режиссеров, ни у протагонистов, ни у хора. Даже в "пиликающей яме оркестровой", чьи "нежные жильцы от прозы дней суровой отделены" и "задраны мосты" каждый такт звучит "за" или "против".
Не было таких войн, относительно которых не строились бы теории заговора, не разоблачались бы "подлинные мотивы", не назывались бы имена и ставки закулисных игроков. И не было таких войн, которым бы не пытались придать легитимность, представляя их как неизбежные, превентивные, справедливые... Все признают правоту пацифистов в принципе, но - "мы же живем в реальном мире"...
В прошлый четверг, на передаче "Annozero" по телеканалу RaiDue схлестнулись министр обороны Игнацио Ла Русса и самый известный из радикальных сторонников ненасилия, основатель и руководитель гуманитарной организации Emergency Джино Страда. По поводу гражданской войны в Ливии и военному вмешательству коалиции ряда государств по мандату Совета Безопасности ООН. Ла Русса делал усталое лицо, всем видом давая понять, как тяжело брать на себя ответственность за заведомо непопулярное решение и подставляться под критику юродивых инфантилов, бегающих по манифестациям с флажками радуги и значками с "куриной лапкой" (но - "кому-то же надо", к тому же Италия не вступила в войну, а "подчинилась" коллективному решению международного сообщества). Джино Страда говорил, что никакая риторика о "точечных ударах", "гуманитарном вмешательстве" и т.д. не замаскируют реальный лик войны - трупы, кровь, слезы, страх, озверение, разруху... Он напоминал, что бомбить тирана и людоеда Каддафи летят самолеты тех же государств, что раньше подписывали с ним контракты о поставках нефти, что голосовали за членство Ливии в Совете ООН по правам человека (ни одно правительство не выступило против, несмотря на протесты правозащитных организаций) и т.д.
Конфликт осевых принципов, на которых построен мировой правопорядок после Второй Мировой - принцип приоритета прав человека и принцип национального суверенитета - в который раз оказывается неразрешимым. Если исходить из первого - СовБезу ООН придется голосовать за гуманитарные интервенции в десятках стран мира (где ситуация вполне подпадает под определение гуманитарной катастрофы или геноцида, где необходимо экстренно спасать мирное население, где убийства, пытки, дискриминация, запугивания носят массовый и системный характер, где у власти - бандиты, а граждане - в заложниках и жертвах). Если отталкиваться от второго, то непонятно как быть в случае Руанды и Дарфура, Афганистана и Сребрянницы...
Сколько бы ни пытались юристы-международники (начиная с Бернара Кушнера, издавшего в 1987-ом книгу "Обязанность вмешаться" с анализом правовых оснований "гуманитарных войн") нащупать общепонятную грань, позволяющей отличать миротворческие операции от "корыстных" (постколониальных и т.д.) войн, им это не удалось. Оккупация Ирака в глазах мира так и осталась нелегитимной, интерпретируясь то в духе геополитического столкновения за энергоресурсы, то в хантингоновской рамке "столкновения цивилизаций". Мандат ООН на временное присутствие воинских контингентов со всего мира в очевидно проблемном и отнюдь не только регионально взрывоопасном Афганистане также не всем представляется оправданным. Общественное мнение практически всегда разделено и "подсказкой" быть не может. К примеру, одни и те же люди могут обвинять правительство США в империализме и незаконных претензиях на роль мирового жандарма (Югославия, Ирак), в других обстоятельствах требуя немедленной военной экспедиции не ожидая санкции медлительной ООН (Сомали, Руанда и др.), поскольку "больше некому" остановить резню.
Происходящее в Ливии вряд ли прибавит ясности в вопросе о легитимности применения силы на международной арене (см. дискуссия у
shuravi на импульсный пост: "
Я понимаю, что Каддафи всех достал, что он "плохой парень", куда хуже какого-нибудь Милошевича. Но какие все-таки основания для последнего решения Совбеза ООН? Выступления против Каддафи быстро превратились в реальный вооруженный мятеж. Следует ли считать, что суверенитет государства уже не распространяется на подавление мятежа?"). Примирить политику с этикой через право пока получается лишь отчасти (никто, например, не отказывается от обязательств по предоставлению гуманитарной помощи, принятию беженцев и др.). Однако отказ от усилий такого примирения означал бы капитуляцию перед реальностью войны как таковой, перед "днем, в котором появляется военная авиация" (так называется антивоенная песня пьемонтской прогрок-группы "Yo Yo Mundi").
Yo Yo Mundi - Il giorno in cui vennero gli aerei
Click to view
L’abbraccio strano delle
ombre
che fluttuavano nel
cielo
Le carezze delle bombe
che
lasciavano cadere
Lei ti cerca
amico mio
Con mano di ciclope ti
solleva in aria
La falce taglia
via la vita
Smarrita in un mare
di polvere d’oro
Il giorno in
cui vennero gli aerei
dalle ali
grigie, dalle pance gonfie
dalle bocche nere … Avreste dovuto
vedere
Non serve piangere e
Pregare
Detesta la pietà ci gode
ad ammazzare
Non serve correre e
gridare
lei sa sempre dove
venirti a cercare
L’abbraccio
strano delle ombre
che
fluttuavano nel cielo
Che carezze
quelle bombe
C’è chi fa finta di
non sapere
Il giorno in cui
vennero gli aerei
a dire bugie,
a raccontare scuse, ad
annientarci
Avreste potuto
salvarci?
Il giorno in cui
vennero gli aerei
dalle ali
grigie, dalle pance gonfie
dalle
bocche nere
Avreste dovuto vedere