Довольно часто в исторических описаниях старинных населённых пунктов на юге Воронежской области встречается что-то вроде "первыми поселенцами хутора такого-то были казаки-черкассы" или же "первоначально эти земли были заселены переселенцами из Малороссии". В общем-то, понимая, что речь идет об украинцах, я никогда особо не интересовался когда и почему они сюда пришли, как им жилось и что они вообще из себя представляли. Сегодня, слушая по радио новости о том, что Воронежская область принимает беженцев из юго-восточных районов Украины, мне вдруг захотелось немного глубже разобраться в этом вопросе. Иллюстрациями послужат фотографии полузаброшенного хутора Ступино, где сохранилась ветряная мельница и несколько казачьих хат, крытых соломой и камышом.
02. Хутор Ступино (изначально Ступки) расположен на правом берегу реки
Битюг в месте её впадения в
Дон. После снежных зим хутор зачастую бывает отрезан от "цивилизации" мощным паводком. Еще зимой на гуглоснимках здесь было море разливанное, но сейчас осталась только половина, так что, как говорится,
спешите видеть. Впрочем, и без этого, в Ступино ведут только грунтовые дороги, а из коммунальных благ только электричество.
03. ...Которое, кстати, очень странно видеть подключённым вот к таким домам. Впрочем, мы сегодня совсем не о технике безопасности. Точной даты основания хутора Ступки найти не удалось, поэтому будем ориентироваться на ближайшие к нему населенные пункты. И в первую очередь это село Покровка, находящееся в 5 километрах выше по течению Дона. В середине ХVIII века 800 казаков переселилась в эти места из слободы Лосево. Сейчас это место известно каждому, кто ездил по федеральной трассе М4 на юг и постоял там в перманентной пробке. Основателями же самого Лосево были заднепровские казаки, поэтому первые жители хуторов Перебой и Ильмень (ныне эти два хутора и составили село Покровка) были их ближайшими потомками. К северу от устья Битюга расположено еще одно село с прямо таки говорящим названием - Черкасское. Основано так же как казачий хутор в середине XVIII века на полуострове озера Черкасское. Самого озера уже нет (в начале ХХ века осушили, сейчас на его месте пойменный луг), а село живо.
04. Кто же такие эти черкасы и малороссы? Давайте обратимся в википедию к словарю Брокзгауза и Ефрона. Малороссы (в антр. отнош.), или южно-русы, - одна из трех русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 2 ⅓ раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей, тивердов, древлян и других южно-русских племен; но, по-видимому, большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению и смешению с тюркскими кочевниками (половцами и др.), а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась, по-видимому, малорусская народность (Малая Россия), выступающая уже отчетливо, с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила, мало-помалу, все Приднепровье, дав начало различным украинским говорам. В настоящее время в русском языке понятие малоросс часто рассматривается как устаревшее определение украинца. Термин "черкасы" же, не смотря на то, что изначально это один из народов Золотой Орды, в российском государстве употреблялся в качестве экзонима (грубо говоря, официальной клички) малороссийских казаков и казаков вообще вплоть до конца XVIII века. Таким образом, в рамках данного поста малороссы и черкасы суть одни и те же люди.
05. Когда же и почему они начали переселяться на Средний Дон? И тут я процитирую очень наглядный отрывок из книги "История Харьковскаго Слободскаго козачьего полка" (Евгений Альбовский, Харьков, 1895 г.). Первое известное массовое переселение относится к 1638 году, когда гетман Яков (Яцко) Остряница с сотниками и с 865 козаками явился на место Чугуева городища, где они и построили город с крепостью. В грамоте от 14 мая 1641 года царь Михаил Феодорович по тому поводу пишет: "Они (гетьман и пришедшие с ним ) из Литовския стороны в наше Московское государство пришли для того, что польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушили и церкви Божия разоряют и их побивают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разорили и пограбили. И мы, Великий Государь, жалея, что они, черкасы, православныя крестьянския веры греческаго закона, и видя их от поляков во изгнании и смертном посечении, велели их принять под свою царскую высокую руку и велели устроить на Чугуеве".
06. Продержались эти выходцы в Чугуеве недолго, ибо в 1641 году между ними произошли раздоры, кончившиеся тем, что гетман был убит, а украинцы ушли из этого города обратно в Литву. Со времени этого неудачнаго водворения козаков в Чугуеве, переселения малороссиан, по словам писателей, продолжались; но известия, приводимыя ими о времени выхода их из-за Днепра и о местах, где размещались эти поселенцы, расходятся между собою и часто одни другим противоречат. Эпоха козацких войн Хмельницкаго, с его победами над поляками, подававшими козакам надежду избавиться от ненавистнаго им польскаго господства на Украйне, должно было остановить на время эти переселения, так как малороссиянам не было основания покидать свою родину в этот период, они разсчитывали добиться желаемой независимости у себя дома. После-же Берестецкой битвы и Белоцерковскаго договора, показавшаго всю несбыточность их желаний, Богдан Хмельницкий, против котораго был сильный ропот по всей Малороссии, желая успокоить народ, объявил о своем позволении, до прибытия на Украину польскаго войска, переходить куда ему угодно на новыя места - в Полтавщину, в Крым и Россию. Тогда ж Хмельницкий, ожидая угоднаго к отомщению времени, позволил утесняемому народу от ляхов вольно сходить из городов к Полтавщине и за границу в Великую Россию на житье.
07. Переселения эти, начавшияся с 1651 года, продолжались беспрерывно до 1654 года. Украйна почти опустела, представляя из себя одне только развалины. Из больших и жилых городов, сел и деревень шли обозы с возами, нагруженными прочанами (переселенцами) с их семьями и пожитками; на веки оставляя родину своих предков, они нередко сжигали свои жилища. Переселенцам пришлось, на первых же шагах, вступить в борьбу с татарами, завоевывая себе от них силою оружия те места, которыя они выбирали для своего селения. Крымцам, конечно, очень не нравилось пришествие воинственных козаков, опытных в военном деле. Недовольные заселением этим, татары, естественно, мешали козакам своими частыми нападениями, так что черкасам на первое же время приходилось вести упорную борьбу, строить укреплеения и жить в вечном страхе, ожидая ежеминутнаго нападения диких хищников. Но они, закаленные в опасностях, предпочитали все это тем угнетениям на своей родине, от которых могли избавиться только бегством. Подкрепляемые постоянно новыми волнами, сгущавшими население, переселенцы крепли, делались сильнее и, в конце, прочно завоевали от татар Москве этот край, чего эта последняя в продолжении долгаго времени не в силах была сделать. Московское правительство с самого начала смотрело очень дружелюбно на переселение черкас, селя их по Белгородской черте. Царь Алексей Михайлович отдал приказание: "..не препятствовать ни в чем поселяющимся народам и не делать никаких затруднений в расположении и устройстве их поселений и объявить им Его Царскаго Величества милость, обнадежив, что и впредь царскою милостью они жалованы будут ".
08. Прошу пардона за столь длинную и витиеватую цитату, но точнее и не расскажешь, ведь правда? Так что теперь, если вас спросят, почему на юге Воронежской области во многих сёлах говорят на суржике, вы всё грамотно изложите. Биографию Богдана Хмельницкого можно дополнительно почитать на википедии, ну а мы плавно переходим к бытовому аспекту в малороссийских селах и хуторах. Места для жилья малороссы, как правило, выбирали на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок. И Ступино тут не исключение. Селения черкасов не образуют привычных прямых улиц - хаты, сараи и птичники были хаотично разбросаны. Есть в сети информация, что жители хутора занимались сбором раковин на Дону для изготовления пуговиц, но, вообще, первым делом это были, конечно, хлебопашцы. На фотографии ниже Александр
a_kain иллюстрирует высоту тополя (в Сане под 2 метра роста), а сам тополь, помимо собственной древности, не очень явно, но всё таки демонстрирует нам и другие народные промыслы, популярные в этих местах. Обратите внимание на дощечку приблизительно на высоте трёх-четырёх человеческих ростов от земли - несколько лет назад там еще стоял улей (по
ссылке пруфпик, сделанный мной в 2009 году). Колесо от телеги, предназначенное для журавлиного гнезда, увы, пустует.
09. В Ступино сохранился один их трёх вообще сохранившихся в области ветряков.
10. О том, как устроена и работает ветряная мельница, я подробно рассказывал в
посте про хутор Должик. Повторяться не буду, скажу только, что ступинский ветряк в гораздо лучшей сохранности, хоть и тоже уже не жилец. Почти все "кулаки" (зубья) колеса целы, даже какая-то пружинка еще держится.
11. Оба жернова целы и валяются на земле. И бегун и нижняк.
12. На этом фото, если приглядеться, можно увидеть единственный приличный жилой дом в Ступино из красного кирпича.
13. Кстати, вопреки устоявшемуся мнению, что подобные сооружения собирались без единого гвоздя, здесь были обнаружены квадратные шляпки кованных гвоздей.
Ну и болты, соответственно.
14. Об особенностях домостроения малороссов Воронежской губернии сообщается, что дома они строили деревянные, но обязательно обмазывали глиной и белили. Внутри применяли роспись по стенам (птички, завитушки и т.д.) и регулярно украшали жилище цветами. В несезон даже бумажными. Как и жители центральных и восточных регионов Украины, потомки украинских переселенцев Воронежской губернии стремились ориентировать большую часть окон на солнечную сторону, дом ставили несколько отступя от изгороди, где разбивался палисадник с цветами и сиренью.
15. Малорусская хата состоит из теплой жилой одной или же двух комнат, "синЕй" и "коморы", служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества. Собственно, "хатою" у черкасов называется именно жилое отделение в xaте. "Сини" и "комора" составляют только часть хаты и не носят общего названия "хаты".
16. Изначально у малороссов пичь делалась по-старинному - просто из глины, смешанной иногда с мелкими камнями, а позже - из кирпичей. Основу питания составляли хлебные, мучные и крупяные кушанья. Особенно любили украинские крестьяне блюда из теста, сваренного в кипящей воде: галушки, вареники с творогом, картофелем, вишней, лапша, "затирка" (круто замешанное пресное тесто, растёртое на мелкие кусочки, заваренное в кипящей воде или молоке). Готовили украинцы также каши из зерен гречихи, проса, пшеницы, овса, ячменя. Каша была и обрядовым блюдом на свадьбах, родинах, поминках. Из пшена с добавлением лука и картофеля готовили жидкий суп "кулиш", заправленный салом. Хлеб пекли ржаной и пшеничный из кислого заквашенного теста в форме круглых или продолговатых больших хлебин ("паляница", "хлибина", "бохан"). В каждом доме готовили типично украинский борщ из свёклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом.
17. Вместо стола у малороссов часто ставилась "скрыня"- сундук. Уже позже, на внутренней стороне крышки сундука грамотные хозяйки делали свои пометки: когда свели корову, когда забеременела сама. Сундук, естественно, запирали на замок. На крышке этого сундука тоже были даты (1912 и 1910 гг.), другие слова не разобрал.
18. Некоторые хаты и сараи на хуторе уже обрушились. И тем поразительнее сохранность меловых погребов.
19. Вы только полюбуйтесь! Вечный!
О том, как строили такие погреба читайте в посте "
Меловой погреб бабы Наташи".
20. Открытка с поздравлениями с 8 Марта для мамы. На "Вы", между прочим. В украинской семье женщина (особенно мать) традиционно играла большую роль. Со смертью мужа она становилась главой семьи. Вдова передавала хозяйство сыну лишь по старости. И при жизни мужа жена принимала участие в его делах. Хотя традиционным было подчинение мужу: "Жинка небита, як хата невкрита". В отличие о великорусских семей, где взрослые сыновья уважали и слушались только батю, у малороссов были в почтении и престарелая старушка-мать и даже свекровь. Замужних женщин называли паниматками и обязательно обращались по отчеству. К слову сказать, браки между русскими и украинцами заключались довольно редко ("хочь вони и гарни, та московки борщю не умеют зварить"). Поэтому невест и женихов предпочитали выбирать в пределах своего села.
21. Одно из самых "современных" жилищ на хуторе.
В настоящее время в Ступино проживает порядка 5-10 жителей. Летом наезжает еще несколько дачников.
22. Облупившийся памятник земляку - Калашникову Ивану Абрамовичу. 1 ноября 1941 года был призван в РККА. С декабря того же года воевал в составе 1113-го Краснознаменного стрелкового полка. Погиб в 1944 году в Польше близ города Августов, там же и был похоронен. За отвагу и доблесть проявленные при форсировании Днепра, а также в боях за Могилёв, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
На этом всё. Надеюсь, вам было интересно. В свою очередь не могу не порекомендовать всем удивительный
кладезь информации- этнографический обзор России второй половины XIX века, сделанный
zidanio, который очень помог мне при подготовке этого поста. Перейдя по ссылке, вы попадете в оглавление, а оттуда уже на интересующую вас народность. Хоть на черкасов, хоть на степных кочевников, хоть на цыган. Рассказывается всё - от внешнего вида и обычаев до устройства жилищ. За одни иллюстрации, собранные в одном месте, автору стоит поставить памятник.
По материалам:
-
saguny.narod.ru-
wikipedia.org-
dalizovut.narod.ru-
В. Высоцкий "Украинское население Воронежской губернии" (так же рекомендовано к прочтению).
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.