про Пруденцию - 1

Mar 29, 2017 02:46

Поиск двуликих личностей пока ограничился голландским музеем и выявил двух персонажей, обладающих указанной характеристикой - Януса-Януария и Пруденцию. Януария оставлю на потом, а Пруденция весьма занимательна.
Поскольку списком добродетелей я интересовалась до сих пор постольку-поскольку, изложу тут узнанное скорее для себя))



Voorzichtigheid (Prudentia), Lucas Vorsterman (I), after Peter Paul Rubens, 1619 - 1675
Rm



В вики параллельные статьи озаглавлены "Благоразумие"-"Prudence"-"Klugheit"-"Prudenza"-"Roztropność"-"Разборитост".
Вики-ру очень кратка, практически талантлива):
"Благоразу́мие - качество личности, группы, позволяющее выбирать правильные средства и действовать сообразно c целью достижения собственного блага, счастья. У Платона принадлежит к одной из кардинальных добродетелей, относится к одной из семи добродетелей.
Благоразумие в отличие от мудрости (научного знания и познания сущности вещей с помощью разума) имеет практическую направленность на человеческое благо и принятие решений для его претворения в жизнь."

Сей текст сопровождается картинкой Тициана аж с тремя ликами человеков и тремя мордами зверей.


Аллегория благоразумия. Тициан. Пояснительная надпись вверху означает: «Исходя из прошлого человек действует благоразумно в настоящем, дабы не повредить будущему»

Немецкая Klugheit (griechisch φρόνησις phrónesis Vernunft, lat. prudentia) переводится г-переводчиком как "мудрость", имеет вроде бы два значения: a) Intelligenz, große geistige Fähigkeit (Интеллект, большие умственные способности); b) Umsicht, Besonnenheit, Diplomatie, Schlauheit (Осмотрительность, рассудительность, дипломатичность, хитрость) (словарь).

Фроне́зис (греч. φρόνησις) - философский термин, введенный Аристотелем в труде, состоящем из 10-ти книг и названном «Никомаховой этикой». В соответствии с оригинальным текстом фронезис может быть определен как «суждения, способствующие действию по поводу вещей, хороших или плохих для человека, [о том,] какие [вещи являются благами] для хорошей жизни».

Мнения исследователей на тему, что хотел сказать автор своим фронезисом, разошлись.
Происхождение слова klug неизвестно.
Отличие добродетельного благоразумия от хитрости в философском смысле излагать не берусь.

"Кардинальные добродетели (от лат. cardo «стержень») - группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии, основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах. Классическая античная формула включает в себя благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
В Древней Греции одно из первых перечислений добродетелей находится у Эсхила в описании Амфиарая («Семеро против Фив»). Вестник характеризует персонажа как справедливого, мужественного, мудрого и благочестивого человека. Платон в «Государстве» заменил благочестие на рассудительность и назвал получившийся список «четырьмя добродетелями идеального государства», каждая из которых соответствует одному из его классов, за исключением справедливости, которая объемлет всю социальную систему.

<...>В христианство понятие четырёх добродетелей принёс Амвросий Медиоланский, который ввёл и сам термин «кардинальные добродетели». Вслед за ним той же системы придерживались Августин Блаженный и Григорий Двоеслов, но наибольшее развитие она получила в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. Вместе с богословскими добродетелями, выделенными апостолом Павлом, благоразумие, справедливость, умеренность и мужество составили семь добродетелей, которые иногда тоже называются кардинальными.
Философия Нового времени поставила под сомнение список добродетелей. <...>
В искусстве Средних веков и Возрождения встречаются изображения персонифицированных добродетелей. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами: Справедливость - с мечом и весами, Умеренность - с уздой, дешёвыми продуктами, разбавляющая вино водой, Мужество - в доспехах, со львом и пальмовой ветвью, Благоразумие - с книгой или свитком, зеркалом, змеёй.

Свои списки главных добродетелей имела и восточная философия. В конфуцианстве в качестве таковых выделялись жэнь (человеколюбие), и (справедливость, чувство долга), ли (благопристойность), чжи (знание, разумность) и синь (правдивость).<...> В индийской философии существовало понятие пяти принципов ямы и пяти принципов ниямы."

"Семь добродетелей - в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Подразделяются на кардинальные и теологические и традиционно противопоставляются семи смертным грехам.
Четыре кардинальные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) представляют собой, собственно, кардинальные добродетели античной этики, впервые выделенные Эсхилом (VI-V века до н. э.) и затем вошедшие в позднеантичную традицию через Платона (V-IV вв. до н. э.) , Аристотеля (IV в. до н. э.) и стоиков.

Блаженный Августин (IV-V в.), воспроизведя эту схему, добавил к ней три «теологические» добродетели, учение о которых развивали восточнохристианские авторы: вера, надежда, любовь.
Список: Благоразумие (Prudentia), Мужество (Fortitudo), Справедливость (Justitia), Умеренность (Temperantia), Вера (Fides), Надежда (Spes), Любовь (Caritas)
Позднее появился другой список добродетелей, составленный из противоположностей семи главных грехов: Целомудрие (Castitas), Умеренность (Temperantia), Любовь (Caritas), Усердие (Industria), Терпение (Patientia), Кротость (Humanitas), Смирение (Humilitas)".

Англо-этимология:
prudence Осмотрительность (n.)
Середине 14c. (Около 1200 как фамилия), «Разумность, осмотрительность, дальновидность, мудрость увидеть, что подходит или выгодно (intelligence; discretion, foresight; wisdom to see what is suitable or profitable)»; Также одна из четырех основных добродетелей: «мудрость, чтобы видеть, что добродетельно» (wisdom to see what is virtuous); От Old French благоразумия (13в.) И непосредственно от латинского prudentia «предвидение, предвидение, прозорливость, практическое суждение» (a foreseeing, foresight, sagacity, practical judgment), сокращение Providentia «предвидение» (см. Провидение). Вторичное значение «мудрость» (wisdom) (конец 14 в.) сохраняется в юриспруденции (jurisprudence).

cardinal Кардинальный (прил.)
«Главный, главный» (chief, pivotal), начало 14 в., От латинского cardinalis «главный, главный, существенный» (principal, chief, essential), от cardo (genitive cardinis), «от которого что-то поворачивается или зависит: полюс неба» (that on which something turns or depends; pole of the sky), изначально «дверной шарнир» (door hinge), неизвестного происхождения.
Кардинальные точки (cardinal points) (1540-е годы) - север, юг, восток, запад. Кардинальные грехи (около 1600) слишком хорошо известны, чтобы требовать перечисления. Кардинальные добродетели (около 1300 г.) были разделены на естественные (справедливость, благоразумие, умеренность, стойкость (justice, prudence, temperance, fortitude)) и богословские (вера, надежда, милосердие (faith, hope, charity)). Естественными были оригинальные классические, в которые были внесены поправки христианами. Но, как правило, на среднеанглийском языке только первые четыре считались главными достоинствами.
По аналогии с этим и кардинальными точками, кардинальными ветрами, кардинальными знаками (четырьмя зодиакальными знаками, обозначающими равноденствия и солнцестояния), прилагательное на среднем английском языке приобрело ассоциацию с номером четыре.

Связь с юриспруденцией для меня непонятна пока из-за неясного происхождения слова juris, которому я не нашла внятного объяснения.

jurisprudence Юриспруденция (n.)
1620-е годы, «систематическое знание права», из французской юриспруденции (jurisprudence) (17 в.) и непосредственно из поздней латинской юриспруденции (iurisprudentia) «наука права», от iuris «права, права (of right, of law)» (генитива ius, см. Юрист (jurist)) + prudentia «знание , предвидение (knowledge, a foreseeing)"(см. prudence). Смысл «философии права» впервые засвидетельствован 1756.

И немного жизненно-актуального и слегка печального, потому что, скорее, неактуального в нынешних реалиях:

"Благоразумие - «мать» всех добродетелей.
Благоразумие - применение универсальных принципов к конкретным ситуациям. «Интегральные части» добродетели в схоластической философии являются элементами, которые должны присутствовать для любого завершенного или совершенного действия добродетели (for any complete or perfect act of the virtue).

Следующие неотъемлемые части благоразумия:
Memoria: точная память; То есть, память, которая адекватна реальности; Способность учиться на опыте;
Docilitas: открытость, которая признает разнообразие и способна искать и использовать опыт и авторитет других;
Intelligentia: понимание первых принципов;
Sollertia: проницательность или сообразительность, то есть способность быстро оценивать ситуацию;
Ratio: дискурсивное мышление и способность исследовать и сравнивать альтернативы;
Providentia: предусмотрительность - то есть способность оценивать, могут ли конкретные действия реализовать цели;
Circusspection: способность учитывать все обстоятельства;
Caution: возможность снижения риска."

Вообще иконография персоны весьма разнообразна. Пруденция чаще всего женщина, но иногда нет. Часто двуликая, но отнюдь не всегда. Бывает в паре с юстицией, бывает в паре с силой, бывает одна, бывает в толпе. Постоянно только наличие змей и зеркала.
Можно предположительно объяснить змей в иконографии Пруденции, хотя бы словосочетанием "мудрость змеи", но нигде я не нашла пока объяснения зеркалу. Может, это изначально было не зеркало, а лупа))?
Тут сегодня двуликие и несколько других вариантов.





Vrouw als personificatie van Voorzichtigheid (Prudentia) met slang en masker, Marcantonio Raimondi, after Rafaël, 1510 - 1527
Rm



Voorzichtigheid (Prudentia), Jacob Matham (attributed to), after Hendrick Goltzius, 1585 - 1589 (или 1601 - 1652)
Rm



Bed met de bruid van Christus, Johann Sadeler (I), after Maerten de Vos, 1590
Rm



Voorzichtigheid, Jacob de Gheyn (II) (workshop of), after Jacob de Gheyn (II), 1591 - 1595
Rm



Portret van Emanuel Philibert, hertog van Savoye, Johann Sadeler (I), 1595 - 1596
Rm



Voorzichtigheid (Prudentia), Jacob Matham, after Hendrick Goltzius, 1597
Rm



Architecturale nis met Voorzichtigheid en Kracht te midden van engelen, Pieter Philippe, after Adriaen Pietersz. van de Venne, 1658
Rm



Portret van Alessandro de' Medici, Gaspar Bouttats, 1681
Rm



Allegorie op de rechtsprocedure, Jan Goeree, 1703 - before 1705
Олицетворением познания добра и зла сидит на троне. Ее окружают персонификациями юстиции (с мечом и весами) и Голая правда (с солнцем, как головной убор). Под покровом праведности ребенок Невинность. Над престолом овальный стол с представлением Внимания (благоразумия) и овальная рамка с портретом императора Юстиниана. Знание добра и зла правили на судебном процессе между персонификации хорошего действия (женщина с площади и уровня духа) и персонификации плохого действия (с завязанными глазами женщины). На заднем плане на стене медальонов с мотивами, которые могут повлиять на закон (например, жадность, смерть, банкротство).
Rm



Portret van Agostino Barbarigo en de personificaties van Ware Eer, Voorzichtigheid en Oprechtheid, Robert van Audenaerd, 1673 - 1743
Rm



Portretten van Lorenz Heister en Hendrik Ulhoorn, Pieter Tanjé, after Louis Fabritius Dubourg, 1739
Rm



Portret van een mansbuste omringd door allegorische figuren, Simon Fokke, 1746
Rm

музей, слова, символы, искусство, цивилизация

Previous post Next post
Up