Продолжаю свой рассказ о
майском автопробеге по республикам Северного Кавказа. В
предыдущей части мы закончили беглый осмотр Северной Осетии и к 11 вечера уже почти без сил заселились в одну из гостиниц Владикавказа. По пути к месту ночевки через Кармадонское ущелье у моего Дастера появился неприятный металлический лязг снизу, поэтому с утра мы первым делом отправились искать какой-нибудь ранний автосервис, а второму экипажу на Шкоде Йети срочно понадобился шиномонтаж. И только Нива была в полном порядке и уже нетерпеливо рвалась скорее в горы. Тем более, что у ее экипажа именно сегодня заканчивался отпуск и вечером ребята должны были сойти с нашего маршрута и отправиться в обратный путь.
Уже традиционно для этой поездки небо было затянуто тучами, а дождь, кажется, не прекращался всю ночь и не собирался заканчиваться и сейчас. Настроение было так себе, снизу автомобиля всё так же противно дребезжало и я уже начал догадываться откуда этот звук мог происходить. Но его в любом случае нужно было устранить и мы поехали в ближайший автосервис, найденный через Maps.Me. Это оказался обычный гараж, специализирующийся на замене масла, но выбирать особо не приходилось. Уже через пару минут колоритный осетин объявил свой вердикт, не вылезая из ремонтной ямы: "Защита открутилась, брат! Один болт совсем, другой наполовину!" В общем-то, я уже не был удивлен, поэтому попросил затянуть и покрепче. Между делом, зашел разговор кто мы и откуда. Когда парень узнал, что мы закончили смотреть Осетию и уже сегодня планируем отправиться в Ингушетию, то сказал, что мы ничего толком и не видели и нарисовал нам целый лист А4 осетинских достопримечательностей, чтобы мы тут же ехали их смотреть. Мы были очень тронуты таким вниманием и гостеприимством. А дальше больше: попытку расплатиться за услугу по фиксации защиты картера он отмёл, а когда я попытался всё таки настоять на оплате, рассердился и фактически выгнал нас, сказав, что у него много работы.
И хотя мастер очень живописно рассказывал про места, которые нам следовало бы увидеть, нам надо было двигать всё таки в сторону Ингушетии. Маршрут, график, это понятно, но ещё мы пытались убежать от дождя, который пришел в Северную Осетию всерьёз и надолго. А прогноз погоды для Ингушетии был не только благоприятнее, но и даже сбылся. Практически сразу, как только мы пересекли границу самого маленького субъекта РФ, дождь прекратился, а сквозь тучи стало периодически пробиваться солнышко.
Тут следует оговориться, что автослесарь был по-своему прав. В том смысле, что в этой поездке мы действительно собирали только самые "сливки" в каждой из северокавказских республик. Или, если быть точнее, пытались их собрать с оглядкой на погодные условия. В общем, я к тому, что говоря "Ингушетия" я всё таки имею ввиду не всю республику, а только её Джейрахский район, с некоторых пор широко известный интернет-общественности своими башенными комплексами.
02. И первая фотоостановка у нас на подъезде к селу Ольгетти. Забавно, что между титульной фотографией поста и той, что ниже, всего минута времени и сняты они с одного и того же места. А всё таки какое разное освещение и настроение, не так ли? Эх, в этом и есть прелесть гор для пейзажного фотографа!
03. Наша цель - башенный комплекс XVI века Эрзи. К нему ведет довольно крутой грунтовый серпантин, поэтому Йети остается внизу, а я на Дастере и Нива решаем заехать как можно выше. Путь осложнен размокшим после дождя глиноподобным грунтом и необычайной узостью дороги с очень редкими расширениями для разъезда (на фото один из них). По фотографии вообще ничего непонятно, но было страшновато, а жена и вовсе на некоторых участках глаза закрывала.
04. Общий вид комплекса Эрзи. Нереальная гармония и красота, как по мне.
05. И вот мы уже на месте. Эти башни уже многие сотни лет смотрят в небо и вот пришел и мой черёд их потрогать. Обычно я не сторонник упираться бампером в достопримечательность, но в данном случае по другому никак. Только тут можно безопасно развернуться. Ну а заодно сделал и пару фото своего верного Дастера, так сказать, на фоне.
06. На этом кажре мы уже поставили машины по направлению к спуску. Видно, что дорога шириной буквально с корпус машины, грунт порядком размыт, а склоны весьма круты. Так же видна парочка древних склепов.
07. В Эрзи 8 боевых, 2 полубоевые и 47 жилых башен, опоясанных каменными оборонительными стенами. Во всяком случае так написано в википедии, хотя по моим фотографиям этого и не скажешь, правда?
08. В жилых башнях высотой в 2-3 этажа, как вы понимаете, жили и держали скотину.
09. Кстати, моей жене довольно скоро надоела вся эта ингушская архитектура и она отправилась фотографировать местную фауну.
10. Боевые башни, как вы уже тоже догадались, предназначены для оборонительных действий. Красные крыши современных домов внизу явно портят аутентичность картинки, поэтому попробуем подобрать другой ракурс.
11. Вот! Совсем другое дело! Средневековые башни и ветхий загончик для скота, который построил потомок великих ингушских строителей.
12. Нет, серьезно, башни строили только избранные, специально обученные люди и даже династии, которые передавали свои секреты только наследникам. Кстати, между делом пошел дождь, который то ли запорол, то ли даже улучшил мои фотографии.
13. Немножечко энциклопедических данных для саморазвития. Высота боевых башен достигает 30 метров, в своем основании они квадратные (от 4,8 м до 5,8 м), разделены на 5-6 этажей, на верху имеется окошки-машикули. Это такие бойницы, предназначенные для вертикального обстрела нападающих. По легенде, на постройку башни роду давался ровно один год. Если они не успевали завершить строительство, то род считался лузерами, а башню бросали недостроенной.
14. Чуть выше, по склону горы виднелось несколько фамильных склепов, с виду очень похожих на те, что буквально накануне мы видели десятками в
Даргавсе, поэтому мы к ним подниматься не стали. Кроме того, меня беспокоил всё усиливающийся дождь, а нам еще спускаться по и без того скользкой дороге. В общем, мы поспешили вниз и благополучно выбрались к асфальту.
15. Далее по плану у нас был еще более крупный башенный комплекс Эгикал (в некоторых источниках Эгикхал), но когда ты путешествуешь по горным дорогам, а вокруг постоянно открываются живописные виды, останавливаться хочется при первой же удобной возможности. То есть там, где есть обочина. А посему вот вам групповое фото наших железных коней.
16. Сами же водители вместе со штурманами в это время увлечены разглядыванием стаи белоголовых сипов.
17. Последних мы нечаянно спугнули и отвлекли от приема пищи. Простите, не смог удержаться от публикации данного фото. За это путешествие подобные сцены нам довелось видеть дважды (первый раз в
КЧР), а значит будем считать это типичным кавказским сюжетом, к которому вы должны быть готовы. Кстати, если у вас получится разглядеть это фото внимательно, то вы увидите на нем по меньшей мере 3 (!!!) стеклянные бутылки на довольно небольшой площади. И это гораздо более грустно, нежели разорванная орлами-падальщиками коровья туша. От нее-то скоро ничего не останется, а вот бутылки и прочий мусор по обочинам горных дорог так и будут лежать.
18. Ок, едем дальше. Снова солнечный просвет, а значит фотостоп. И вот вам сюжет для типичной кавказской пасторали: низкие тучи, зацепившиеся за вершины гор, бедная ферма с запасом сена, зеленые склоны с сочной майской травой и черная Лада Приора, стремительно скрывающаяся за поворотом.
19. Ладно-ладно, отбросим всё лишнее и оставим только самую суть Кавказа.
Надеюсь, теперь всем понятно зачем мы туда попёрлись? Если да, то обязательно поделитесь постом с друзьями и захаживайте на продолжение!
Продолжение следует... ---------------------------
Подписаться на обновления блога
Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме - самые красивые фотографии!
Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после
согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!