Ну чё.. Крякнул и посмотрел «Шапито-шоу» прославившегося ранее «Пылью» Лобана. В «Пыли» была воплощена полная русская исконность - визионерство, презрение к человеку и его маниакальная готовность к полнейшему нравственному садомазу, окутанному мутным туманом некоей недиагностируемой «духовности», которая, надо полагать, заключается в а) умении не подчиняться никаким «разумным» правилам, б) потакании необоримым внутренним позывам эти правила рушить. Пыль попала в десятку - оставалось только ахнуть и развести руками.
В метафорическом «шапито» эта же пыль обрела броские цвета конфетти и циничный пелевинский задор. Фильм состоит аж из 4 серий, которые моё имхо смотрело с постепенно нарастающим раздражением. Начало, прямо скажем, восхитительно - в 1 серии (про любоff) автор играет еще на старом, пыльном поле: феерическое естество «непрофессионала» Алексея Подольского, рыхлого бэби, выковыренного шесть лет назад откуда-то из массовки, будоражит рецепторы ароматом долгожданного сиквела. Сюжет о том, как замученный комплексами «киберстранник» вылез-таки из Сети в дурдом настоящего мира, выполнен виртуозно - Подольский, как герои Муратовой, погружен в милую нашему сердцу дебилизованно-совецкую сюрреалистическую действительность. Заверши авторы свою ленту по окончании первых 55 минут - я бы дал им приз венецианского фестиваля «за лучший документальный фильм» и еще «Sundance» впридачу..
Следом пошла «тематическая» новелла «Дружба», пропагандирующая всё то, что православный мракобес Милонов (в цветистой рясе стукнувшийся оземь и вдруг по-булгаковски обернувшийся черным пиджачком начальника юротдела ЗАКСа) пропиарил известным законом. То есть новелла живописует свойство пыли сбиваться в клочья, или стаи, нынче называемые «меньшинствами». Благо тема актуальна, смотреть по-прежнему интересно: забавные дебаты глухих с голубыми («кто нормальней»), всё еще болтающийся фоном киберстранник и замаячивший на горизонте просветленный алкаш Мамонов обозначили наличие двойного дна и вдобавок двойной крышки. Выяснилось, что несколько тусовок происходит в одной клетке, и что режиссер (почти как в фильме «Беги, Лола, беги») виртуозно движет персонажами, неслучайно и дозированно пересекая их с целью некоей метафизики. Нарочитый абсурд и пародийно-кабареточные рауты помаленьку начинают зашкаливать, но через 1 час 50 минут я всё же добавил бы фильму по совокупности что-нить вроде берлинского «Тедди».
В третьей серии с активизацией Петра Мамонова начинается обвал - волна фальши захлестывает сюжет, а карнавал перестает тащить на себе метафизический посыл. Мамонов играет, разумеется, самого себя - разумеется, высокодуховного юродивого, который, разумеется, учит нас жить, лечиться от радикулита и инфаркта («просто нужно помолиться»). Забавно, что в интервью самоё режиссер сетует - дескать, во время съемок в Ялте
Мамонов ощущал себя суперзвездой, и от нашей съемочной группы тоже требовал уважения. Для него было непонятным и немного задевало, что не все местные жители в Симеизе его узнавали. Тогда ему приходилось им напоминать: "Фильм "Остров" смотрели? Это же я!". Комментарии к этому православному Голливуду излишни - разве что скромные признания смиренного инока (
«Я не киноактер, я личность. Я такой вот странный. Я единственный такой..» . После 3 части («Уважение») я с полным уважением к труду режиссера отобрал бы у него ранее выданные призы и вручил каннскую пальмовую ветку, выполненную «по лицензии» отечественными умельцами, по договоренности - в позолоченном окладе с китайскими блёстками.
Финальная серия («Сотрудничество») тянется неимоверно долго, превратившись в банальную социальную жфачку вроде «Жмуриков», автор сползает в непритязательную эстетику «Маленькой Веры». Итоговый пожар в шапито, призванный очистительным огнем расставить всё по местам, воспринимается лишь как неизбежное «хотели как лучше, а получилось…»
В общем, посмотреть, наверное, нужно - после начальных оргазмов получите хатяп остаточное неглубокое удовлетворение, но, к сожалению, авторская жадность фраеров сгубила. Нужно было безжалостно резать аппендициты.