Сергей Прокофьев: дух борьбы и любви к Родине

Jan 13, 2016 15:47



Вундеркинд, сочинивший к 10 годам две оперы, заслуживший в годы учебы в консерватории репутацию гениального хулигана, не раз своим новаторством скандально взрывавший музыкальное общество, сочинил свои самые великие произведения, вернувшись в 36 году на Родину и соединив свое творчество с дыханием ее жизни.

Недавно состоялась встреча музыкального клуба "Искатели жемчуга" проекта "Культурный фронт СЗАО". Честно скажу, не ожидал, но творчество и жизненный путь Сергея Сергеевича Прокофьева меня сильно впечатлили. Это такой мощный дух борьбы, такая энергетика!

Сергей Прокофьев родился в сельской глубинке в интеллигентской семье. Воспитанный матерью-пианисткой, он рано проявил талант и приехал поступать в Петербургскую консерваторию с внушительной стопкой своих произведений. Проявил себя как гордый, независимый, никого не слушающий молодой человек. Блестяще играл в шахматы и стремился быть хозяином своей судьбы. Прослыл эдаким "музыкальным хулиганом".

Интересна история с премьерой его Скифской сюиты, вызвавшей возмущение и отторжение многих маститых композиторов-современников. Ведущий клуба Тигран сравнил это происшествие с эпизодом в судьбе другого великого русского композитора Сергея Рахманинова. Вообще, судьбы этих двух композиторов представляются очень похожими - в смысле вызовов, которые им бросала судьба. Однако они отвечали на них по-разному.

В 30-е годы Прокофьев вернулся на Родину - в Советскую Россию. И несмотря на тяжелые обстоятельства, в которых он оказался, творчество его здесь расцвело. Перечислять можно долго, но в частности, Прокофьев тесно сотрудничал с Эйзенштейном - создавал музыку для "Александра Невского" и других фильмов выдающегося режиссера. В годы Великой Отечетсвенной создал столь огромное количество произведений, что можно смело сказать, что великий композитор сражался на своем фронте не менее яростно, чем солдаты с фашистами. Этим духом борьбы пропитаны его произведения этого времени.

У меня сложилась примерно такая картина о жизненном и творческом пути Прокофьева. Полагаю, я близок к истине, хотя, возможно, груб и примитивен, и вывод мой требует множества оговорок.

Сергей Прокофьев, обладая мощной внутренней энергией, начал свой творческий путь с некоего среднего качества бахвальства и самоутверждения. Не хочу вкладывать в эти слова однозначно отрицательного смысла, поскольку основание для похвальбы у него было железное - незаурядный талант. Однако, его творческий "роман" с парижским импресарио не задался. И что-то в этом было от классического мужского противостояния "кто круче".

Лишь вернувшись на Родину и соединившись с великим духом растущей страны, народного порыва в будущее, по-настоящему обрел себя в творчестве и создал много великих произведений.

При этом в его возвращении не просматривается обретение веры в коммунистическую идеологию пролетариата. Написанная им "Здравица" - поздравление И.В.Сталина с 60-летним юбилеем - представляется проникнутой русско-крестьянским духом, не пролетарским.

Однако творческий путь Прокофьева дает образец борьбы, а также любви к Родине, любви к народу. И этим Прокофьев бесконечно ценен. А его произведения - источник вдохновения на века.

В ближайшем будущем (ПЯТНИЦА, 29 ЯНВАРЯ и СРЕДА, 17 ФЕВРАЛЯ) в Северо-Западном АО г. Москвы состоятся еще две встречи клуба "Искатели жемчуга", посвященных великому композитору Сергею Прокофьеву.

Двери клуба открыты для всех желающих!

Культурный фронт

Previous post Next post
Up