Самое интересное - это как люди жили, что они ели, во что одевались. Материальная культура. Фотографии - бесценный источник для изучения быта. В начале прошлого века люди, как правило, фотографировались в ателье. Поход к фотографу предполагался в торжественных случаях, фотография оставалась на всю жизнь, дарилась родственникам и т.д. Но на студийных фотографиях можно увидеть лишь различные стулья и столики. То ли дело любительская съёмка! Из неё можно очень многое узнать.
Некоторые фото я уже показывала, но в другом контексте. Сегодня обратим внимание на интерьеры.
Милые девочки собрались по поводу дня рождения Лоре Пазель 11 января 1913 года. Судя по портрету на стене слева за девочками, Лоре Пазель - это девочка, сидящая в первом ряду слева, кокетливо косящая глазами. Семья Пазель явно была состоятельной: книги в дубовом шкафу, ковер, кожаные кресла. Есть куда пригласить подружек, если родители разрешат, конечно.
Дети из семейства Фридляйн, Конрад и Ганс. 1916 год.
О них я писала здесь Семья уже совершенно другого достатка. И жильё попроще, хотя комната оклеена модными обоями в стиле «Сецессион».
Дом семейства Штокманов, о котором я
рассказывала здесь. Фотография 1923 года.
Вышитые салфетки, плетеные кресла, буфеты, цветы в горшках. Такие салфетки и сейчас ещё можно найти на фломаркте. Согласно каталогу Kaufhaus des Westens от 1913 года такие стулья стоили 8.50 марок, столик 7.50. Комплект тюлевых гардин с оборками -10.50 марок. Уют создавался из недорогих вещей.
Повернули камеру и запечатлели еще один уголок интерьера - дорогую для хозяев экспозицию на стене. А почему она была столь дорога Хансу Штокману и его жене Элизе, уроженной Глитш, мы можем понять, вглядевшись в вышитую подушку на диване.
На ней вышит герб и надпись: „ Germania sei's Panier! Gott, Freiheit, Ehre, Vaterland“- «Германия будь знаменем! Бог, Свобода, Честь, Родина».
Оказалось, что герб принадлежал Студенческой корпорации Гейдельбергского университета, который закончил Ханс. Вот почему на стене висят студенческие фуражки, портреты четырех студентов, памятные открытки и силуэт, видимо самого Ханса. Кстати, силуэт в архиве сохранился тоже. На рис. изображен герб Студенческой корпорации Йенского университета. К сожалению, нужную картинку в нормальном разрешении найти не удалось. Но гербы очень похожи.
В 1930-е годы интерьер менялся мало. Все так же модны полочки со статуэтками, на стене - газетница. Мебель сохранилась явно с начала века. Такая полочка из орехового дерева нашлась в каталоге Торгового дома Вертхайм от 1903-1904 года. Тогда она стоила 13,25 марок. Но вот интересная деталь - на шкафу лежит футляр скрипки. Кто из хозяев - скрипач? Похоже, что дедушка. А вот часы - конца XIX века. Корпус подобных часов был сделан из дерева и покрыт бронзой. Но мог быть и из бронзы целиком. Аналогичные часы встретились в каталоге Sears, Roebuck & Co от 1897 года. Тогда они стоили $14. Сумма немалая, если учесть, что мужские ботинки (по ценам из того же каталога) стоили от $1,75 до $3,75.
А вот напольные часы из сосны, принадлежавшие семейству Фридляйн,
с которым мы уже встречались, в 1913 году, согласно Каталогу Торгового дома Запада, стоили 180 марок (!). Поскольку товары вышеозначенного торгового дома предполагались для продажи государственным служащим, видать, заработок чиновников до первой мировой был неслабый.
Неведомая гостиная на Паркштрассе 108. Фото сделано в августе 1942. Кому она принадлежала?
Эта фотография сделана во Фридрихсдорфе в 1941 году. Стены украшены картинками из журналов, на которых можно разглядеть вождей рейха, различных военных. Плакат с картой - Первый год войны - убедительно показывает успехи на фронте. Скатерть с кружевами, а вот на столе - только хлеб и маргарин вместо традиционного кухена. Девушки веселятся, выпивают в женской компании. Поскольку стены с трещинами и покрашены, как положено, внизу масляной краской, а выше - побелка, платья висят на гвоздях - можно предположить, что это казарма. Девушки на общественных работах в пользу фронта. Но возможно, они работницы сухарной фабрики, что находилась во Фридрихсдорфе.
И пару интерьеров кафе.
Это знакомая нам уже Марта Дитрих с кузинами в кафе. 1918 год. О ней я уже
рассказывала здесь
и неизвестная дама в кафе конца 1950-х. Подушки на деревянных лавках, клетчатые скатерти. Сейчас принесут кофе.
Все фотографии из моего архива. При копировании ссылка обязательна.