Сегодня хочу показать немного фотографий одной красивой барочной церкви Антверпена - церкви Святого Карло Борромео. Я не поклонница архитектурного стиля барокко, но снимки церкви в путеводителе впечатляли, и поэтому очень хотелось увидеть её своими глазами. Тем более что церковь в таком стиле не совсем обычна для Бельгии, в стране в основном преобладают храмы в готическом стиле.
Итак, любуемся барокко…
К церкви мы шли со стороны улицы Minderbroedersrui, по которой резво носились антверпенские трамваи. Только успевай отпрыгивать в сторону.
Меньше всего ожидаешь где-то там за этими зданиями увидеть барочную церковь:
И храм перед нами предстал сначала вот в таком виде:
Я даже не была уверена, он ли это. Потому что снимки в сети показывали совсем другую картинку. Но всё-таки мы пришли правильно:
Детали фасада крупным планом:
На всякий случай сверившись с картой, мы прошли чуть вглубь и оказались на небольшой уютной площади, с которой и открывался тот самый ожидаемый вид на церковь Карло Борромео:
Кстати, площадь носит имя Хендрика Консьянса, фламандского писателя, прозванного «Человеком, научившим свой народ читать». Его самой известной книгой является «Лев Фландрии». На площади установлен памятник писателю:
С XVI века все дома на площади принадлежали иезуитам - мужскому ордену Римско-католической церкви, благодаря своей миссионерской деятельности ставшему проводником Контрреформации. Его служители в период с 1615 по 1621 год возвели роскошную церковь, назвав ее в честь Игнатия де Лойолы - основателя сообщества.
При строительстве ориентировались на главный храм ордена в Риме - Иль-Джезу. Церковь и в самом деле получилась очень похожей на римскую, только несколько в ином стиле. В проектировании фасада принимал участие сам Питер Пауль Рубенс. Фасад был украшен шестью статуями святых, двумя ангелами и барельефом с библейскими мотивами:
Над главным входом расположилась интересная монограмма «IHS»:
По одной из версий, раньше католики заменяли ею фразу «Иисус, спаситель всех людей» (перевод с латинского «Iesus Hominum Salvator»), по другой - имя Иисуса, написанное на греческом языке. Так или иначе, иезуиты выбрали ее в качестве эмблемы, дополнив монограмму крестом, вставленным в виде буквы V. Это могло означать одно - установку на победу (от латинского «Victoria») католической церкви:
На внутреннее убранство тоже не поскупились. Нефы выполнили из лучших сортов итальянского мрамора, исповедальни украсили скульптурами библейских персонажей, а к оформлению алтаря вновь приложил руку Питер Пауль.
С помощью молодого Антониса Ван Дейка Рубенс создал 39 полотен, которые украшали плафоны нефов. Подобным богатством и пышностью иезуиты хотели подчеркнуть силу и крепость католической веры, устоявшей перед натиском протестантов. Впрочем, Папа Римский был очень рассержен таким расточительством и «дал по рукам» иезуитам за избыточные издержки и привлек их к большой ответственности.
А за свой роскошный декор церковь получила название «Мраморного храма».
К сожалению, иногда случается так, что труды архитекторов, художников и скульпторов не сохраняются. То же произошло и с церковью иезуитов. Век спустя в нее попала молния, и большая часть работ Рубенса была уничтожена вместе с оригинальным мрамором. Так что о первоначальной красоте можно судить лишь по эскизам - сейчас они находятся
в доме-музее художника.
К счастью, боковая капелла Марии сохранилась в первоначальном варианте, и мы можем полюбоваться отделкой из разных сортов мрамора, включая мрамор из античных руин. Эта капелла была создана тоже по проекту Рубенса, и потому ее называют «Капеллой Рубенса».
Алтарная картина кисти Рубенса, как и другие произведения искусств, была вывезена в Вену в период Австрийского правления, так что здесь, в Антверпене, можно видеть лишь ее копию.
Я, правда, её не нашла в церкви. Возможно, она расположена на верхнем ярусе:
Но в день нашего посещения туда подняться было нельзя, там проходило какое-то мероприятие.
А возможно, что копия находится среди других картин на библейские темы, входящих в механизм за алтарём - устройство это оригинальное, сохранилось ещё со старых времён. Через определённые промежутки времени в нём одна картина сменяется другой:
Зато я видела оригинал вывезенной картины в Венском музее искусств)))
А в церкви Карло Борромео я сфотографировала две другие картины:
Позднее здание церкви было отреставрировано, кое-что тут обновилось.
В частности, появилась резная деревянная кафедра проповедника. На ней представлены двенадцать сцен из жизни Богоматери и триумф Римской католической церкви над Реформацией. Кафедру я почему-то тоже не сфотографировала, видимо, увлеклась рассматриванием резных скульптур и стенных панелей, которых в церкви оказалось много:
Похоже на исповедальню, но я не уверена:
В конце XVII века орден иезуитов упразднили, а все его имущество конфисковали. Впоследствии церковь открыли заново, переименовав в честь католического кардинала и видного деятеля Контрреформации Карло Борромео.
В церкви есть его скульптуры:
В зданиях на площади рядом с церковью Карло Борромео, где была резиденция иезуитов, после их изгнания располагались и военное училище, и конюшня, и даже пивное заведение с музыкой и танцами.
А вот это здание уже много столетий выполняет одну функцию - хранение книг. В наши дни здесь располагается библиотека наследия Хендрика Консьянса. Эта старейшая библиотека была основана в 1481 году как городская библиотека Антверпена.
Собирает все публикации об истории и литературе Фландрии и Голландии:
Вот такой мы увидели церковь Святого Карло Борромео в Антверпене. Красавица!
И даже фонарь у входа тоже как будто из эпохи барокко:
И немного практической информации.
Ищите церковь Святого Карло Борромео по этому адресу:
Hendrik Conscienceplein, 6, Antwerpen
Часы работы: пн-сб 10.00-12.30 и 14.00-17.00, вс закрыто.
И до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru