Когда я ещё только собиралась посетить немецкий город Гамбург, то точно знала, что без прогулки по самому большому порту Германии мне не обойтись. Поэтому в первый же свой день в этом городе мы отправились на теплоходную прогулку, чтобы увидеть, как же устроена портовая жизнь, своими собственными глазами.
Погода очень располагала к водным променадам: летом в Гамбурге почти не бывает изнуряющей жары, зато очень часто идут дожди. Но нам повезло - в тот вечер было тепло и сухо )))
Итак, поплыли пошли?..
Так как я не очень разбираюсь вообще ничего не понимаю в портовых терминах, то просто покажу вам то, что мы увидели во время водной прогулки. А попутно расскажу немного об истории Гамбургского порта и приведу практическую информацию. Чтобы, оказавшись в Гамбурге, вы понимали, хотите ли попасть на такую экскурсию, и сколько это будет стоить:
Наша прогулка проходила вот на этом белоснежном красавце под названием «Störtebeker», почти пиратском судне. Дело в том, что Клаус Штёртебекер - это легендарный немецкий пират, который разбойничал в тех местах ещё в 14-м веке:
А в самом начале 15-го века его вместе с командой казнили, но позже установили ему памятник.
При желании можно выбрать вот такой ретро-вариант с поэтическим названием «Луизиана Стар»:
Все механизмы в рабочем состоянии, колесо бодро крутится:
Итак, идём. Пока мы находимся ещё очень близко от берега:
Отойдя чуть дальше, сразу же натыкаемся на подлодку:
Осенью 2002 года в порту Гамбурга появился новый музейный экспонат: советская подводная лодка. По истечении срока службы эта дизель-электрическая подлодка 641Б (Танго - по классификации НАТО) была списана из боевого состава Северного флота и демилитаризована:
Только её собрались определить на утилизацию, как нашлась немецкая фирма, готовая купить этот редкий объект:
Лодку тут же отбуксировали в Германию, и вскоре состоялось открытие «музея», на которое прибыли члены правительства федеральной земли Гамбург, сотрудники российского посольства и представители ВМФ России:
Обо всём этом нам рассказал капитан нашего прогулочного катера. Поведал, что он родом из Одессы, уже около 20-ти лет живёт в Германии и водит экскурсии по порту:
Во время всей нашей прогулки капитан вёл бодрый рассказ о происхождении и значении кораблей на рейде, приводил цифры, характеризовал портовый бассейн и технические сооружения, мосты и склады, не забывая приукрасить свою речь разными анекдотами и байками.
Конечно, я всё не запомнила, так как еле успевала крутить головой во все стороны и щёлкать клювом затвором:
Но некоторые факты всё-таки приведу ниже.
Итак, самый большой порт Германии занимает площадь 7399 га. Общая площадь его складов - 5,6 млн кв. м, около половины складов - крытые:
Для загрузки судов предусмотрены 35 портовых бассейнов, причём общая длина причальных стенок составляет 46 км:
Погрузку и разгрузку обеспечивает современная техника - от береговых кранов до контейнерных мостовых перегружателей, а также многочисленные баржи и более 60 складов-навесов. Через порт проложены транспортные пути длиной 170 км.
Почти 200 регулярных линий связывают Гамбург с другими портами мира. В Гамбургском порту причаливают за год около 12 тыс. океанских и речных кораблей. За движение судов в акватории порта отвечают буксиры и швартовные суда, около 80 портовых лоцманов и 11 радарных станций.
А теперь расскажу вам вкратце историю возникновения Гамбургского порта. Фотографии ниже не будут точно отображать повествование, а лишь являться иллюстрацией нашей прогулки:
Всё начиналось с канала. Нынешний порт мирового значения вырос из канала Николаифлет в Новом городе, который был основан графом Адольфом III фон Шауэнбургом в непосредственной близости от Старого города, владения архиепископов.
Небольшое лирическое отступление: с берегов канала Николаифлет открывается один из самых красивых видов Старого Гамбурга. Канал соединял процветающий ганзейский город с Эльбой, а тем самым и с морем. Раньше по каналу двигались, причаливая к пакгаузам, шаланды и эверы - плоскодонные одномачтовые суда, некоторые из них и до сих пор на ходу.
Канал до самого 20-го века служил транспортной артерией города. Но грузовые парусники с низким килем вынуждены были становиться на якорь к югу от канала, во внутренней гавани, так что порт постепенно переместился с Альстера на Эльбу.
Датой основания порта считается 7 мая 1189 года, когда император Фридрих I Барбаросса освободил Гамбург от таможенных пошлин и дал ему право свободной торговли на Нижней Эльбе. Этот день Гамбург ежегодно отмечает празднествами.
А дальше произошло знаменательное событие - Гамбург вступил в Ганзу, торговый и политический союз северонемецких городов.
Итак, Гамбург получил права и привилегии. Но документально они были закреплены лишь 200 лет спустя. Правда, по тем временам данный случай не был исключением.
Значение Гамбурга как портового города постоянно возрастало. Вступление в Ганзу в 1321 году стало ещё одной вехой в его истории. В Средние века ведущую роль среди ганзейских городов играл Любек, однако Гамбург выигрывал за счёт близости к Северному морю.
Вместе с масштабами торговли увеличивались и размеры кораблей. Ради знаменитых ганзейских парусников пришлось даже углубить порт.
Суда становились на якорь там, где Билле и Альстер впадают в Эльбу, в нынешней внутренней гавани (Бинненхафен). Грузы из далёких стран забирали эверы и шаланды, а потом по каналам доставляли их к многочисленным складам:
Но портовая жизнь не была всё время безоблачной. В 17-19 веках порт не раз переживал кризис. Сильными конкурентами оказались Глюкштадт, основанный на Унтерэльбе, и соседняя датская Альтона.
К новому расцвету город пришёл благодаря Наполеону: в 1789 году тот перекрыл устье Рейна, и тем самым Гамбург оказался важнейшим портом на пути в Англию. Но оккупация города французами (континентальная блокада 1806 года) лишила жизненных сил и гамбургский порт, причём до 1814 года.
Следующим важным шагом в развитии Гамбургского порта стало вступление в Германский союз после изгнания французов из города.
Отныне сюда прибывали могучие шхуны со всего света, и лес их мачт на долгие десятилетия стал характерным и неотъемлемым признаком порта:
Первый пароход вошёл в Гамбург уже в 1816 году. А в 1825 году наладилось пароходное сообщение - как предвестие нынешних регулярных линий:
Новая экономическая ситуация, новые торговые отношения со странами за океаном привели к созданию транспортных компаний: HAPAG в 1847 году и HADAG в 1888 году. Компания HADAG и поныне отвечает за водное сообщение по Эльбе, именно её суда и катают туристов по порту:
А вскоре происходит строительство открытого порта.
Объёмы грузов становились всё больше, порт уже не справлялся с возросшим грузооборотом. Корабли по-прежнему становились на рейде, а малые суда переправляли привезённые грузы на сушу. В 1863 году было принято решение о строительстве нового приливного порта.
В Гамбургской гавани амплитуда прилива, то есть разница в уровне воды при приливе и отливе, на удивление высока (сейчас 3,57 м), если учесть, что город находится далеко от моря. Но именно благодаря этому суда могут свободно входить и выходить из порта.
После таможенного объединения с Германской империей Гамбург обретает вольную гавань.
Право на её строительство город получил в 1888 году.
Обнесённая оградой вольная гавань Гамбурга (её составляют два отдельных участка) - крупнейшая и старейшая в мире. Именно благодаря ей Гамбург стал портом мирового значения.
Историческое ядро вольной гавани - Шпайхерштадт, комплекс пакгаузов. Это крупнейший в мире единый складской комплекс:
Чтобы из центра города проще было добираться до складов, где хранились беспошлинные товары, пришлось пожертвовать целым жилым районом на острове Кервидер-Вандрам. На его месте и возникли новые постройки - пакгаузы. Канал между Северным и Балтийским морями в 1895 году открыл для Гамбурга новые рынки на Балтийском побережье.
Вместе с растущим грузооборотом и расширением торгового флота Гамбургский порт стал одним из наиболее производительных в мире.
Но при этом он, как говорится, трещал по всем швам: границами гавани были тесные границы города. Только закон о «Большом Гамбурге» 1937 года, согласно которому в состав города вошли земли в низовьях Эльбы, позволил наконец расширить порт.
Во время Второй мировой войны были разрушены 80% портовых складов, все пути сообщения и краны.
В годы войны и после её окончания со дна портового бассейна были подняты более 3000 обломков кораблей.
Но порт возродился очень скоро: уже в 1953 году здесь спустили на воду самый крупный по тем временам танкер в мире - Tina Onassis, а в 1958 году - учебную шхуну военно-морского флота Gorch Fock, названную в честь немецкого писателя Горха Фока.
А в середине 20-го века в портовой жизни всего мира произошла так называемая контейнерная революция:
В течение многих столетий грузы перевозили связками, ящиками, мешками. А с 1967 года для этого стали использовать контейнеры:
С технической точки зрения это был шаг вперёд, но для портов это означало полную реструктуризацию. Большинство старых кранов и складов-навесов для тарного груза оказались ненужными. Для объёмных контейнеров пришлось строить новые широкие пирсы и хранилища:
Специальные сухопутные транспортеры (Van Cariers) перевозят грузы к гигантским перегрузочным эстакадам:
К современным причальным стенкам (Uni-Kaianlagen) могут подходить контейнеровозы пятого поколения (шириной 40 м, вместимостью 8000 контейнеров). Теперь в Гамбургском порту перегружают в контейнерах 93% всех грузов:
На этом экскурс в историю порта завершаю, а дальше буду делиться своими впечатлениями от увиденного в порту. Но об этом - в следующей части моего рассказа.
До встречи!
Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь:
veryold.ru Дружить журналами