«Как Папагено Копелиуса перехитрил» («Севильский цирюльник» в Музыкальном театре 17.09.2016)

Sep 26, 2016 14:11

Оригинал взят у bildhauer в «Как Папагено Копелиуса перехитрил» («Севильский цирюльник» в Музыкальном театре 17.09.2016)
На эту долгожданную премьеру идти я не собиралась. А зачем? «Цирюльник» - это совсем не моё, а состав не мог удивить по определению: у нас всего-то одно меццо, один тенор и один баритон - слышали их все сто-пятьсот раз. Но как-то само собой получилось, что в 16:55 я уже сидела в кресле Музыкального театра. Но хотя бы программку покупать не стала - ведь никаких сюрпризов точно не будет! Но сюрприз, как и положено, подкрался незаметно.


Фотограф © Татьяна Зубкова


Сначала в роли графа Альмавивы оказался другой тенор, потом за сценой послышался голос другой Розины, а затем петь Фигаро вышел другой баритон. Тройное комбо!!! Да, теперь у театра есть молодой второй состав, о котором руководство решило так радикально заявить, доверив петь первый премьерный спектакль (чтобы молодёжь в прессу попала, если кто не понял). А поскольку постановка оказалась ожидаемо пресно-традиционной, поход на «Цирюльника» фактически обернулся знакомством с новыми штатными легионерами.

Татьяна Ерёмина - Розина. Мощное сопрано широкого применения. Её ипостась Верди-Веризм. Для Россини голос всё-таки великоват (но не тяжёл!). В первом действии певица иногда теряла контроль и выдавала мощные и агрессивные верхние ноты, но во втором действии взяла себя в руки и всё закончилось благополучно. Зато нижний регистр Ерёминой в этой меццо-сопрановой партии не вызвал никаких вопросов - слух радовал мягкий обволакивающий объёмный звук, извлекаемый без труда и напряжения. Пускай это ни разу не бельканто, голос у Ерёминой достаточно подвижный и технических провалов не случилось. А уж сценический образ вышел просто превосходный! Даже не знаю, как описать - настоящая Розина! Юная, озорная, влюбчивая, с искромётной энергетикой. И, несмотря на все дурачества, Розина Ерёминой очень органична, очень естественна, без перегибов и безвкусицы. Вывод: хорошо, но надо работать. Если голоса нет, тогда беда, а если голоса даже больше чем надо, его можно научиться убирать. Так что Ерёминой просто нужно время для отработки партии. Ждём прогресса. А пока, конечно, зачёт!

Артём Агафонов - граф Альмавива. Молодой тенор, спевший в прошлом сезоне Трике, способный, но лет через 10, и вдруг граф Альмавива! Вот это наглость так наглость! И чуда не случилось, каватина "Ecco, ridente in cielo" ничего хорошего не предвещала. Но, когда певец справился с первым волнением, а слушатель отошёл от шока, всё перестало быть ужасно. У Агафонова светлый чистый пронзительный голос категории «россиниевский тенор». Зашибись, теперь в Краснодаре есть свой Хуан Диего Флорес. Без техники Флореса, но с манерой и тембром Флореса. И я не шучу, творческий ориентир и предмет подражания нашего Альмавивы виден не вооружённым глазом. Работы ещё очень много, но радует чёткая нацеленность на определённый репертуар. Зачтём ему этот эксперимент и будем продолжать наблюдение.

Максим Рогожкин - Фигаро. Вот тут полный восторг без всяких оговорок! Чёрт возьми, это было лучшее, что я слышала в нашем театре! Если Ерёминой надо учиться петь Россини, а Агафонову надо учиться петь в принципе, то Рогожкин-Фигаро готовый мастер! У него уверенная техника ( с настоящими белькантовыми «ступеньками»), свободно льющийся ровный подвижный голос и очень-очень светлый тембр - один мой друг называет таких баритонов «ленивыми тенорами». Но не считаю это недостатком - обертонов хватало, вокальной монотонности не было в помине. Очень крепкое исполнение. Никогда бы не поверила, что поёт молодой мальчик, фактически без опыта. Находила в интернете его записи - они ни капельки не передают того, что в реальности. Придётся ходить на Рогожкина в театр. Очень хочу его Онегина и вообще всё, что угодно. Блестящий дебют!


© Елена Синеок, ЮГА.ру

Ещё очень понравился певец в маленькой роли Офицера.

В общем, пополнение пришло хорошее. Особенно приятно, что новички выступили единой командой, смогли создать дружный сценический ансамбль. Не знаю, какой чёрт меня дёрнул пойти в театр именно 17-го, но я очень рада, что попала на этот состав!

Пару (сотен) слов о постановке

Руководство театра, прекрасно понимая, что радикализм в нашей деревне на хрен никому не нужен, а так просто рисковать кассой «Севильского» они не могут, поручило постановку уже знакомому по нескольким проектам мальчику из Питера. Дёшево и сердито, а, главное, традиционно, чтобы не спугнуть зрителя. Но некоторая уникальность у спектакля всё же есть.

Во-первых, сам Фигаро, точнее его костюм. Нет, он не плох, просто это костюм Папагено. Вычурный зелёный прикид с жёлтой грудкой, красное оперение на плечах, и красный гребешок со шлейфом на клюве-шляпе - когда это чудо в перьях выскочило на сцену, я думала он запоёт "Der Vogelfänger bin ich ja". Не то чтобы я была против подобного баловства с аллюзиями, просто Фигаро сам по себе яркий и уникальный герой, он не нуждается в сравнении или параллели с Папагено! Вот на фига это было? Неужели случайно? Тогда желаю художнику по костюмам лучше изучать мировую оперу и избегать подобных случайностей (в остальном претензий к костюмам нет).

Во-вторых, Доктор Бартоло. Нет, он не плох, просто это не Бартоло, а Копелиус. Да, наш доктор медицины на самом деле физик, химик и механик, сиречь чудаковатый учёный, с домом-лабораторией, полным разнообразными приспособами и лабораторной стеклотарой. Тоже возникает перекличка с совершенно другой оперой, но проблема даже не в этом. Просто искомый доктор Бартоло, герой Бомарше и Россини, - обладатель мелких пороков, предмет сатиры. Он брюзга и интриган, он гонится за наживой в виде приданого и не прочь обзавестись молодой женой, в общем, старый хрен и отрицательный герой. Но Бартоло-учёный, живущий в своём мире, фанатик, преданный работе, далёк от этих «мещанских катаклизмов»! Не будет он бегать за девчонкой и заниматься её капризами. Он ворчун, но не злодей и точно не старый волокита. Даже зловещести Копелиуса в нём нет. Он добрый ворчливый чудак. Поэтому притянутым кажется весь сюжет. Короче, дом с приблудами очень хорош, но когнитивного диссонанса от образа главного антагониста это не отменяет.

В-третьих, тем более удивительно, что при таком внимании к образу Бартоло, его дому, его костюму, его слугам, Дон Базилио, один из самых колоритных злодеев, остался совсем без образа! В постановке он не музыкант или священник, он просто некий товарищ без определённого рода занятий. Вот как это… Почему это…

В остальном постановка немного пресная - там, где принято смеяться 10 раз за эпизод, тут получается только 1 или ни разу. Для комедии всё-таки маловато. Не говоря уже о том, что постоянно отвлекаешься на субтитры! Кому вообще сдался итальянский язык в нашей деревне? Певцы не будут от этого лучше петь, а театр не повысит свой рейтинг! Пойте по-русски, хотя бы комедии и будет вам счастье, в смысле касса! Нет, мы лучше будем на покосе во фраках! Красиво же, ёпта!

Но нет причин заканчивать на грустной ноте. Всё прекрасно! Особенно новый баритоша. А история о том, «Как Папагено Копелиуса перехитрил» наконец вошла в репертуар театра.

максим рогожкин, татьяна еремина, артем агафонов, севильский цирюльник, опера, премьера

Previous post Next post
Up