В Ижевске и Воткинске когда-то можно было увидеть дверные ручки в виде недремлющего сторожевого льва. «Подъятой лапой» лев стережет гладкий медный шар - желтое солнце. Не углядишь - и шар пропадет в кузнечной топке, укатится солнце в подземно-заводской Тартар. Начищенные до солнечного блеска «львиные» ручки воткинского литья сияли на бревенчатых домиках Ижевска, но эти дома заменили панельными уродами и угрюмыми цехами, а медных львов выбросили в заводские топки. Историческая застройка двух главных улиц старого Ижевска, соединяющихся у башни-часозвонницы - нагорной Троицкой и заречной Казанской, - уничтожена полностью. В Воткинске же старинную деревянную застройку со львами сохранили. Художественное литье на Камских заводах-близнецах сосредоточивалось в якорно-корабельном Воткинске. Поэтому в XIX веке именно он снабжал своего оружейного брата сторожевыми медными львами, стоящими на часах в одинаковой позе, с ядром под передней лапой. Как раз такие львы и были больше всего характерны для Петербурга и Флоренции. В Петербурге статуи львов получили широкое распространение в начале XIX века с утверждением в отечественной архитектуре стиля русского классицизма. Пришли львы с шарами на Неву, а затем в Ижевск и Воткинск из Италии, как дань увлечения античным искусством.
И ещё много интересных исторических фактов во
Фрагментах рукописи книги Игоря Кобзева «Деревенский Петербург (Ижевск - град Петров: о сходстве несходного)».
С праздником!