Связка ключей. Ключ № 1.

Apr 10, 2008 00:29



(рисунок приблизительный, за неимением лучшего)

Сделан из «темной» (так же «певчей» или «дварфской») бронзы, предположительно датируется VI - VII веком нашей эры, север или северо-восток Англии. Размер ключа составляет примерно 4 дюйма, часть бородки обломана. Головка ключа - широкий неровный сплющенный овал, с неравномерными следами кузнечной работы и характерными царапинами от щипцов или круглозубцев. В углублениях и щербинах самого ключа скопились частицы намертво въевшейся сажи, кое-где присутствуют вкрапления оплавленного постороннего металла, очевидно, что изначально правильный круг головки ключа был деформирован вследствие температурных воздействий и варварского обращения. На стебле ключа имеются три глубокие зарубки, оставленные, острым тяжелым металлическим предметом. Рискну предположить, что ключ пытались уничтожить, перерубив мечом или топором. Ключи подобной формы и из бронзы такого качества в указанное время производились исключительно гномами (дварфами). Хитрая форма бородки ключа заставляет сделать вывод, что механизм замка был с тройным запором и сработан так, чтобы ключ блокировался замком при неправильном или неуверенном открывании дверей; секрет приготовления таких замков окончательно утрачен в IX веке после изгнания рода Керра Дварфа*. Из-за особенностей бронзы и гениально рассчитанного полого тела изделия, ключ при ударе издает чистый и долгий звук, примерно равный по высоте ми второй октавы. Вне всяких сомнений, этот ключ входил в так называемую капеллу ключей**, при этом, судя по размеру предмета, весьма внушительному для дварфа, и месту ключа в звукоряде, он мог быть третьим в капелле, то есть перед нами ключ либо от ризницы, либо от хоров. Принимая во внимание особенности формы бородки, будет логичней предположить, что ключ все же от ризницы, так как облачения гномских священников были богато украшены золотом и драгоценными камнями, и следовательно, именно замок в ризнице вполне мог снабжаться тройной и боолее защитой.

Профессор А. Линделл, видный специалист по дварфской бронзе, утверждает, что так называемая «певчая» бронза ценилась дварфами очень высоко, и, поскольку для ее приготовления требовались определенные, довольно необычные ингредиенты, самый процесс ее создания был весьма сакрализирован. Предметы, изготовленные из этого металла, приобретали статус священных талисманов (как например жреческие ножи и чаши, колокола, набаты, жезлы силы), домашние ключи, даже ключи от дворца короля дварфов, капелл не составляли и не могли составить, поскольку никому и в голову не пришло бы ковать их из «певчей» бронзы. Дварфы внимательно следили, чтобы такие изделия ни в коем случае не попадали в посторонние руки. Виновный в передаче такого рода предметов должен был нести тяжкое наказание, его род подвергался позору, а сам предмет непременно выкупался или выкрадывался у нового хозяина. После христианизации страны дварфы употребляли «певчую» бронзу для украшения своих церквей. Показательно, что неизвестно ни одного распятия или фигуры Спасителя, изготовленного из «певчей» бронзы (также отсутствуют потиры, дискосы, дарохранительницы и табернакли). Она применялась исключительно для церковных ключей, надвратных колокольцев (церкви дварфов не имеют колоколен), чаш со святой водой и сосудов для елея. Освященное мирро хранилось в золотых емкостях, хотя сами дварфы ценили золото ниже, чем "темную бронзу". Внимательно изучив легенды и притчи, как человеческие, так и дварфовские, касающиеся "темной бронзы", Линделл строит предположения, что при производстве этого сплава все же имели место некоторые мистерии, не исключающие даже кровавые жертвоприношения, причем скорее всего, использовалась именно кровь дварфа, но это всего лишь гипотеза. Пока что во всем мире наберется не больше трех или четырех ключей из «певчей» или "темной" бронзы, и то из разрозненных капелл. Как и при каких обстоятельствах ключ от гномской церкви попал в связку Хорлич Холла, остается для меня загадкой.

__________________________
* Род Керра Дварфа был изгнан во времена правления Альфреда Великого (около 882 г). Официальной причиной для изгнания Керров и объявления их вне закона было обвинение в шпионаже, базировавшееся на связях с датчанами, носивших, кстати, чисто-коммерческий характер, но реальной причиной изгнания явился резкий рост антидварфских настроений во всех слоях населения Англии.

** Капелла ключей - музыкальный ансамбль, собиравшийсяиз ключей, запирающих двери в церкви у гномов. Капелла ключей использовалась в качестве музыкального оформления службы (звон при пресуществлении Святых Даров,сопровождение пения молящихся и т.д.). Наиболее распространенной была капелла из пяти ключей (пентатоника), но известны также капеллы о семи, десяти и даже двенадцати ключах. Сохранились легенды о роскошной капелле ключей в кафедральном соборе всех английских гномов, где 24 певчих ключа располагались четырьмя ярусами: 9 медных, 7 бронзовых, 5 серебряных, и венчали капеллу три крохотных золотых ключика от дарохранительницы

связка ключей

Previous post Next post
Up