Даже если вы не большой любитель современного искусства, часа полтора свободного времени в Вене вполне можно потратить на Музейный квартал, посвящённый искусству 20-21 веков. И совсем необязательно заходить в музеи. Просто само место располагает к бесцельному брожению и удивлению от соседства имперского величия и хай-тека «нулевых» годов. Квартал находится через дорогу от Народной оперы.
Итак, идём в Музейный квартал…
В Музейный квартал легко попасть, выйдя из Хофбурга на Рингштрассе, или просто Ринг. Но по пути к кварталу вы никак не пройдёте мимо грандиозной скульптурной композиции - памятнику императрице Марии-Терезии, который расположился в центре одноимённой площади:
Марию-Терезию часто называют австрийским вариантом Екатерины Второй. Я даже встречала такое мнение, что скульптурная композиция в Вене своим величием напоминает памятник Екатерине на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Мне так не показалось. Для меня это всё-таки разные исторические личности, и скульптуры выглядят тоже по-разному.
Памятник Марии-Терезии водрузили на пьедестал в 1888 году. Императрица, сидя в своём массивном кресле, со скипетром и свитком в руках, взирает на прохожих с 20-метровой высоты. Окружают императрицу самые приближенные - советники, генералы и государственные деятели. Вот эта деталь, пожалуй, и роднит австрийский памятник с русским:
А как раз прямо за спиной у Марии-Терезии и располагается фасад Музейного квартала:
Музейный квартал, или сокращённо «МуКва» (MQ), - уникальный музейный комплекс, занимающий 60 000 кв. м, один из крупнейших в мире, любопытен прежде всего архитектурным решением. Потому что, попадая внутрь, вы видите совершенно не то, что ожидали. Внешний фасад (кстати, самый длинный барочный фасад Вены) со стороны представляет собой перестроенные в 1998 году, спустя 280 лет после возведения, царские конюшни, которые использовались по назначению практически до полного износа, пока не стало понятно, что косметический ремонт уже не поможет.
Фото ниже сделано из окна кафе Музея Леопольда. И на нём как раз и видны эти бывшие царские конюшни, только со стороны внутреннего двора. А на заднем плане можно заметить купола венских музеев-близнецов - Художественно-исторического и Естественной истории, которые расположились друг напротив друга на уже знакомой нам площади Марии-Терезии:
Как же вообще появился на этом месте современный Музейный квартал? Дело в том, что коллекция современного искусства в Вене изначально была небольшой, многие экспонаты находились в частных руках и выставлялись в разных частях города в маленьких помещениях. Но постепенно коллекция ширилась, и возникла необходимость собрать все экспонаты вместе и создать для них подходящие условия.
И тогда после длительных дебатов было принято решение о возведении целого квартала, отданного под музеи. В день начала стройки застройщики устроили «день разграбления» - каждый желающий мог сломать и забрать с собой всё, что захочет. Таким образом, весь мусор растащили довольно быстро и место под стройку освободили.
А уже осенью 2001 года первые посетители смогли оценить то, что получилось. А получилось следующее. Ни о чём не подозревающий посетитель проходит в один из 12 входов, всё так же оформленных в стиле позднего барокко, и попадает во внутренний двор. И очень удивляется. Потому как за довольно скромным фасадом скрывается нечто из двух огромных кубов: слева - белого из известняка, справа - тёмного из базальтовых плит с закруглёнными краями. Оба сооружения без окон и смотрятся довольно необычно.
То, что белое слева, - это Музей Леопольда:
То, что справа, - Музей Людвига, или MuMoK:
Вообще эти два музея - главное, ради чего стоит идти в Музейный квартал, если вас интересует современное искусство.
В Музее Леопольда представлено австрийское искусство конца 19 и 20 веков, причём дело не ограничивается работами мэтров венского сецессиона и экспрессионизма. Музей наглядно рассказывает о культурных веяниях в Китае и Японии, часть экспонатов приехала из Африки и Океании. Столь экзотичное соседство объясняется тем, что европейское общество на рубеже веков стремилось, как тогда выражались, «припасть к ценностям изначальной культуры» после Всемирной выставки 1889 года в Париже с её обширными экспозициями, посвящёнными странам Океании и Юго-Восточной Азии.
Собрание картин, представленное в музее, раньше принадлежало страстному поклоннику искусства Рудольфу Леопольду. Помимо самого крупного в мире собрания Эгона Шиле, в музее представлены работы и других видных художников 20 века, таких как Климт, Кокошка, Герстль, Бекль и многие другие. В собрании некогда частной коллекции сегодня насчитывается порядка 5200 произведений, из которых выставляются всего от 500 до 1000 объектов:
Имя Рудольфа Леопольда в Австрии произносят столь же благоговейно, как у нас имя Павла Третьякова. Врач по профессии, от своих коллег он отличался страстью к истории искусства и коллекционированию и питал самые искренние чувства к австрийскому экспрессионизму. Свою коллекцию картин Леопольд начал собирать, ещё будучи студентом. Началось всё с интереса к забытому тогда Эгону Шиле, картины которого он скупал на аукционах и у коллекционеров почти за бесценок. Так доктор Леопольд стал обладателем практически всех картин работы Шиле.
Эгон Шиле был признан широкой публикой в 1955 году, на выставке современного австрийского искусства в Музее Стеделик в Амстердаме, для которой Леопольд отбирал работы.
На снимке ниже фотография Эгона Шиле, которая была вместе с его картинами выставлена в музее. Плохое качество снимка, но зато он наглядно иллюстрирует тот случай, когда внешний облик художника очень созвучен его творчеству. Во всяком случае, мне так показалось:
Тем временем коллекция Леопольда ширилась, и в итоге стало очевидно, что ему одному не под силу содержать такое значительное собрание. В 1994 году коллекционер продал государству шедевры венского модерна и экспрессионизма с условием, что будет создан специальный музей. Заботы о коллекции взял на себя Национальный банк Австрии, под протекторатом которого музей в 2001 году переехал в здание в центре Музейного квартала. Также было оговорено, что профессор пожизненно будет являться директором музея. Так и было до 2010 года, когда Рудольф Леопольд умер в возрасте 85 лет.
Именно для того, чтобы посмотреть на работы Шиле, я и отправилась в Музей Леопольда. Заочно меня его картины не приводили в восторг. Но тут надо сделать оговорку, что я вообще не поклонница экспрессионизма, мне гораздо милей импрессионизм)))
И всё-таки я надеялась, что увидев работы мэтра в оригинале, смогу изменить своё мнение. Но чуда не произошло. Художник так и остался для меня загадочным гением. Наверное, я слишком консервативна для подобного искусства:
Густав Климт мне нравится несколько больше, его картины хотя бы не вызывают депрессивного настроения. Но смотреть Климта нужно идти в Верхний Бельведер, что мы и сделали накануне. Потому как в Музее Леопольда его работ совсем немного:
Но зря ничего в жизни не происходит. И в музее я открыла для себя совершенно неизвестного мне до этого австрийского художника Альфреда Кубина. Он к тому же ещё писатель и книжный иллюстратор. Иллюстрировал произведения Достоевского и Эдгара По.
Если вкратце описать творчество Кубина, то для него характерно изображение фантастических сновидений, выполняемых с нервным ведением штриха. Художника вдохновляли работы Франсиско Гойя и Эдварда Мунка. Альфред Кубин преимущественно работал в графике.
Вот одна из его самых характерных работ под названием «The best doctor» («Лучший врач»)
Цинично, конечно, но как верно! Недаром же говорят, что смех - лучшее лекарство, а смерть - лучший доктор.
Во время посещения музея в июле 2014 года мне ещё запомнились две временные выставки. Одна рассказывала о жизни венского общества 1920-х и 30-х годов. Там были уникальные фотографии из студии венского фотографа Франца Ксавера Сетцера, документы, книги и письма. Я же сфотографировала на память карту Вены образца 1903 года:
А вторая выставка называлась «И тогда было искусство!» и была посвящена австрийским художникам, которые творили в период 1914 - 1918 годов, во время Первой мировой войны. Но там я снимков не делала.
В общем, музей мне понравился. Внутри всё очень грамотно обустроено. Помимо постоянной коллекции бывают очень любопытные временные экспозиции. Нужно только зайти на сайт музея и определиться, выставляется ли в данный момент что-то интересующее именно вас. И тогда, я думаю, вы не будете разочарованы:
Полезная информация:
Leopold Museum
Работает ежедневно 10.00-18.00, четверг 10.00-21.00, выходной вторник
Полный билет 13 евро, студенты проходят за 9 евро, люди старше 60 лет - за 9,50 евро
www.leopoldmuseum.org
И второй музей, который я посетила в Музейном квартале, Музей современного искусства Людвига, или MuMoK.
В прессе пишут, что здание музея похоже на футуристический Ноев ковчег. Это самый крупный в стране музей современного интернационального искусства, сосредоточивший своё внимание на американском поп-арте, фотореализме, радикальном «венском акционизме» послевоенного времени и перформансах родом из 60-х годов прошлого века. До 2001 года коллекция экспонировалась фрагментарно в двух небольших залах, расположенных в разных частях города. Я до посещения этого музея никогда не слышала о понятии «венский акционизм». А оказывается, что в середине 60-х вся Европа была потрясена тем, что позволяли себе австрийские художники-акционисты. Они обматывались бинтами и сырой рыбой, голыми и связанными валялись в краске. Сами они называли своё искусство пощёчиной общественному вкусу. И эти самые их пощёчины были зафиксированы на фотоплёнке и теперь висят в стенах этого музея.
В MuMoK мы ходили с дочкой ещё в нашу первую венскую поездку в 2012 году. Я тогда не вела блог, поэтому делала мало снимков, особенно в музеях. Но одну из экспозиций я всё-таки запечатлела.
Это была выставка Дэна Флавина под названием «Lights». Дэн Флавин - американский художник-минималист, известен скульптурными объектами и инсталляциями, созданными из флуоресцентных ламп.
На огромном совершенно пустом пространстве вдоль стен располагались светящиеся лампы:
Из прихваченного с собой буклета удалось установить название и год создания вот этих двух инсталляций.
«Pink out of a corner» 1963 год:
«Monument 4 for those who have been killed in ambush» 1966 год:
В общем, было очень ярко, совершенно непонятно и немного жаль отданных за билет 10 евро. Хорошо, что детишкам до 19 лет вход бесплатный. И ещё прикольно было наблюдать, как за нами по пятам ходили тётушки-смотрительницы. Видимо, подозревали, что мы хотим пару инсталляций прихватить для освещения своего домашнего пространства)))
Полезная информация:
Museum Moderner Kunst Stiftung Ludwig Wien, MuMoK
Работает ежедневно 10.00-19.00, понедельник 14.00-19.00, четверг 10.00-21.00
Вход 11 евро, студенты 7,50 евро
www.mumok.at
Между кубическими зданиями музеев летом выставляют разноцветные лавки тоже не совсем привычной формы и столики открытых кафе. Можно прийти и просто погулять или посидеть во дворе. Кстати, Wi-Fi там прекрасно работает:
Помимо огромных чёрно-белых кубов, на территории Музейного квартала располагается ещё Архитектурный центр, где проходят выставки архитектуры 20 века и архитектуры будущего, Выставочный центр Кунстхалле, Танцевальный квартал, Детский музей Zoom и Музей табака, который первоначально не должен был здесь находиться, как далёкий от художественного искусства. А объединяет всё это барочный фасад бывших императорских конюшен, в которых расположены билетные кассы, турбюро, дизайнерские конторы, кафе и магазин. Магазин, кстати, очень интересный. Там было замечено много любопытных дизайнерских вещиц:
Как найти Музейный квартал в Вене:
Адрес: Museumsplatz 1
Метро: U2, U3 Volkstheater,
U2 Museumsquartier
Сайт: www.mqw.at
Надеюсь, я не очень утомила вас рассказом о Музейном квартале. Просто со временем всё забывается и иногда хочется оживить свои впечатления от поездок по миру. Поэтому и пишу так подробно)))
На сегодня всё.
До встречи в Вене!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru