Еще о будто-бы несуществующем средневековом национализме

Dec 24, 2023 02:45

Продолжение к: Общество неизменно проходит все соответствующие стадии

Теория о стадиях конечно интересная и даже не лишена логики. А теперь разберем как оно было на примере Британии начала нашей эры. У нас ведь речь о стадиях? Ну тогда поехали.

1. Британия и Ирландия заселены "дикими племенами". О национализме говорить рано - еще наций нет.

2. Приходят римляне. Разные племена объединяются против них. Уже некий национализм.

3. Римляне завоевывают территорию современной Англии, отгораживаются Адриановой стеной от севера Британии и строят цивилизацию. В городах бассейны, стадионы, библиотеки и дома с центральным отоплением. Вне городов - виллы. Цивилизованные британцы служат в легионах по всей империи, не-цивилизованные успокоились и не лезут. Национализма нет.

4. Империя переходит в христианство. Ну какой тут может быть теперь национализм? Все, ушло в прошлое

5. В империи гражданская война и легионы забирают воевать на континент. На вопли британцев - мол дикари лезут и с севера и с моря - следует ожидаемый ответ "Легионов нет, но вы держитесь". Приходится организовывать оборону своими силам. А вот теперь уже классический национализм.

А вот еще немаловажная деталь. Живет себе в Англии (так еще не называемой) некий Патрик - впоследствии ставший святым. Отец - христианин, дьякон, римский гражданин и даже депутат гор. совета. Т.е. никакого национализма. Где-то в 412-м Патрика угоняют в рабство ирландские пираты. Через 6 лет он бежит в Марсель, а еще через 14 лет возвращается и обращает ирландцев в христианство.

Проходит чуть меньше 200 лет. За это время римскую часть Британии завоевывают англо-саксы и уничтожают там христианство. А тем временем ученики Св. Патрика обращают в христианство север Британии (будущую Шотландию). Теперь все наоборот - язычники и христиане поменялись местами. Важный момент - ученики Св. Патрика практически не контактируют с Римом. Абсолютно независимы в кадровых вопросах да и в богословских тоже. Рим недоволен, но терпит. Но вот папа Григорий обращает в христианство короля Кента (на тот момент Кент - крупнейшее королевство англов). Обращает главным образом используя политические связи, а не миссионерство. Королю обещают поддержку по важным для него политическим вопросам.

Ну а теперь надо брать под контроль ирландцев и шотландцев. Рим требует объединения церквей. Созывают конференцию, на которой последователи Св. Патрика упираются по целому ряду третьестепенных вопросов - прическа священников, стиль одежды священников и т.п. А принципиально - они не хотят признавать над собой власть вчерашнего язычника. Рим переходит к угрозам - король пойдет на вас войной, мы его благословим и тогда не ждите пощады. Ответ - а мы ее от англов никогда не ждали. Население Ирландии и Шотландии полностью поддерживает отказ от объединения. Национализм в чистом виде.

На сегодня Св. Патрик - символ ирландского национализма и противостояния ирландцев англичанам. Теория и жизнь не всегда совпадают.

history, Национализм

Previous post Next post
Up