18 мая
Юлия Мацкевич
Я честно собиралась быть лаконичной, но не получается, видимо, вспоминается с
удовольствием. Во время завтрака (все что угодно, кроме овсянки) коллеги рассказывали,
кто что успел повидать в окрестностях отеля. День начался с экскурсии по Британскому музею (British Museum).
К 10 часам утра его двор был полон народа, но он не праздно дожидался открытия, а разглядывал композиции
из растений разных регионов Северной Америки. Музейщики тщательно работают с
аудиторий: ее подсчитывают, анализируют и учитывают ее интересы. Ежегодно музей
посещают в год 5-6 млн человек, из них - 250 тыс. школьников, в основном - это дети от 5
лет, 11-18-летних школьников - всего 15 %. Это, честно говоря, нас удивило, но,
оказывается, так школы строят свою внеклассную работу. Старшеклассников чаще водят
в Музей Виктории и Альберта, а также галерею Тейт, которые предлагают им занятия по
дизайну с историей искусства. Особенно пристальное внимание сотрудники уделяют тем,
кто самостоятельно не может прийти в музей (малоимущим или людям с ограниченными
возможностями).
Британский музей занимается не только глобальными, но и локальными проектами. Мне
запал в душу проект с одной из лондонских школ: дети наблюдают и фиксируют сезонные
изменения пейзажа за окнами музея. Завершалась презентация рассказом о работе
Британского музея с регионами.
Михаил Клецкий
Для меня Британский музей - это потрясающая коллекция: первое стекло, Портлендская
ваза, диатрета Ликурга... О другому умолчу. В музейном магазине запомнился
совершенно нелепый сувенир: неудобная, огромная флешка в виде Розеттского камня.
Юлия Мацкевич
Вторым пунктом нашей пятничной программы был Национальный музей детства (филиал
Музея Виктории и Альберта) в Ист-Энде, который переехал сюда из Южного
Кенсингтона. Музей обладает богатейшей коллекцией: 30 000 экспонатов. Верхние
галереи посвящены истории игрушек, детской одежды и мебели; нижние - творчеству.
Несколько витрин напоминают о предстоящей лондонской Олимпиаде - в них
выставлены игрушки-символы Олимпийских игр в разных странах (наш бурый мишка -
один из самых симпатичных). В любом зале можно потрогать ткани, примерить башмаки
разных фасонов и эпох; совсем маленькие могут на игрушечной кухне накрыть на стол
или развесить белье. При нас прямо на ковре сидели молодые женщины в традиционной
восточной одежде с детьми, а сотрудница музея читала им книгу и беседовала с ними.
Я же не могла оторваться от кукольных домиков, один из которых вместе с другими
игрушками был подарен королевой Марией, супругой Георга V. Но в целом коллекция
представлена весьма традиционно: большие прямоугольные тематические витрины,
например, «Кем я стану?», с экспонатами. По словам директора музея Райан Харрис
(Rhian Harris), они размышляют сейчас над тем, как улучшить свою «старомодную»
экспозицию.
20 % посетителей музея - с низким доходом, а 25 % - этнические меньшинства. К своей
особой аудитории музей относится с уважением: некоторые аннотации были переведены
на турецкий и бангладешский языки. Каждый может попасть в святую святых - музейные
фонды - заказав предварительно для осмотра какой-либо экспонат. В штате работают
всего 25 сотрудников, 20 - из внешних компаний и 20 волонтеров.
Ольга Тюкавкина
Мы были не в детском музее, а в Музее - о детстве. И взрослые здесь тоже находят
для себя много интересного. В хранилище можно встретить игрушки на все вкусы и для
любого возраста! Вот интересно, как детей отсюда уводят? Со слезами, наверное. Сюда
также может попасть каждый желающий, а за последний год количество их только
увеличивается. Как мы узнали, сотрудники вынуждены иногда отказываться от
интересных экспонатов, потому, что просто негде их хранить. Но это они еще не знают,
что такое недостаток площадей для экспозиции, не то что для хранения. Мы обратили
внимание на ярко- желтые этикетки, и нам честно объяснили, что текст на них
оставляет желать лучшего. Музейщики даже опросили посетителей на этот счет - и
получили ответы, которых не ожидали. Для взрослых - текста слишком мало, а детям он
не всегда понятен.
По сравнению с предыдущими музеями, в этом - очень мало всяких мультимедийных
технологий. Но мне это показалось даже привлекательным, не похожим на других, зато тут
есть больше возможностей мастерить своими руками. Краем глаза я видела, как одна
группа детей от 6 до 8 лет была занята на одной из таких программ. Мне, конечно, очень
захотелось к ним присоединиться, но я так и не решилась. А вот в нашем музее нет ничего
подобного для маленьких детей.
Владимир Кулак
Здесь многие из нас впервые услышали термин storytelling - от англ. «история» и
«рассказывать». Не особо технический, но, наверное, самый душевный музей.
Михаил Клецкий
Мне, кстати, очень понравилось, что на краткое V&A (Museum of Childhood) в Лондоне
реагируют все, причем, мгновенно. Когда музей опознают по аббревиатуре - это дорогого
стоит! Но сам музей ни захватывающей экспозиции, ни современных игр с галдящими у
них детьми. Пресно и заранее вполне предсказуемо. Странно, но я не увидел разделов о
«другом детстве»: бездомных, сиротах, детях с концлагерными клеймами. Заведение
оставило у меня привкус не музея детства, а музея игрушки.
Юлия Мацкевич
Поблагодарив гостеприимных сотрудников Музея детства, мы отправились в Музей
Лондона, может быть, еще не предполагая, что самые яркие впечатления этого дня еще
впереди. Он финансируется мэрией Лондона, в его коллекции - 2 млн экспонатов, а
посещают его ежегодно 400 000 человек. Новая экспозиция по истории Лондона за
последние 350 лет была открыта в мае 2010 года. Именно ее нам и показали. Самые
интересные экспонаты, сгруппированные по историческим периодам, идут под рубрикой
«Не пропустите». Кстати, на сайте музея есть возможность скачать различные
приложения об истории Лондона.
Потом мы оказались в суперсовременном образовательном центре. Нам рассказали, что
родители могут получить при входе так называемые рюкзачки активности (activity bags),
которые различаются по темам. Руководитель проекта по цифровому обучению Paul
Clifford, придерживается двух правил: используя современные технологии, заставляет
посетителей думать и запоминать и как можно чаще привлекает опыт детей, которые
соображают в технике лучше, чем учителя. В последнем мы убедились, увидев рекламный
ролик музея, который записали 14-летние подростки. Нам продемонстрировали
приложение к Apple «Музей в вашем кармане» (350 000 скачиваний вместо ожидаемых
5000).
Вдохновленные рассказом, мы отправились самостоятельно знакомиться с музеем, но
прежде зашли… в туалет. Стоило бы кусать локти, если бы мы обошли его стороной! На
дверях кабинок были нарисованы цветные иллюстрации к коротким рассказам об истории
«туалетного дела» в Лондоне, а внутри кабинки начинала звучать запись
проиллюстрированной истории. Процесс познания не прервался ни на минуту, а главное -
вновь захотелось улыбнуться!
Владимир Кулак
Потом с нами произошло настоящее событие - мы попали в музей Лондона, музеем - о
человеке в городе. Нам очень понравились его образовательные программы -
захватывающе интересно! Мы ведь тоже в своих музеях развлекаем гостей разными
артефактами из прошлого, но вот способу их «аранжировки», отточенности занятий
можно просто позавидовать.
А как ведущие разговаривают с участниками! Например,
вместо прямолинейного вопроса «Что это?» спрашивают: «Как вы думаете, что бы это
могло означать?» Вместе с Дарвиновским центром музей Лондона занимает первое место
по использованию медиатехники в экспозиции. Особенно впечатлила экспозиция
современной коллекции шляпок в сочетании с историческим костюмом и сложной
мультимедиа инсталяцией с эффектом присутствия, называлась, по-моему, «Сад
удовольствий». В Музей Лондона хочется вернуться - так много удивительных вещей и
уважения к посетителю, пожалуй, больше нигде и не было.
Потом, и уже самостоятельно я отправился к галерее Тейт и «внутренностям» от Дэмьена
Херса - дежавю Музея естественной истории. Именно тут и начинаешь физически
ощущать, что музей не ограничивается зданием. Он всюду и во всем. И площадки
скейтбордистов на южном берегу, с бесконечными граффити воспринимаются тоже как
продолжение музеев уже в виде стрит-арта.