Самое красивое здание в городе Южно-Сахалинске. Построено японцами в 1937. Напомню, кто не вникал: Сахалин в конце 19 в. был русским, после русско-японской войны южная его половина отошла к японцам, вплоть до 1945-го. Японских зданий сохранилось очень мало: при советской власти память о японской оккупации тщательно изничтожали и даже предпочитали не поминать этот период. Сейчас, напротив, даже книжку выпустили про оставшиеся в городе японские здания и памятники.
Вокруг музея прекрасный сад, фонтаны, отчасти сад - ботанический, с образчиками уникальной сахалинской флоры.
Львов двое, второй рычащий. В саду стоит крупногабаритная часть экспозиции: образцы жилищ нивхов и айнов, японский танк, и вот еще из японского наследия
Это - японский школьный павильон 1920-х, в котором хранился портрет императора. То есть объект идеологической пропаганды. Найден в конце 90-х годов в одном из поселков. Бетон.
Там же, возле музея, памятник очень важному для него человеку
История эта довольно фантасмагорическая. Бронислав Пилсудский - старший брат маршала Юзефа Пилсудского. Как это ни смешно, он... сидел по делу Саши Ульянова. Был сослан на сахалинскую каторгу. Был, между прочим, польским националистом, и, разумеется, революционным радикалом. На Сахалине сделался крупнейшим этнографом, изучал ороков, нивхов, айнов. Составил первый словарь языка, если не путаю, - ороков. И был одним из основателей сахалинского музея, который в конце 19 в. создавали совместными усилиями чинов тюремной администрации и каторжан из грамотных (не то чтобы даже начальство им велело сделать музей, а просто в ту пору уже было принято музей иметь). Тогда была собрана солидная этнографическая коллекция, все следы которой исчезли при японцах. Может, она и сейчас где-то в Японии, но никто о ней ничего после 1905 г. не слыхал. Нынешняя коллекция собрана заново, и включает в том числе личную коллекцию Пилсудского. А сам он, став уже довольно известным этнографом, получил разрешение перебраться во Владивосток для работы в тамошнем музее. Совершил несколько больших этнографических экспедиций по Сахалину и району расселения "своих" народов на материке. После манифеста 17 октября 1905 стало возможно вернуться из ссылки, поехал в Европу. На Сахалине была у него жена-айнка и ребенок. Пилсудский хотел взять их с собой, но она была из знатного айнского рода, и папа наотрез отказался отпустить дочь в такую даль и глушь. Б.Пилсудский жил в Польше, потом в Париже. Оказался никому не нужен: ни в одном европейском университете не имелось ставки профессора по нивхам, а у Пилсудского, при признанных научных заслугах, не было университетского диплома. Он нуждался, женился на юношеской своей любви, обрабатывал привезенные материалы, писал статьи. В 1918 в Париже был найден утонувшим в Сене - вероятно, самоубийство. Существует международное научное общество по его наследию.
Самая интересная часть экспозиции музея - археология и этнография
Любимые мною горшки
А это явление, про которое я читала применительно к японской археологии - раковинная куча. Бытовой мусор древнейших обитателей морского побережья, питавшихся главным образом дарами моря
Вещи айнов, те, что выглядят совсем как японские, вполне могут быть японскими: айны торговали с японцами и покупали у них посуду
Один из самых экзотичных экспонатов. Это - изображение медвежьего праздника айнов, сделанное в конце 19 в. из хлебного мякиша. Не знаю, какими умельцами, но вероятно из каторжан
И еще необычные материалы
Эта рубашка сделана из волокна крапивы. Обычный материал одежды нивхов. Так что в той знаменитой сказке про принцев-лебедей, которым Эльза плела рубахи из крапивы - девушка видать просто была из нивхов ;-)
А на этой картинке одежка наверху в центре - из кожи кеты (да, да - рыбы)
Еще одежда нивхов, отчасти из более привычных материалов - кожа и мех нерпы, но сумка и сапожки тоже из кожи кеты
Натурально, сани и лодка
Шаманские предметы. Обратите внимание, для Сахалина характерна в них стружка, заструженные палочки
Когда переходишь от этажа со всем этим к более недавним временам, начинаются некоторые содержательные проблемы. Экспозиция пунктирная, примерно так: полстенда, впроброс, про русских мореплавателей-первооткрывателей, затем сахалинская каторга, Чехов на Сахалине, пограничный советско-японский знак, немного 2-й мировой войны (которая, на минутку, именно там, на Сахалине, и закончилась), потом подробно - послевоенный Сахалин. Все, что касается японцев - обойдено полным молчанием. Освоение острова русскими поселенцами и переход его в 19 в. в русское владение - тоже. Странная такая, унаследованная от трусливых советских местных идеологов, позиция: умалчивать, не затрагивать, не касаться. Хотя, казалось бы, история русских территорий, в том числе Сахалина, есть, написана - в Москве; а вот на местности это была тема запретная. Но советская власть секретила что ни попадя, а теперь-то что? Тем более в свете японского желания пересмотреть итоги 2-й мировой политика умолчания откровенно проигрышная, слабая позиция.
Как бы то ни было, сейчас экспозиция музея по части 20 века выглядит примерно так