Женщина на корабле - к несчастью; на яхту сия примета не распространяется.(с)
Собирая информацию о "Сольвейг" в архиве яхт-клба и беседуя с капитанами, я не раз слышала о Корневой Марии Сергеевне и встречала ее фамилию в отчетах о соревнованиях. Мне стало жутко любопытно - каково это быть женщиной - капитаном? Сложно ли управлять не только яхтой, но и экипажем? Можно ли совмещать материнство и яхтинг? Мой интерес еще и сильно подогревал Виктор Евгеньевич (нынешний капитан "Сольвейг"), настаивая на том, что мне надо непременно с ней пообщаться. Правда, встретиться ней у меня получилось далеко не сразу: зимой в яхт-клубе делать особо нечего, у всех работа, дела, семьи...
Мы с Марией Сергеевной созванивались где-то месяц, но все никак не могла выбрать подходящее нам обеим время. Однако, тут начались весенние школьные каникулы, и Мария Сергеевна нашла время для встречи. Так, за чашкой эспрессо, она и поведала мне о своей морской жизни.
По словам моей собеседницы, к парусной жизни она приобщилась уже в достаточно сознательном возрасте - 15 лет. Ее отец ходил в то время на яхте "Лена", на которой, вкусив прелести морской жизни, так же осталась и Мария. Через пару лет, выучившись на рулевого 2 класса, она ушла на "Варяг", который до сих пор вспоминает с теплотой и считает, что именно эта яхта стала для нее по-настоящему "родной".
На "Варяге" в то время подобралась чудесная компания. Ребята отлично проводили время: ходили в дальние походы (2 раза в Польшу, в Голландию, в Англию), развлекались на фортах, участвовали в соревнованиях. Пока Мария Сергеевна вспоминала походы на форты и делилась байками о той беззаботной жизни, я вдруг поняла, что, не смотря на смену веков и эпох, яхтенная жизнь всегда была наполнена романтикой и весельем - а как иначе, когда ты молод и полон сил, когда вокруг тебя такие же люди, когда белые северные ночи не дают уснуть, а море и вино пьянят?
Переиначив известную пословицу о солдате, можно предположить, что плох тот матрос, что не мечтает стать капитаном. У Корневой же никогда не было столь амбициозных устремлений. Да, на "Варяге" ее поднатаскали на рулевого 1 класса, но это были только практические умения и навыки. Сподвигать ее на получение собственно самих прав стал капитан "Варяга" И. Дементьев. Однако именно из-за разногласий между ними Мария Сергеевна и ушла с лодки, а за ней и часть экипажа.
Какое-то время ребята ходили на яхте "Белое море", но как-то не сложилось...Не прижились они там. В то время А.С. Конопаткин - капитан "Сольвейг" - как раз принял приглашение Радиевого института им. В. Г. Хлопина стать капитаном яхты "Боян", и ему нужен был толковый заместитель на "Сольвейг". Этим заместителем и стала Мария Сергеевна. На "Сольвейг" она рулила - в прямом и переносном смыслах - с 1993г. по 1996г.
Сложно ли ей было? И да, и нет. С командой и дисциплиной вопросов никогда не возникало. Разве что очень не хватало помощника - того, кто мог бы сменить ее в ночных переходах, выйти вместо нее во время соревнований. Самое сложное в капитанском деле, признается Мария Сергеевна, это отсутствие свободного времени. Постоянная необходимость присутствовать на яхте сильно утомляет. В тех редких случаях, когда все же удавалось "отпроситься" у команды (на пример, на свое 30-тилетие Корнева, увлекающаяся так же спелеологией, получила разрешение отправиться на скалы, а не в море), приходилось долго объясняться, а то и извиняться.
продолжение следует...)