Речь будет идти вот об этом:
Привязка к местности: наверх - дорога в центр, налево - на Петровку.
Узнал об этом проекте я еще с полгода назад. В чем самая главная особенность - по кругу машины едут по часовой стрелке (обычно - против часовой стрелки). Из-за этого, если нам нужно проехать налево, то мы проезжаем всего четверть круга - 90º, вместо 270º при обычном круговом движении, а если нужно развернуться, то мы на круг фактически не выезжаем - а при обычном круговом движении пришлось бы делать полный оборот в 360º.
Получается, что на среднем уровне развязки - кольце, народу толпится в несколько раз меньше в расчете на один отрезок дороги, чем при обычном движении, ну а по верхнему и нижнему уровню едут только транзитные автомобили, которые никуда не поворачивают. На привычных нам "клеверных развязках" поворачивающие налево проезжают по обоим уровням (один раз по мосту, один раз внизу), а разворачивающиеся - так и вообще трижды проезжают по самым узким местам.
Все эти эффекты в сумме дают очень нехилый выигрыш по пропускной способности и безопасности. Тут можно
посмотреть схемы движения по разным развязкам с кратким сравнением.
Ну и еще она гораздо компактнее, чем привычный клевер, и, соответственно, дешевле при строительстве. И нигде в мире такой развязки еще нет - новое изобретение! Историю этого изобретения, а также достаточно длинные обсуждения "почему же такая схема работать не должна" можно прочитать тут -
http://gogi03.livejournal.com/32715.html.
И вот, на этой неделе, там же
вывешивают объявление - готовится эксперимент, нужны добровольцы! Оказывается, что на многих уровнях этот проект уже получил одобрение, но очень многих смущает это нестандартное кольцо. Неудивительно - меня оно тоже сначала смутило :)
Суть эксперимента - нужно создать условия, похожие на боевые, чтоб увидеть - не будут ли люди путаться, хорошо ли видно едущих по кольцу тем, кто ждет въезда. Ну и сегодня, в первой половине дня, нужно было откатать вот по такой схеме:
Из-за того, что размеры всех доступных асфальтовых площадок сильно ограничены, нарисовать полноценную четырехлучевую схему было нельзя. Да и где взять такое количество добровольцев, чтоб создать имитацию полноценного затора на полноразмерной развязке, тоже не очень понятно. Для полноценного эксперимента на этой имитации нужно было 50-80 автомобилей. Насколько я заметил, всего было около шестидесяти машин.
Как проводили эксперимент: всего по этой схеме можно проехать тремя путями:
- На въезде из правой полосы повернуть направо, и объехать все по кругу обычным способом, против часовой. Обратно потоки сливаются уже после круга.
- На въезде из любой полосы выехать на круг - налево. Причем на этом кругу получается так, что ни разу полосу движения менять не нужно - если стояли в левой, то в левой же будем ехать по всему кругу, и съедем опять в левую полосу.
- На въезде из левой полосы развернуться, не выезжая на круг.
Всего запланировали 50 разных экспериментов. Было два человека с табличками от 1 до 50, и каждому участнику выдали легенду - при каком номере эксперимента какое действие нужно выполнять именно этому участнику. Легенды - индивидуальные, то есть, какая-то часть народу разворачивалась, какая-то часть ездила "налево", какая-то "направо", кто-то просто стоял снаружи и отдыхал. Ну и соотношение людей, делающих то-то или се-то менялось - в какой-то момент треть просто стоит, и тогда можно свободно ездить, вообще не останавливаясь на въезде, а в какой-то две трети хотят развернуться, или вообще все поворачивают налево.
Несколькими участниками поддерживалась дополнительная реалистичность происходящего - они усиленно пытались проехать быстрее всех, срезали в поворотах, а кое-где срезали даже мимо нарисованных "бордюров".
Больше всего людей опасалось, что при выезде на такое кольцо будет плохая обзорность и не будет видно едущих машин, которым же нужно уступать дорогу. И что это особенно усугубится для всяких там троллейбусов, автобусов и грузовиков.
Так вот. Всех едущих по кольцу выезжающим видно просто в лобовое стекло! И наоборот так же - едущим по кольцу отлично видно выезжающих.
Все это дело фотографировалось всеми желающими, снималось на видео, в том числе и тремя телеканалами. Одного из операторов (кажется, с канала Россия-2) я возил в течении нескольких экспериментов в машине, так что если там будет сюжет с видом из автомобиля - это я :) Еще я пытался ему что-то на камеру рассказать по этому поводу, но без привычки и подготовки кривовато выходит. Надо где-нибудь тренироваться :)
Как сказали организаторы, весь массив данных будут разбирать и обсчитывать еще где-то неделю, так что прям вот так завтра-послезавтра дополнительных сведений от них ожидать не стоит, я думаю. Результаты на глаз - "Все мега-позитивно!"
На прощание всем раздали наклейки на автомобили, и желающим возместили расходы на бензин. Учитывая, что все это сейчас работает на голом энтузиазме, и оплачивается просто из кармана автора, деньги взяли не все :)
UPD.
Выложили фотки, правда там так... Не сказать чтоб сильно много видно было :) Правда, можно посмотреть, как выглядела
легенда участника.