Наконец-то встретил в открытой прессе статью, где правильно оцениваются причины и назначение политических и экономических санкций против Республики Беларусь. Сам я давно пришёл к такому мнению, но я не имею «сертификата», позволяющего мне выступать со статьями на экономические темы. Я - кибернетик.
Признаюсь, что к учёным-экономистам я отношусь плохо, большинство из них я вообще считаю не учёными, а конъюнктурщиками, подвизающимися в отрасли, где трудно проверить результат научной работы из-за того, что он сильно политизирован. Но экономику как таковую (без подвизающихся вокруг неё нахлебников) я уважаю и признаю. И сильные экономисты конечно же есть, но слишком много имеется влиятельных людей и групп, которым нужно «заболтать» публику (тех, от кого что-либо зависит), не допустить появления в СМИ правильной информации. Самый простой способ для этого - набросать побольше своей мутятины, озвучить эту мутятину с самых высоких трибун. После того, как лживые тезисы произнесены «буграми», туча подлипал и аннолизов подхватывают перепевы этих тезисов - и крайне трудно отловить в потоке СМИ правдивые и логичные объяснения происходящего.
Лучше всего - думать самому. Широкий информационный поток создаёт соблазн не думать, а прочитать, что говорят другие. Но самое худшее не это, а то, что если вы додумаетесь до истины, то сказать вам её будет негде и некому. Лишь немногие умные тезисы пробивают себе дорогу в СМИ.
Это было такое длинное предисловие (наболело, понимаете ли, захотелось высказаться хотя бы перед теми двумя сотнями френдов, которые меня якобы читают). Теперь мои соображения (ссылка на авторитеты тоже будет).
Причина и результат санкций против Республики Беларусь.
1. Правящую европейскую шатию на самом деле совершенно не интересуют права человека в Беларуси. Более того, о правах человек в других странах, в том числе и в собственных, они тоже не думают. Подтверждается это многочисленными фактами, их тут даже перечислять не надо, надо только самому думать, когда читаешь и смотришь новости. Не интересуют не в том смысле, что им плевать, соблюдаются они или нет, а в том, что они и изучать этот вопрос не хотят. Все их тезисы, произносимые с высоких трибун, говорят о том, что никто из них не изучал этого вопроса вообще. Им понадобился документ под названием «Несоблюдение прав человека в Беларуси», и они готовы принять совершенно любой документ под этим названием, лишь бы вывод был тот, какой им нужен.
2. Что же не нравится Европе на самом деле? То, что Белоруссию нельзя скупить. В любой европейской (и не только европейской) стране за деньги можно купить всё: банк, завод, футбольный клуб, партию, фракцию в парламенте, депутата, министра, чубайса, сердюкова. Помешать может только другой собственник, который уже эту движимость/недвижимость купил. Так почти везде. А в Беларуси - не так. Не продаётся. Мелкую собственность - пожалуйста. Крупную - шиш!
3. Каково же значение «санкций», против кого они направлены? Сначала санкции были направлены против населения Белоруссии в наивной надежде на то, что обедневший народ потребует смены правительства. Во многих странах это имело успех. С белорусцами не прокатило. Почему - об этом как-нибудь потом, а то длинно получится.
Теперь направление санкций стало другое - не допустить появления в Белоруссии крупных частных капиталов. Цель - чтобы при приватизации крупных предприятий (в неизбежности которой все европные капиталисты почему-то уверены) белорусская собственность не могла попасть в руки белорусцев, чтобы вся ушла за рубеж (в дальнейшей перспективе - в американские банки, но про дальнейшее у делолюдства думать не принято). Куплена собственность - куплено государство. Не будет уже никакой социально направленной экономики, которая так раздражает капиталистов, не будет никаких непослушных правительств.
4. И вот самый интересный момент! Если начнётся распродажа белорусских крупных предприятий, то в её покупке смогут принять участие только российские собственники, так как своими политическими декларациями и политизированными санкциями Европа от Беларуси отстранилась, а у белорусских собственников таких денег нет (а российские деньги уйдут потом в США, о чём США, конечно, знают). Так в чьих же интересах санкции? Вот самое время процитировать экономиста Сергея Чалого (
http://news.tut.by/economics/345866.html ):
«… нет никаких санкций, и они не имеют никакого отношения к тому, что говорится: что это способ борьбы за права человека или чего-то еще в этом духе. В отличие от многих комментаторов, которые пытаются рассуждать на эту тему, я видел предварительную версию доклада, который подготавливал Российский президентский совет по правам человека. Это была группа Юрия Джебладзе, который встречался здесь со многими нашими деятелями. Собственно, доклад был представлен на Совете Европы, и на его основании было принято решение о введении того, что называется санкциями. Хотя в строгом смысле слова это не санкции, а ограничительные меры.
Совет по правам человека. Казалось бы, документ должен быть посвящен правам человека. Но права человека занимают там единицы процентов: первые страниц 10. Дальше там фактически план экономической войны с Беларусью. Причем в приложении расписано все, включая кто, где работает, с кем, через какие фирмы, какие денежные потоки, с указанием юридического лица. Все это делается с тем, чтобы найти болевые точки в нашей экономике.
В действительности Россия руками европейских чиновников, которые думают, что эти меры направлены на защиту прав человека, фактически решает свои собственные экономические задачи. При этом все претензии идут к Западу, а Россия нам вроде как друг.
Каков нетто результат этих санкций? Против кого они были введены? Как их ни назови, но они были введены против людей, которые обладают каким-то состоянием и капиталом здесь. Чужими руками Россия решает очень простую задачу. С одной стороны, очевидно, что если начнется процесс приватизации, то по политическим мотивам европейские фирмы и компании в нем участвовать не смогут. Соответственно, единственной, кто уже претендует на эти активы, является Россия. У них единственными конкурентами могли быть только национальные капиталисты. То есть нужно было исключить их из этого процесса либо как возможных участников этих торгов, либо как возможных посредников, которые могут стать первичными покупателями и потом продать эти активы. Это в чистом виде экономическая игра на понижение стоимости наших активов, не имеющая ни малейшего отношения к Европе. Она в данном случае всего лишь инструмент.»
Нашёлся-таки экономист, который сказал об этом открытым текстом. Но кто его услышит? Трудно разбудить того, кто не спит. А если кто и услышит, кто и что может сделать?