Два с половиной года назад Натали Портман шокировала всех, появившись на Каннском кинофестивале бритой наголо. «У нее рак!» - мигом заголосили одни. «Она лесбиянка», - столь же яро вторили другие. Тут же, правда, выяснилось, что актриса просто снимается в новом фильме - достойном того, чтобы пойти на столь серьезные жертвы, связанные с прической. В апреле 2006 года та самая картина - «V значит “вендетта”» - вышла на наши экраны.
Вы уж простите, но мы воздержимся от повтора историй, как маленькая девочка стала Матильдой, подругой Леона (и как сейчас вечерами подумывает, не сыграть ли ей в продолжении), а спустя несколько лет, будучи чуток постарше, - Амидалой, королевой Набу (не видя при этом оригинальной трилогии «Звездных войн»). Но без некоторых фактов из биографии актрисы все же, наверное, не обойтись.
Натали Портман родилась 9 июня 1981 года в день, когда Джонни Деппу стукнуло 18, Майкл Дж. Фокс праздновал двадцатилетие, а маме новорожденной исполнилось 29. В восемь лет девочка перестала есть мясо, в одиннадцать завязала с рыбой, а спустя еще четыре года навеки попрощалась с сыром. Хорошо еще, что шоколад, леденцы да мороженное себе позволяет - а то бы одна тень от нее осталась.
Подобно Уме Турман и Алине Кабаевой, она увековечена музыкальными произведениями - гимны в ее честь написали группы TeamSleep и Ozma, а ди-джей Intel One из Чикаго даже выпустил диск Love: A Tribute to Natalie Portman с песнями разных исполнителей во славу актрисы. Но это еще цветочки: в интернете существует созданная ее поклонниками Церковь Натали Портман - и вот это будет посерьезнее всяких там «ля-ля». Сама девушка любит прогрессивную музыку: Bjork, PJ Harvey, Moby, Portishead, Radiohead - ну и The Jackson 5, The Beatles и Стиви Уандера из классики. В свое время ей понравились «Грязные танцы», «Амели», «И твою маму тоже» - и «Список Шиндлера», как без него (по поводу «Мюнхена» того же Спилберга она сказала, что «не согласна по меньшей мере с половиной его содержания»).
Она полиглот: имея родными языками английский и иврит, также знает французский («Париж - любимый город»), немецкий, японский и немного испанский. Исключая языки, любимым школьным предметом у нее всегда была математика («потому что там ответы всегда в конце учебника»); кроме того Натали уважала литературу, естествознание и в старших классах - политологию. Вне учебы она обожает танцы, чтение, коньки; еще она придумывает одежду и собирает небольшого размера сумочки («Но все же самые мои любимые занятия в жизни - поесть и поспать»). Нет, но учебу она, конечно же, любит гораздо больше всего вместе взятого, даже сейчас, после окончания университета.
Папа с дедушкой рассчитывали, что их детка займется в итоге пристойной профессией - будет доктором или, что даже лучше, ученым-химиком. «Моя семья была убеждена, что в шоу-бизнесе все сплошь дегенераты, - откровенничала порою Натали. - Но уж если нашей девочке приспичило сниматься в фильмах -- пусть так, но пусть это будет лишь хобби». Наслушавшись родителей, она долгое время пугала мир заявлениями, что когда вырастет, станет не актрисой, а ветеринаром («Я хотела бы жить на ферме, где было бы множество животных»), или космонавтом, или, на худой конец, балериной. Сейчас, в год 25-летия, все вроде бы устаканилось, и девушка успешно защитила диплом по психологии. Два года назад она в одиночестве посетила Марокко и Гватемалу - стало быть, мы, наконец, можем говорить о ней, как о взрослой и самостоятельной.
Самое смешное, что никто не знает точного ее роста (впрочем, не совсем понятно, кому он вообще, этот рост, нужен?) - мнения расходятся в диапазоне от 153 до 163 см. Самые ушлые фанаты говорят, что в ней 160 см - и в качестве доказательства приводят видеозапись шоу Дэвида Леттермана от мая 1999 года, где крупным планом было зачем-то показано ее водительское удостоверение (однако есть подозрения, что за шесть прошедших лет актриса могла и чуток подрасти). Что еще забыли? Ах, да - глаза у нее карие, если кто не заметил.
Неизвестно, насколько благодарна Натали почти забытая уже Доминик Суэйн - за роль Лолиты, доставшуюся ей после того, как юная Портман покачала плечами в явном недоумении от того, как такой разврат ей вообще могли предложить («Я против, чтобы детей снимали в фильмах на сексуальную тематику»; свое слово, понятно, тут сказали и добропорядочные родители). Зато Кристина Риччи, Скарлетт Йоханссон и Клэр Дейнс точно должны отвешивать ей поклоны: благодаря отказам ровесницы первая снялась у Энга Ли в мрачной «Ледяной буре», вторая - у Роберта Редфорда в «Заклинателе лошадей», третья -- в «Ромео + Джульетта» База Лурманна (фильмы, как известно, получились очень достойные). Кристина даже говорит, что часто подхватывает проекты, отвергнутые разборчивой Портман. «Я надеюсь, что мы и дальше продолжим проталкивать друг друга», - с улыбкой посылает Натали воздушный поцелуй своим прелестным сверстницам с тем лишь примечанием, что никогда не будет сниматься в фильмах ужасов или в тех, что достаются обычно Дженифер Лав Хьюит.
От дуэта с Редфордом Натали Портман отвернулась, правда, не из желания кому-либо помочь с карьерой, а ради роли на Бродвее в «Дневнике Анны Франк». Премьера спектакля состоялась в декабре 1997 года, и многие тогда глупо удивлялись: с чего бы это девушка, весьма успешная для своих 16 с половиной лет, вдруг оставляет кинематограф? «Ну не насовсем же! - терпеливо объясняла Натали особо нервным. -- Надо попробовать свои силы и в театре». «Меня тогда ужасно донимали, - вспоминает она сегодня, - не боюсь ли я, что меня забудут. Таки об этом я как раз и не думала! Ну, даже если и была разок мысль, то куда ж от судьбы убежишь? Если ты ничего из себя не представляешь, тебя по любому забудут рано или поздно. Так пускай лучше раньше, не так больно будет».
Ан нет, не случилось, не забыли. Спектакль шел на сцене три года, Натали получила за него престижную номинацию на «Тони» - но, увы, не саму премию. Зато ее вслух хвалили приличные люди - тоже ведь не абы что. Особо, естественно, работой актрисы остался доволен режиссер спектакля Джеймс Лэйпин: «Натали показала настоящее эмоциональное и интеллектуальное проникновение в эту роль. Во время репетиций я мог на равных обсуждать с ней сложнейшие философские проблемы. Она взрослее многих актеров, вроде как старше ее, - уже просто потому, что не боится напрягать мозги».
Театральный опыт был продолжен. Позже Натали сыграла Нину Заречную - нашу соотечественницу из чеховской «Чайки» (ну, эту героиню играли, понятно, многие). Ее партнером стал нынешний лауреат «Оскара» Филипп Сеймур Хоффман, а поставил спектакль признанный классик Майк Николс. Общение с ним переросло в «Близость» - если говорить всерьез, то лучший фильм, в котором на данный момент участвовала Натали Портман.
«Это настоящая актерская сказка - попасть в фильм Майка Николса! - не скрывает она своей радости. - Он столь уважительно относится к актерам и по-настоящему помогает им раскрыться! Все мы знаем, что многие актеры сыграли у него свои лучшие роли». Так случилось и с ней, реально «сделавшей» здесь любимицу всей Америки Джулию Робертс. Качество ее игры было заслуженно отмечено «Золотым глобусом» за лучшую роль второго плана (хотя, справедливости ради, роль была главной)… И абсолютно бессовестно обойдено вниманием на «Оскаре», когда академики предпочли отдать золотую статуэтку Кейт Бланшетт - актрисе хорошей, но в тот год далеко не столь блестящей, как Кэтрин Хепберн, которую она сыграла в «Авиаторе». Натали, вне сомнения, заслуживала награды куда как больше… Но порою в такого рода делах голосующие смотрят не только на талант, но и на годы… Ну ничего, она еще подрастет!
«Натали - одна из лучших актрис своего поколения, - не стесняется громких слов прославленный режиссер «Близости». - Она готова служить фильму и идти так далеко, как это нужно по сюжету». «Так далеко» - это в первую очередь о профессии, доставшейся героине Портман. Взятые ею уроки стриптиза не прошли даром - вокруг шеста Натали станцевала, по собственным словам, «вполне сносно для непрофессионалки». Только зрителю, к превеликому сожалению мужской половины, всего - из вредности - не показали. Так-то (доподлинно известно) актриса в творческом порыве разделась на съемках до самого конца. Но потом, просматривая материал, на пару с режиссером решила, что получилось достаточно эффектно и без «этого» - и все лишние кадры были искромсаны ножницами и сожжены прямо в монтажной. Как было сказано, «чтобы не попали в плохие руки» - на сайты, то есть, с обнаженными знаменитостями. «Не хочу, чтобы меня принимали за кого-то, кем я не являюсь, - говорила по этому поводу девушка-мечта. - Я никогда не сделаю такого, чего можно было бы стыдиться. Прийти в школу и услышать: «О, ты была в том фильме, хм, хм…»? Или идти по улице и спрашивать себя, видел ли идущий навстречу мужчина мои сиськи в интернете? Нет, я не окажусь в такой ситуации». Мужчины, впрочем, продолжают надеяться.
«В фильмах, подобных «Близости», - вновь возвращается Натали к творческим вопросам, - все очень реально, правдоподобно. Там декорации - обычная квартира, и я должна играть реального человека, испытывающего реальные чувства. Это сложно. А вот такие картины, как «V значит “вендетта”» или «Звездные войны» трудны тем, что играешь на фоне зеленого экрана и все то, что тебя окружает, нужно четко видеть в своем воображении. Давайте, попробуйте… Зато потом интересно смотреть, что из этого получилось. Это все равно, как увидеть себя на фотографии в каком-то таком месте, где никогда не была в действительности, - очень странное ощущение. Как я с ума после такого не сошла?..».
Впрочем, о главном спецэффекте «V значит “вендетта”» мы уже упоминали. «Сама бы я, конечно, никогда так коротко не постриглась, - то ли смеется, то ли плачет актриса. - Но если роль меня задела, то я готова измениться для нее настолько, насколько это вообще возможно. Это было действительно тяжело, я долго не могла решиться. Я боялась выглядеть… чересчур экстремально, что ли. Но утешилась тем, что всегда хорошо что-то в себе поменять - пусть же это будет хотя бы прическа... Хотя признаюсь, что в летнюю жару отсутствие волос очень даже комфортно, и мне, в общем, понравилось быть лысой. Поначалу никак не могла привыкнуть, что по голове так и пляшет ветер. Потом ничего, свыклась. И мне очень даже, по-моему, шло. Жить, во всяком случае, было можно. Тем более, что неожиданным плюсом стало то, что меня перестали узнавать прохожие - и я смогла вволю расслабиться».
«Возможно, будь это иной фильм, я бы все-таки отказалась, - развивает тему потерянных волос Натали. - Но сценарий мне так понравился, что я решила сделать это, несмотря ни на что. Уж если моя героиня, подумала я в итоге, борется за лучшее будущее, то и я должна ради этого что-то сделать. Это мой... ну, гражданский долг. Ведь вокруг сейчас происходит столько всего страшного!.. И мне кажется, артисты должны по мере сил тоже что-то делать. Вот, хотя бы, предупреждать о том, что может вернуться нацизм - и не допускать, чтобы это зло в каком-либо виде вновь повторилось».
«Я заранее понимала, - продолжает Портман, не так давно написавшая магистерскую работу «Антропология насилия», - что картину будут окружать споры. Кто-то может сказать, что это антифашистский фильм, кто-то решит, что он о войне в Ираке... А как провести грань между терактом и революцией, свергающей тиранию?.. Человек может избегать насилия только в мире без насилия - иначе мирные методы автоматически приведут к гибели. Американские власти уверены, что государственный диктат оправдан, в то время как индивидуальное насилие, не одобренное ими, никак неприемлемо. Но правильно ли это?.. После Холокоста долгие годы говорили, что больше этого никогда не произойдет - но знаете ли вы, что происходит сейчас в Руанде и Боснии?!. Что, вы думали, что политикой интересуются только старички или военные с оружием в руках? Как видите, это не всегда так».
*****
mumluk, апрель 2006