Одним морозным воскресным утром, завершив кое-какие дела в районе станции метро "Площадь Ильича", я отправилась на фотопрогулку к местной старообрядческой церкви.
Кому-то покажется, что слово "старообрядчество" в наше время звучит несколько таинственно и даже архаично. В голове всплывают обрывки воспоминаний из школьной программы, что-то вроде: "Да-да-да, Патриарх Никон, церковная реформа, раскол в Русской церкви...". И кажется, что все это - "дела давно минувших дней". Все это так, да не так:) Да, действительно, раскол и старообрядчество стали следствиями богослужебной реформы 17 века, предпринятой царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, которые, руководствуясь различными внешне - и внутриполитическими соображениями, взяли да и унифицировали русские богослужебные тексты с греческими. Многие не смогли это принять, искренняя вера унификации свыше поддается плохо. С этого момента и ведет свою историю старообрядческая церковь.
Старообрядчество живо, более того, в нем также есть внутренние расколы, давшие начало нескольким разным течениям. Я посетила поселок, принадлежащий старообрядцам-поповцам, причисляемым к Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), поэтому на всякий случай оговорюсь, что все нижеследующее будет относиться именно к этому направлению старообрядчества. Вообще история русского старообрядчества с его гонениями, тайными моленными, беглыми священниками интересна, трагична и достойна описания, однако здесь не буду занимать место подробностями. Если кому-то станет интересно, дам ссылку на полную версию отзыва на туристическом сайте.
Как добраться.
Я ехала от станции "Площадь Ильича" на маршрутке с надписью "Торговый центр "Город". Выходить возле торгового центра не надо, едем дальше. Раз поворот направо, два поворот налево, и вот становится видна неожиданно высокая колокольня. Это оно и есть. Выходим напротив вот этих ворот на улице Старообрядческой.
Расположено место, о котором я пишу, по адресу улица Рогожский поселок, д. 29. Это небольшой парадокс, потому что как таковой улицы Рогожский поселок не существует. Вход на территорию - со Старообрядческой улицы (бывшей Войтовича), территория - это участок площадью 8,7 га, на котором расположено несколько культурных объектов: два храма, колокольня-храм, церковная лавка, дом причта, хозяйственные строения. И все они расположены по официальному адресу ул. Рогожский поселок. Такой адрес - дань исторической памяти места.
История поселка.
Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте во времена Екатерины Второй, которая, признав большой вклад старообрядцев в борьбу с жуткой эпидемией чумы, разрешила им строительство возле своего (старообрядческого) кладбища двух храмов - летнего и зимнего. Со временем территория вокруг храмов потихоньку застраивалась: появились богадельни, дома для священнослужителей, больница, училище, сиротский дом, приют для душевнобольных женщин и даже монастыри. Постепенно образовался целый старообрядческий поселок, который разросся и стал настоящим центром духовной жизни старообрядчества России. В конце 18 - начале 19 в.в. территория Рогожского поселка занимала огромную площадь - 24,5 га и была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами.
Большую часть московского старообрядчества издавна составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение своих храмов и тратили огромные по тем временам деньги на старинные иконы и книги. Поэтому это место славилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой, и богатейшей ризницей, соборы украшали иконы рублевского и строгановского письма.
Процветание длилось до октябрьской революции. А в 1920-30-е г.г. храмы были закрыты и частично разрушены, с колокольни сброшены колокола, исторические здания снесены, пруды засыпаны и даже мрамор из некрополя реквизирован для строительства метро. В советский период большая часть территории старообрядческой обители была использована под строительство зданий Московского завода автоматических линий и специальных станков.
В 1993 г. старообрядческая Митрополия подняла вопрос о возвращении исторически принадлежащей ей территории и зданий. Обращению вроде бы вняли. Постановлением Правительства Москвы от 07.02.1995г. земля и здания начали возвращаться Старообрядческой Церкви, был разработан план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожского кладбища и ансамбля Рогожской слободы. Однако по последним данным, в ноябре 2011 г. московские власти отменили это распоряжение и решили приостановить реставрацию ансамбля. Мотивация неизвестна. Можно предположить, что так как решение о восстановлении ансамбля было принято комиссией под руководством бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, ныне опального, оно также попало в разряд неугодных, во всяком случае, не первоочередных.
Что же сейчас можно увидеть в этом месте? В тот момент, когда я там была, место было безлюдное, других любопытсвующих не наблюдалось, около одного из храмов стояли двое просящих милостыню, довольно приличного вида. Интересно, у кого они просили? Из прохожих я там была одна.
Храмы и колокольня. Неясыть-птица.
Колокольня произвела на меня неизгладимое впечатление. Ничего подобного я увидеть не ожидала, даже представить себе не могла такой высоты и сдержанной, благородной красоты. Уже потом прочитала, что высота колокольни - около 80 метров и лишь на метр уступает кремлевскому Ивану Великому. Возведена колокольня в начале 20 в. на средства известных старообрядческих предпринимательских семей архитектором Федором Федоровичем Горностаевым и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц.
Правильней будет назвать её храмом-колокольней или церковью-колокольней, так как в нижнем ярусе расположен небольшой Воскресенский храм. Я обходила красавицу-колокольню и фотографировала со всех сторон, не могла оторваться. А ведь, казалось бы, декор минималистичен, но резьба, что по дереву, что по камню, действует на меня завораживающе.
На одном из туристических сайтов я прочла, что фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц - Сирина, Алконоста и Гамаюна. Изображения птиц на стенах (не только на фасаде), безусловно, есть и они сразу привлекают внимание. Однако даже при отсутствии глубоких познаний в старославянском довольно быстро расшифровывается надпись рядом: "Неясыть птица"и также видны изображения птенцов и ползущей к ним змеи:
Ясно, что сайт врет и что это никакие там не райские птицы. Но почему вдруг неясыть? Предпринятое исследование показало, что это аллюзия на библейский текст, где неясыть описывается как птица с длинной шеей, плачущая кровавыми слезами по своим птенцам, убиенным заползшей в гнездо змеей. Это аллегория: птенцы символизируют род человеческий, неясыть - Иисуса Христа (кстати, по старообрядческому произношению и написанию - Исуса), а змея, естественно, змей-искуситель и есть.
У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую литературу.
Когда я фотографировала колокольню, ко мне вышел из лавки старичок абсолютно канонического старообрядческого вида, с бородой и в подпоясанной душегрейке. Спросил: "А вам разрешили фотографировать?" Я к вопросу была готова и миролюбиво ответила, что никаких запретительных надписей у входа не наблюдалось, спросить тоже было не у кого, но если вот он, лично, мне запрещает, то я немедленно перестану. Конечно же, ему просто хотелось поговорить, он сказал: "Ну если Вам интересно, фотографируйте, а что Вас здесь интересует?" Я ответила, что интересуюсь архитектурой. Он немного рассказал про колокольню, как сбросили с нее колокола в 1920-х г.г., как в 1990 г. на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. и с 1930-х г.г. хранившийся во МХАТе. Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки и даже проходят выстаки церковных книг и утвари. Правда, реставрация заморожена, денег не выделяют, вон, смотрите, храм Рождества Христова в лесах до сих пор стоит.
Храм Рождества Христова.
Это зимний одноглавый храм в стиле барокко, построенный в 1804 г. по проекту архитектора И.Д. Жукова с разрешения московского градоначальника А.А. Беклешева, который находился в ссоре с ярым противником старообрядчества митрополитом Платоном. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Его алтыри были опечатаны в период особо усердных гонений на старообрядцев - с 1856 г. по 1905 г., когда была официально провозглашена свобода вероисповедания. В начале 20 в. в храме было проведено несколько старообрядческих церковных соборов. В 1920-е г.г. храм был закрыт, частично разобран и превращен в столовую для рабочих. Позже там находились и фабричные цеха и бомбоубежище и даже туалеты. Во время недавней, к сожалению, приостановленной реставрации, о которой я писала, на храме был восстановлен каркас купола, отсутствовавший на этой церкви в течение более 70 лет и торжественно установлен крест.
Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В более-менее теплое время года службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Храм сооружен в 1790-1792 г.г. в стиле классицизм известным русским зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым. Он должен был стать поистине огромным храмом, превышающим по своим размерам Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении было своевременно доложено императрице Екатерине II. Было проведено расследование и высочайше приказано ""впуски для алтаря отломать" (сломали алтарную часть), сделать вместо пяти глав одну, а также "унизить" и "убавить шпиц". В результате пропорции храма получились несоразмерными, и храм оказался без привычной алтарной части с востока.
(На заднем плане - церковь Николая Мирликийского на Рогожском кладбище)
В 19 в. в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы.«Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».
Место это трогательное, очень строгое. Верующих в лоне новообрядческой Православной церкви пускают только в соответствующей одежде и то только в преддверие храма. На всех дверях висят вот такие правила:
Забавно смотрятся на фоне храмов явно угнанные из расположенного неподалеку Ашана тележки у хозяйственных строений.
Вот такая прогулка получилась. Затерянное во времени место...