Завод «Электросила»: остались ли силы?

Aug 11, 2015 10:03




История «Электросилы» началась более 100 лет назад. Датой основания завода считается 1898 год, когда средней руки электротехническая фабрика, расположенная на 1-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге, вошла в состав акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». В 1911 году завод переехал на новое место и занял обширную территорию по обе стороны от Московского проспекта. В 1918 году новая власть завод национализировала, а к 1920 году он приобрел сегодняшнее название - «Электросила». На нем производились генераторы для электростанций, в том числе и оборудование для Волховской, Днепровской и Рыбинской ГЭС. Завод имел обширные международные связи, а товарный знак «Электросилы» был известен во всём мире.

Весной 2012 года началась расчистка заводской территории площадью более 7 га, расположенной между главным зданием «Электросилы» (Московский пр., 139) и Варшавской улицей. Оборудование, оснастка и прочие производственные мощности были вывезены в новый современный цех, построенный в поселке Металлострой. Его я тоже покажу в следующем посте, а сегодня хочу показать вам легендарный завод в его, так сказать, историческом антураже. В моем родном Воронеже практически все крупные производства были вывезены за черту города и я считаю это правильным решением. Как знать, может через несколько лет, та «Электросила», что вы сегодня увидите, останется только на фотографиях. Приятного просмотра!


02. Итак, к 1922 году начала формироваться научно-техническая школа советского электромашиностроения, специалисты которой приняли участие в реализации плана ГОЭЛРО, разработав первые отечественные генераторы для Волховской ГЭС, а так же Гомельской и Омской ТЭС. И уже к 1930-м годам «Электросила» превратилась в крупнейший научный и производственный центр отечественного электромашиностроения, а в в 1937 году на заводе был создан самый мощный в мире турбогенератор мощностью 100 МВт.


03. «Электросила» была первым заводом в нашей стране, который освоил производство крупных электрических машин для промышленности. Более трети отечественных предприятий в области металлургии, судостроения, химии, нефтедобычи эксплуатируют электродвигатели с маркой "Электросила". В советское время завод был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, а также болгарским орденом «Красное знамя труда» и «Орденом труда КНДР». Но давайте уже зайдем внутрь.


04. Проходные всех заводов ОАО «Силовые машины» (холдинг, куда входит завод «Электросила») оснащены алкотестерами Динго В-01. То есть, чтобы турникет открылся, работнику необходимо дыхнуть на прибор. При этом данная процедура осуществляется как по пути на завод, так и домой. Это к вопросу о нормах безопасности на таком масштабном производстве. Про обязательный инструктаж по ТБ для посетителей и каски, думаю, понятно, да?


05. Но вот мы внутри. Настоящий олдкульный завод под сумрачным питерским небом! Обратите внимание на мини-клубочки с цветами.


06. Поскольку завод имеет более чем вековую историю, архитектура зданий на его территории самая разнообразная.


07. Есть прямо таки очень интересные экземпляры.


08. В декабре 1934 года заводу было присвоено имя С. М. Кирова. У меня уже скопилась целая серия памятников этому товарищу, надо будет сделать как-нибудь пост-фотоподборку. На этом бюсте в заводском дворе он отчего-то смахивает на Ильича в парике=)


09. К 1941 году на заводе работало около 10 тысяч человек. В первые же дни войны на фронт ушло около 2000 электросиловцев, более 1000 - в народное ополчение. Для обороны завода был создан специальный полк. Прекратилось водоснабжение, замерла котельная, перестала поступать электроэнергия, но все равно завод, где теперь оставалось 1300 человек, продолжал действовать. Работали цех фонариков и цех ремонта корабельных машин-двигателей и генераторов. Наладили аккумуляторную батарею, которую заряжали генератором, приводимым в движение маленьким керосиновым двигателем. Обработку крупных деталей для корабельных машин проводили на станке, который вращали вручную при помощи остроумного приспособления. Для освещения использовали трансформаторное масло.


10. В 1942 году, в разгар блокады, электросиловцы смогли восстановить гидрогенераторы Волховской ГЭС, демонтированные осенью 1941-го. 23 сентября 1942 года по кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, ток пошел в Ленинград. В марте 1943 года с Большой земли на завод были отправлены станки, литье, поковки валов, спецсталь, а первым крупным заказом стал гидрогенератор для Рыбинской ГЭС, дававшей электроэнергию Москве. Тогда же в 1943 году электросиловцы изготовили первый в Европе синхронный компенсатор мощностью 2 тыс. кВА с водородным охлаждением. Во время изготовления корпус компенсатора был трижды пробит осколками вражеских снарядов.


11. Но, как говорится, война войной, а обед по распорядку. Прежде чем погрузиться в атмосферу производственных цехов, заглянем в заводскую столовую. Впрочем, не только заглянем, но и отобедаем. От фото еды я вас избавлю, но, поверьте, было очень вкусно, а порции такие, что я еле вылез потом из-за стола.


12. По пути попалась вот такая инфографика. День донора, спортивные межцеховые состязания, итоги и события месяца, список оздоровительных лагерей для отправки детей на летний отдых, комитет по этике, правда и ложь о наркотиках... Просто праздник какой-то!


13. Еще не дойдя до цеха, я уже поражаюсь гигантизму деталей. Это секции статоров гидрогенераторов, ожидающие отгрузку.


15. Поскольку поездка была организована компанией «РусГидро», которая является одним из главных партнеров «Электросилы», далее наш путь лежит прямиком в 3 комплекс гидрогенераторов или, если по простому, в 3 цех. Его размеры вы можете по достоинству оценить, отыскав на фото ниже человека.


16. Но заходя внутрь, ты всё равно понимаешь, что даже твои шаблоны о размерах метизов трещат по швам.


17. В рамках сегодняшнего поста мне не хочется углубляться в детальное устройство гидрогенераторов, раз уж он получился с таким историческим уклоном. Да и не сказать уж, что я - большой знаток электротехники. Просто для общего понимания скажу, что гидрогенератор - это такая электрическая машина, предназначенная для выработки электроэнергии на гидроэлектростанции. Основными частями гидрогенератора являются ротор, статор и подпятник. На фото ниже тестовые испытания ротора.


18. А это гигантский фрезерный станок и остов ротора Волжской ГЭС. Если что, станок зеленый, а остов красный=) Люди для масштаба прилагаются.


19. В сети есть фотография, на которой на этом станке вместе с рабочим изображен Путин. Дело было в 2010 году во время его визита на завод.


20. Рабочие упаковывают готовые к отгрузке и монтажу катушки полюса.


21. Все эти тяжести перемещают гигантские мостовые краны под управлением (вы не поверите!) женщин.


24. Но продолжим наш исторический экскурс. Итак, создание в начале 1930-х гг. генераторов мощностью 62 МВт для ДнепроГЭСа позволило предприятию стать лидером в Европе в области гидрогенераторостроения. Крупным научно-техническим достижением «Электросилы» стало также создание в 1960-1970-х гг. генераторов для Красноярской ГЭС мощностью 500 МВт и для Саяно-Шушенской ГЭС мощностью 640 МВт. Впрочем, и в настоящее время гидрогенераторы с эмблемой «Электросила» не только соответствуют мировому уровню, но и зачастую превосходят его.


25. За научные разработки специалисты завода неоднократно удостаивались высоких государственных наград и даже международных премий. В историю электротехники вошли такие прославленные имена как Леонид Красин, Роберт Лютер, Адольф Шварц, Георгий Жерве, Василий Романов, Владимир Касьянов и многие другие.


26. Участок покраски. Вид сверху.


27. А это уже вид на крупномеханический участок и тоже сверху. Ищите на фото людей, чтобы понять его реальные размеры.


28. Обратите внимание на два сине-желтых токарно-карусельных станка. Им многие-многие десятки лет, но яркая боевая раскраска говорит о том, что они прошли модернизацию. В сфере станкостроения это довольно распространенная практика. Специальные профильные подрядчики меняют электрооборудование, приводные механизмы, системы управления и др., получая при этом практически современные рабочие характеристики. А старая станина, на которой установлены и закреплены детали и узлы, только прибавляет в цене - чугун с годами становится лучше, естественным образом уходят внутренние напряжения. А значит, появляется стабильность и точность обработки детали.


29. Рассмотрим поближе самый дальний станок с предыдущего кадра. Диаметр планшайбы метров пять, если не больше.


30. А вот этому токарному станку-колоссу модернизация еще только предстоит. О чем и сообщает соответствующая табличка.


31. Но и без суперсовременных роботизированных станков в наше время тоже не обойтись. На фото рабочий спаивает медный сердечник ротора на швейцарском станке Micamation.


32. Раз и готово!


33. Повсюду кипит работа! «Электросила» работает в две смены!


34. На этом участке делают сегменты подпятника.


35. А это печь с рабочими размерами 4х7х6 м. В ней "запекают" полюса в процессе их изоляции.


36. А это просто фактурные отверстия в натуральном свете установленных в цеху ламп освещения. Я умахался при обработке фото убирать этот зеленый оттенок, но тут он очень даже кстати.


37. Да и тут тоже. Не так ли? Вообще фотографу на «Электросиле» сцен а фактуры для съемки хоть отбавляй, но время экскурсии подходит к конку и мне пора прощаться с заводом-легендой.


38. Что я могу сказать в заключении? Отрадно видеть, что завод живет и процветает. Буквально неделю назад завершили отгрузку третьего гидрогенератора мощностью 80 МВт для строящейся Нижне-Бурейской ГЭС. По заказу РусГидро продолжается комплексная модернизация Волжской ГЭС (гидроагрегат со станционным номером 13 введен в эксплуатацию в конце июля) и так далее и тому подобное. И это только по направлению гидроэнергетики. А ведь помимо гидрогенераторов и турбогенераторов к числу основных видов продукции завода «Электросила» относятся крупные машины постоянного и переменного тока, которые используются в качестве приводов прокатных станов, судовых генераторов, буровых установок (в том числе и морских), вагонов метро, трамваев, электропоездов и так далее. Что же... Остается только пожелать «Электросиле» всё новых и новых сил для развития и движения вперёд, не смотря ни на что! Даешь еще 100 лет лидерства в электромашиностроительной сфере!


Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!

РФ/Ленинградская область, Промышленный репортаж, Блог-тур, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up