Пришло время рассказать, как прошла вторая половина нашего второго дня в Вене (пардон за тавтологию). Так как отель наш располагался практически на улице Грабен, а если точнее, то на Доротеергассе, прямо напротив легендарного кафе Havelka, то и остаток дня было решено посвятить осмотру окрестностей.
Гуляем в сердце Вены...
Итак, пройдя Грабен насквозь, мы свернули налево. В своде довольно узкой (после Грабена, конечно) улицы Кольмаркт можно сразу увидеть парадный вход в Императорскую резиденцию - Хофбург:
Элегантная Кольмаркт выходит на круглую Михаэльплац, с расположенной прямо по её центру ямой с археологическими раскопками. Когда-то здесь был парадный въезд в Хофбург. Впрочем, он и сейчас остался таковым, но размах уже не тот. Открытые для обозрения раскопки вынуждены объезжать не только машины, но и фиакры. Но туристам интересно, многие подходят и заглядывают вниз, пытаясь рассмотреть старинную кладку:
В здании по центру фото располагается очень приятное кафе «Гринштайдл», в котором мы пережидали дождь и смогли основательно подкрепиться. Не самое дешёвое заведение, но хорошее меню и очень быстрое обслуживание.
Ансамбль площади образуют Лоос-хаус, более известный как «Дом без бровей», 1909 года постройки (на фото вверху он справа). Скромная, почти незаметная Михаэлькирхе с острым шпилем в левой части площади:
И замыкает композицию величественный ажурный купол Михаэльтор:
По преданию, прозвищем «Дом без бровей» творение Альфреда Лооса наградил кайзер Франц-Иосиф. Он был возмущён полным отсутствием декора на окнах и от негодования даже задёргивал шторы в своих покоях, которые как раз выходили на эту сторону. И даже порывался сменить апартаменты, если здание «не приукрасят». Так под окнами появились ящики для цветов. Существует даже версия, что Лоос самовольно выстроил здание в таком виде, изначально утвердив другой проект:
Михайловские ворота, или Михаэльтор, с зелёным куполом соединяют два корпуса Михайловского крыла Императорских покоев Хофбурга:
Изначально на их месте располагался театр, пока в 1888 году по сохранившимся чертежам придворного архитектора Фишера фон Эрлаха-младшего здесь не возвели соединительный флигель. Вообще отцом и сыном Эрлахами построена бОльшая часть не только Хофбурга, но и всего центра города. И если Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах считается основоположником габсбургского (австрийского) барокко, то его сын Йозеф Эммануэль, который если не строил сам, то перестраивал творения своих предшественников или завершал проекты отца, работал уже в традициях раннего классицизма. Это некий аналог наших Франческо и Бартоломео Растрелли, застроивших Санкт-Петербург величественными дворцами примерно в тот же период:
Михаэлькирхе, скромно стоящая с восточной стороны площади, относится к одной из трёх приходских церквей Вены периода 13-18 веков. Другие две - Штефансдом и собор Шотландского монастыря. Базилику заложили в 1221 году:
К сожалению, внутри церкви было очень темно, и снимки не получились. Ну, вот совсем ни одного. Поэтому просто расскажу, чем интересна эта церковь. После закрытия кладбища, находившегося вокруг церкви, захоронения перенесли в склеп Михаэлькирхе. Желающие пощекотать нервы могут увидеть естественным образом мумифицированные тела, крышки с некоторых гробов сняты. Правда, экскурсии проводятся строго по записи. Наверное, не случайно именно здесь впервые прозвучал «Реквием» Моцарта. Но, так как меня совершенно не привлекают мертвецы, то и на экскурсию я не стала записываться. Но, если кому интересно, то вот адрес и часы работы Михаэлькирхе:
Габсбургергассе, 12.
Пн-сб 7.00-22.00, Вс и праздничные дни 8.00-22.00.
После беглого осмотра Михаэльплац было решено вернуться на ставшую уже практически родной улицу Грабен. Тут много интересного и масса исторических зданий:
Но сразу всё я вам показывать не буду. Красота должна быть дозированной! Итак, вот обещанная в заголовке к этому посту большая золотая пчела на фронтоне дома № 21:
Это здание Первой Австрийской сберкассы 1836 года постройки, а сама пчела - символ трудолюбия:
А ещё на улице Грабен есть два самых древних фонтана Вены, которые относятся к 15 веку, - это фонтаны святого Йозефа и святого Леопольда. Различить их можно по наличию головного убора у святого Леопольда:
В городских фактурных книгах Вены уже в 1455 году была сделана запись о расходах на фонтан, вода которого текла по трубам из Дворцового сада. Каменный павильон над фонтаном был увенчан памятником Святого Флориана. Статуя Флориана содержала указание на назначение фонтана, он служил в первую очередь для тушения возникших пожаров. По желанию императора Леопольда I в 1680 году к фонтанам были добавлены статуи Святого Йозефа и Леопольда, выполненные скульптором Иоганном Фрювиртом. В 1804 году они были заменены свинцовыми фигурами работы Иоганна Мартина Фишера. Святой Леопольд III - маркграф и покровитель Австрии, заступник многодетных семей и приемных родителей.
Совсем рядом расположилась Чумная колонна, или колонна Святой Троицы (1682 год):
Я в разных европейских городах встречала такие колонны. И все они напоминали мне взбитое суфле. А эта венская особенно на него похожа. Хотя смысл заложен в неё очень серьёзный - монумент установлен по приказу Леопольда I в память о жертвах эпидемии чумы 1679 года.
А если поднять голову повыше, то и такую красоту можно встретить на улице:
Следующим пунктом программы в тот вечер стало посещение церкви Святого Петра, или Петерскирхе. Она как бы утоплена среди пафосных фасадов, образуя крошечную площадь Петерсплац. К сожалению, в дни нашего пребывания в Вене практически весь передний фасад церкви был закрыт строительными лесами. Мне удалось сфотографировать только самую верхушку церкви без этих конструкций:
Церковь Святого Петра стоит на месте, где когда-то в Вене был построен первый христианский храм. Позднее здесь располагалась романская церковь. В начале 18 века общество прихожан и Братство Святой Троицы основали нынешнее здание церкви, а в 1733 году Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, частично подражая собору Святого Петра в Ватикане, завершил строительство барочного собора. Так Петерскирхе стала первым барочным куполообразным строением в городе. Вот ещё одно фото сбоку, где не было строительных лесов:
Так как у меня самый обычный фотоаппарат и звание «Самые кривые фоторучки Краснодара», то и снимки внутри церкви получились соответствующие. Поэтому, можете смело пропустить эти фото. Ну, а я для сохранения памяти всё-таки покажу, а что же там внутри такого интересного.
Самое интересное, по мнению путеводителя, который был у меня с собой, это вытянутая по длине центрального нефа фреска купола на мотивы «Коронации Марии»:
Честно говоря, купол был расположен очень высоко, да и освещение оставляло желать лучшего. В общем, я практически ничего не смогла разглядеть. Но фото из интернета впечатляют, подтверждаю.
Ещё путеводитель советовал обратить внимание на алтарь Яна Непомуцкого - одного из главных чешских святых. Здесь он изображён сбрасываемым с моста в Праге:
Это боковой алтарь с изображением Иисуса Христа. Слева Святой Маврикий, справа Амадеус VIII или IX. Из-за многочисленных реставраций и побелок нет полной уверенности в корректности надписей (не у меня, а у историков)
Мария Непорочная. На заднем плане картина, изображающая Святую Троицу и апостола Петра:
Красивая резная кафедра. Её освящение было пожертвовано самОй императрицей Сисси:
Пророки Исаия и Иезекииль в окружении ангелов:
Над входом в церковь, как и положено в таких заведениях, установлен орган с резным и частично позолоченным корпусом. Был сделан в 1751 году Готтфридом Зонхольцем. А восстановлен в 1948 году:
Вот такие головы младенцев украшают лавки. Выглядят жутковато, но на них удобно опираться, когда встаёшь после долгого сидения)))
Одна из четырёх исповедален. На крыше этой расположилась фигура Марии Магдалены. На фото не видно, но в руках она держит сосуд, как знак помазания:
Мадонна с младенцем. По обеим сторонам расположены скульптуры святых. Слева Святой Карл Борромео - целитель чумы. Справа Святой Рох. Он также был почитаем как целитель от чумы:
Часы работы Петерскирхе: пн-пт 7.00-20.00, сб-вс и праздничные дни 9.00-21.00.
И как же без мертвецов в австрийской церкви?! Пожалуйста, кому интересно, склеп Петерскирхе можно посетить с понедельника по пятницу, с 9 до 12 часов. Интересно, туда водят школьные экскурсии?
Выйдя из Петерскирхе, я не придумала ничего другого, как пойти в собор Святого Стефана. Благо он находился практически за углом. Вон, виднеется слева от этого красивого здания:
Прямо какой-то паломнический тур у меня получился! А всё почему? Да потому, что муж мой в это время обходил близлежащие пабы с инспекцией. А так как он не очень любит посещать церкви (исключением будут монастыри с собственной пивоварней), то я решила воспользоваться моментом и осмотреть хотя бы близлежащие.
В общем, в соборе Святого Стефана я бонусом ещё попала на бесплатный концерт:
Правда, практически уже на его окончание. Но всё равно, так приятно было постоять и послушать чудесную музыку и красивые голоса в конце насыщенного беготнёй по городу дня:
Пока слушала хоровое пение, сами собой откуда-то взялись силы на дальнейший осмотр Вены. Всё-таки, настоящая музыка творит чудеса:
Да и интерьеры вдохновляют:
Внутри собора мы встретились с мужем, и дальше уже пошли гулять вместе. Несмотря на то, что оба под конец дня оказались перегружены впечатлениями, я - церковными, а муж крафтово-пивными, мы всё равно не утратили способности восторгаться увиденному вокруг. Тем более, и настроение у обоих было приподнятое )))
Да и как же не восторгаться, когда встречаешь прямо посреди улицы витрины вот с такими чудесами?!
Я точно не знаю, но видимо, это была выставка-продажа игрушечных медведей в стиле ретро. Причём, мишки именно выставлялись, а предметы интерьера продавались. Например, вон тот круглый лакированный столик слева на фото, с сидящим на нём голубым медведем, стоил 3500 евро:
И пусть антиквары забросают меня камнями, но мишка мне понравился больше, чем столик:
Мне очень понравилось, что игрушки не просто были расставлены в хаотичном порядке, а кто-то любовно создал целые сценки с их участием. Вот, например, чаепитие:
«Больше денег, тьфу, мёда!»
Не всё гладко в медвежьем королевстве. Автоавария:
Игра в скрэббл, видимо:
Есть здесь и музыканты:
И свой танцклуб:
Вон сколько одиноких джентльменов скучают в ожидании «белого» танца:
А кто-то сбросил обувь и наслаждается общением в кругу своей медвежьей семьи:
Последний взгляд на мишек, и идём дальше гулять по узким венским улочкам:
Вышли на небольшую площадь Люгек с расположенным на ней красивым зданием страховой компании Вюстенрот:
Я почему-то не сфотографировала большую витрину этого здания. А оказывается, что ранее здесь находился один из самых больших венских универмагов.
Прямо перед зданием страховой компании находится памятник первопечатнику Иоганну Гутенбергу:
Памятник был воздвигнут в конце 19 века. Иоганн Гутенберг, мастер из немецкого Майнца, в 1440 году изобрел способ печатать книги, набирая шрифт из отлитых форм - литер. Это изобретение привело к революционным изменениям в европейской культуре, а само имя Гутенберга стало символом прогресса. Вот так вот!
И по соседству мы обнаружили ещё один храм - на этот раз церковь Иезуитов, или Университетскую церковь. Между прочим, памятник архитектуры барокко, построен в 1623-1627 годах, а перестроен в 1703-1705 годах знаменитым в те времена архитектором Андреа Поццо:
В тот день для меня это была уже четвёртая по счёту церковь, но на радость мужу, она была уже закрыта. Хотя я бы зашла. Потому что слышала, что на фоне довольно строгого внешнего убранства интерьер церкви отличается богатым декором. Я потом посмотрела фото в интернете. Там и розовый мрамор, и много всякого золотого и блестящего. В общем, барокко! Я не очень люблю этот стиль, но всё равно с удовольствием посмотрела бы. Не могу понять, что мне помешало прийти сюда в другой день в более раннее время?!
Сфоткала купол с часиками на боковом фасаде церкви и пошла дальше. Кстати, часы явно не рабочие:
Пройдя по переходу цвета «вырви глаз» с комиксами на стенах:
Мы оказались на площади Карла Люгера с бронзовой моделью средневековой Вены прямо по её центру:
А на этом фото я «прилепила» знак метро на шпиль Штефансдома)))
А вот и памятник Карлу Люгеру, чьё имя носит площадь, - юристу и политику, бургомистру Вены. Соорудили его в столице Австрии в 1926 году:
Отношение общества к личности Карла Люгера было и остается достаточно неоднозначным. За ним сохранилась репутация антисемита. К тому же, считается, что Карл был вдохновителем Адольфа Гитлера. В то же время Люгер внес значительный вклад в развитие Вены. Его правление в столице сопровождалось большой модернизацией города. Благодаря этому Карл обрел популярность среди жителей Вены, его именем назвали часть Венского бульварного кольца. Но в связи с сомнительной антисемитской репутацией имени Люгера в 2012 году, после длительных дебатов, его имя убрали с названия бульвара. Осталось оно лишь в названии площади, где возвышается монумент этому неоднозначному политику.
Но какое нам может быть дело до политики, когда мы находимся в освещённой вечерними фонарями красавице Вене!
И в воздухе ощущается дивный аромат цветущих роз:
Поэтому мы просто шли по Рингштрассе и наслаждались текущим моментом:
И дошли даже до Курсалона с его знаменитым рестораном Johann. Но заходить внутрь не стали, а просто полюбовались его красивой подсветкой:
Всё, пора спать! Завтра нас ждёт новый день в любимой Вене. Спокойной ночи, шпиль собора Святого Стефана!
До встречи в Вене!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru