Эту старую фотографию я обнаружил на форуме газеты "Черновик". Предполагаю, что она из семейного архива участника форума, разместившего ее. Никто из форумчан, включая владельца фото, не смог установить имена изображенных на снимке людей. Я же к неописуемой радости сразу узнал брата своей бабушки, полковника Генштаба Войска Польского Багауддина Хурша (сидит слева), о котором много писал. До сих пор я располагал лишь одной его фотографией очень плохого качества, которую чудом раздобыл в архиве КГБ в девяностых (все фотографии и документы, связанные с Багауддином, были изъяты из наших семейных архивов во время обысков НКВД). И вот -такая удача!
К сожалению, установить контакт с владельцем фото, который не указал своего настоящего имени, не удается, поэтому прошу его наудачу: если Вы случайно загляните в этот мой блог, отзовитесь, пожалуйста, попытаемся вместе установить имена остальных людей, запечатленных на этом снимке!
Свой
очерк о Багауддине Хурше дополню его завещанием, которое было найдено недавно калмыцким историком Андреем Цадбаевым и опубликовано в газете «Истина» 30 октября 2007 года (перевод с аварского - мой):
ЗАВЕЩАНИЕ
"Это мое письмо дает вам полное право отказаться от меня. Какая-либо весточка, полученная из-за рубежа, какая-либо связь с человеком, находящимся за границей, делает вас людьми ненадежными. Для Советской власти я - иностранец, белогвардеец, офицер Войска Польского*. Но мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили: прошло столько лет, и ни один человек не может сказать обо мне ничего плохого. Пройдут еще десятилетия, историки и журналисты поведают обо мне много чего разного. Надеюсь, все эти рассказы будут правдивыми и искренними. Моя родина - Согратль, Гуниб, Дагестан, Россия. Я никогда ей не изменял ни в делах, ни в помыслах. Я был и остаюсь российским офицером. Служа в польской армии в чине полковника, я много сил приложил для сохранения мира и безопасности. Не разочаровывайтесь во мне... Отец и мать, наверное, давно умерли. Дорогие мои брат и сестра**, здесь, в Лондонской мечети, я воздаю свою молитву им и вам. У меня к вам одна единственная просьба: если каким-то образом вам станет известно место моего захоронения и если у вас будет возможность приехать в Лондон, привезите с собой горсть согратлинской земли и бросьте ее на мою могилу вместе с несколькими красными фасолинками. Я часто вспоминаю фасолевый суп, который готовила нам мама. Этот мир я покину с воспоминанием о его вкусе.
Ваш Багауддин".
Приписка историка Андрея Цадбаева: «В конце пятидесятых годов в Англию с официальным визитом прибыла турецкая военная делегация. Одним из пунктов протокола визита было посещение польского воинского кладбища. Турецкая делегация направилась к могиле Багауддина Хурша, возложила цветы и почтила его память оружейным залпом».
-----------------------------------------
Мои примечания:
*Эмир Хассан ( псевдоним Багауддина Хурша)
«Страничка из недавнего прошлого» **Обращение адресовано брату, писателю Магомеду Хуршилову и сестре - Атикат Шамхаловой- Хуршиловой.