«Балетный пантеон». В области балета мы далеко не впереди планеты всей

Nov 29, 2011 16:50

http://www.kuban.aif.ru/culture/article/22124

Автор:
Александр Геннадьев

Опубликовано:
29 ноября 11 (2:35)

Так ли уж все безоблачно в нашей балетной столице, как это нам пытаются порой нарисовать...

Александр Геннадьев - театральный обозреватель издания «Аргументы и Факты» (на Юге России), балетного критика. Александр известен на Кубани своими острыми, а порой и скандальными публикациями. Его статьи, пусть спорные, всегда отличаются своим собственным взглядом на проблемы культуры.

На Кубани грядет фестиваль, посвященный 85-летию Юрия Григоровича.


Юрий Григорович - фигура эпохальная, но и очень противоречивая. В свое время он поднял наш балет, выведя его из тупика. Но это одна сторона медали спасителя, есть и другая, довольно грустная.

Сегодня Григоровичу больше подходит статус легенды, этакого человека из гранита. Впрочем, благодаря ему Краснодар иногда упоминается как провинциальная балетная столица - хотя это явное преувеличение, но приятное. А так ли уж все безоблачно в нашей балетной столице, как это нам пытаются порой нарисовать?

О ситуации в краснодарском балете
Балет на Кубани возник с хорошей подачи и с именем мирового значения. Но на сегодня статус у нас чуть ли не европейский, а сущность - провинциальная. Складывается впечатление, что вообще краснодарский балет существует в роли пантеона. Потому что все, что мы здесь видим, уже когда-то где-то было, кем-то ставилось и затем перенеслось на краснодарскую сцену, в виде адаптированных редакций. Пожалуй, кроме высокопремированной «Ангары».

Да, у краснодарского театра балета имени Юрия Григоровича был свой взлет. И он пришелся как раз на ранний период его существования. Я помню первый наш балетный фестиваль - очень тогда знаменательное событие. На него приезжала даже еще танцевавшая Людмила Семеняка. Были и у нас танцовщики вполне замечательные.

Но постепенно мы растеряли лучших солистов: кто-то уехал, кого-то «ушли». Сегодня из достойных балерин назову лишь Александру Сивцову, очень трудолюбивую, грамотно работающую. Но и ее в заглавных партиях мы не так уж часто видим. В чем причина? Можно строить только догадки… Поговаривают, что педагоги-репетиторы нашего балета Олег Рачковский и Ольга Васюченко никак не могут найти общий язык: каждый тянет своих. И эта междоусобица, естественно сказывается на состоянии коллектива.

Выходит, не по профессиональным качествам ценятся артисты. В целом складывается впечатление, что труппу никто не отслеживает. Юрий Григорович - целиком в Большом театре, что можно понять.

О поклонниках без талантов
Говорят, незаменимых нет. Это неправда. Мне жаль тех наших балетных артистов, которых сегодня уже нет в театре. Интересные исполнители уходили из-за разных проблем. Алексей Кондратюк и Роман Зиновьев - из-за плохой занятости. Михаил Зиновьев, и это я точно знаю, - из-за Олега Рачковского. Казалось бы, нужно беречь как зеницу ока те таланты, что остались. Не тут-то было! Не поддается какой-либо логике разрыв отношений между театром с прекрасной балериной Еленой Князьковой. Сегодня Елена танцует по всему миру, но не у нас.

У нее-то все хорошо - это нам без нее плохо… Ладно бы приглашали гастролеров, но в последнее время и таких не видим.

А очередная потеря - вообще необъяснимая. Премьер Денис Владимиров, обласканный публикой и администрацией, внезапно написал заявление об уходе по собственному желанию.

История этого увольнения - запутанная, а доводы, которые выдвигают в театре - мол, это история личного характера либо дело в недисциплинированности солиста, кажутся нам малоправдоподобными. Зато известно, что накануне скандала Владимиров осмелился выступить на одном из российских фестивалей с ныне «опальной» Еленой Князьковой.

Из приличных танцовщиков ныне остался лишь Инь Даюн. Но он травмирован. Всякий раз, когда артист поднимает партнершу или делает прыжок, у меня сердце сжимается. Другой ведущий солист, на мой взгляд, - корифейного класса.

Вообще, большинство наших нынешних балетных «звездочек», скажем так, далеко не прима-балеринского уровня. Самое любопытное, к нам показывались интересные танцовщики, но их почему-то не брали. Возможно, чтобы не портили картину любимчикам? К великой радости балетоманов появилась фактурная Екатерина Конобеева. Но с ней нужно было правильно работать.

Сегодня, увы, я совершенно не вижу роста у балерины, хотя она подавала определенные надежды. Складывается такое впечатление, что театру совершенно не нужны свои этуали, новая поросль.

О балетной школе
За то, что в Краснодаре сегодня есть свое балетное училище, - низкий поклон кубанским властям. Потому что такие училища в России можно пересчитать по пальцам. Но нужно искать знающих педагогов. Впрочем, эта проблема - общая для всех училищ страны. Хороших педагогов становится все меньше в России. Они уезжают за границу - там просто платят больше.

Последняя «Спящая красавица» в Большом театре, которой все рукоплескали и радовались, на мой субъективный взгляд, балет печальный и никак не премьерный. По сути, спектакль показал, что в области балета мы далеко не впереди планеты всей.

Сейчас я часто слышу как главный упрек, что на таком эпохальном событии солистом был чужеземец. Если уж на то пошло, давайте вспомним иностранных танцовщиц эпохи Мариуса Петипа в Императорском театре. Первой исполнительницей партии Авроры была итальянка Карлотта Брианца. Но она была превосходная балерина.

У нас проблема в другом: американский танцовщик - не самый талантливый и яркий. Разве в России нет своих звезд? Есть! Почему не удержали замечательную пару - Наталью Осипову и Ивана Васильева?

Вообще, потеря Осиповой и Васильева - это знак беды для Большого театра. И когда начальство Большого на весь свет возмущается тем, что «беглецы» перешли в театр уровня «С», то нужно не митинговать, а задуматься: отчего артисты меняют театр класса «А» на более низкий?

Утешает лишь то, что мы дожили до тех времен, когда бегут не за границу, а в Санкт-Петербург…

О критиках
Критик в России - это больше чем критик. Как говорит мой любимейший балетовед Вадим Гаевский, «…я слышал много претензий к критике от актеров и режиссеров и утверждаю: больше всего этих претензий предъявляют очень плохие актеры и еще более плохие режиссеры…» Но бывает и нетерпимость любой критики.

В своей книге «Дивертисмент» Гаевский впервые посмел слегка обозначить проблемы Большого театра и Юрия Григоровича. Это было в 1981 году. Результат? Его нигде не печатали несколько лет. Заводили даже политическое дело. А в Большом театре он получил кличку «врага народа» и долго опасался ходить туда.

Гаевский пережил самую настоящую травлю. Да и уже в послеперестроечное время его называли и «агентом влияния», и «врагом русского балета». А ведь Вадим Гаевский - самый глубокий критик современности. Тоньше и изящнее никто из его современников психологических портретов не писал. Он ни разу не пошел на компромисс.

Сегодня нашего «врага народа» вовсю переводят за границей, даже на китайский язык. А живет он в скромной московской однушке со своей верной спутницей жизни. Извините за высокопарность, вот где пример высокого и честного служения искусству.

С Александром Геннадьевым беседовала Елена Лубинец.

Источник: Southern Fires

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ТУТ

балет, пресса, юрий григорович

Previous post Next post
Up