Ни в чем дистанция между гражданским и политическим активизмом не проявляется так сильно как в постановке целей и задач (не считая различий в ценностной мотивации, в "морфологии" коллективного действия и т.д.).
Партии, политические движения, лоббистские клубы и т.д. существуют для того, чтобы бороться за власть, определять порядок функционирования государственных институтов, отношения с другими государствами и проч. Чтобы участвовать в их деятельности есть чертова дюжина опций: от членства до посещения акций, слушаний, выборов, агитирования... Но конечная цель профессиональных политиков - управление государством (через правление или влияние). Артикуляция общественных интересов, разруливание социальных конфликтов, законотворчество и т.д. - это инструменты политического управления, а не самоцель.
У гражданского активизма иные приоритеты. Для него, напротив, реформирование и настройка государственных институтов - это побочный продукт (беда, что наши НПО так фиксированы на государстве как на антагонисте, объекте поддержки, доноре, субъекте репрессий и т.д.), а настоящая цель - изменение социальных отношений, влияние на общественное мнение, на ценностные установки сограждан, развертывание независимых (от государства, от рынка) форм самоуправления, разрешение текущих конфликтов без беганья к "барину" (внешнему авторитету). В том случае, если общество достигло "гражданского совершеннолетия", о котором говорил Кант, никакая власть не в состоянии навязать людям униженного, бесправного, немого положения. Ее амбиции "править без согласия", царить путем окриков, приказов и прикладов будут скручены в бараний рог, а новоявленные фюреры - отправлены на помойку. И - плевать под какими флагами сколачивается очередная банда "авторитарных модернизаторов" (будь-то либералов, оправдывающих террор и "заморозки" ради большей экономической эффективности как в Чили, будь-то радикал-революционеров, накидывающих на народ седло ради приведения его, невежественного и отсталого, ко всеобщему счастью, будь-то каких-то религиозно-окрыленных мессий, каленым железом укореняющих нравственность и всеобщий покой...).
Гражданское общество - это разделенная с другими ответственность за право быть собой, за бремя жизнь собственным умом. Достичь гражданского состояния - не означает ни богатства, ни полной социальной гармонии, ни отсутствия несправедливости. Это означает только то, что люди перестают отчуждать свою свободу, признают свое историческое авторство, делают государственные и прочие институты своими "мышцами". Как они потом распорядятся собственной суверенностью, будут ли ведомы голосом рассудка или позволят себя увлечь демагогам - это уже другой разговор.
Но сам момент пробуждения гражданственности незабываем. Посмотрите видео "Wieża Radości Wieża Samotności" - классической песней 1988-го года польской "поп-группы с панк-оттенком" Sztywny Pal Azji. Визуальный ряд (из фильма "День солидарности") - документальная хроника о демократическом движении "
Солидарность", о Лехе Валенса, о молодых идеалистах... Люди вышли на площади не как стихийная толпа. То, что историки позже окрестили "демократическим движением" в действительности было сетью и агломерацией клубов, неправительственных организаций, интеллектуальных кружков, артистических сообществ, молодежных субкультур. Толпу легко разогнать, общество - не получится. Даже если найдутся придурки в униформе, которые бить подкованым копытом за корм и привилегии.
Sztywny Pal Azji - Wieża Radości Wieża Samotności
Click to view
Sztywny Pal Azji - - Wieża Radości Wieża Samotności (выступление на фестивале Opole 89)
Click to view
Mieszkam w wysokiej wieży otoczonej fosą
Mam parasol, który chroni mnie przed nocą
Oddycham głęboko, stawiam piedestały
Jutro będę duży, dzisiaj jestem mały
Stawiam świat na głowie do góry nogami
Na odwrót i wspak bawię się słowami
Na białym czarnym kreślę jakieś plamy
Jutro będę duży, dzisiaj jestem mały
Mieszkam w wysokiej wieży, ona mnie obroni
Nie walczę już z nikim, nie walczę już o nic
Palą się na stosie moje ideały
Jutro będę duży, dzisiaj jestem mały
Stawiam świat na głowie do góry nogami
Na odwrót i wspak bawię się słowami
Na białym czarnym kreślę jakieś plamy
Jutro będę duży, dzisiaj jestem mały
P.S. Константин Дорошок - российский Лех Валенса?: (
Наше российское государство так уж устроено, что обеспеченные и довольные своей жизнью работающие люди ему как бы… ну не то что не нравятся, но как-то уж… беспокоят и раздражают. Обеспеченный человек - это ведь независимый человек, а вся суть нашего российского государства извечно покоилась на предельной зависимости «маленького человека» от «великого государства»).