Миф о Батыевиче

Dec 07, 2012 06:40

Оригинал взят у sadovnik40 в Миф о Батыевиче
25 лет назад для меня всё вертелось вокруг фигуры Александра Невского. Информационный поток перестройки нес собой сведения, которых не было в учебниках. Строго документированное жизнеописание ярла Биргера отрицало не только Невскую битву, но и какую-либо поездку знаменитого скандинава в этот регион в указанное время.
Да и нам всё это казалось весьма странным: высадились шведы на берегу Невы, где и крепости никакой не было, послали в Новгород гонца: мы, мол, воевать с тобой пришли, и сели его ждать. До Новгорода и обратно - это же по тем временам не меньше месяца! Полная бессмыслица. А старательное перечисление соратников Александра, простых людей - и это спустя триста лет после события, о котором в летописи упоминается одной строчкой! Нет, что-то неладно с «Житием Александра Невского». Историки только посмеются над моей наивностью: кто же всерьез относится к житиям? Извините, но не один я такой наивный. Все многочисленные советские книги и фильм были построены именно на Житии. А дореволюционные авторы разве были свободны от образа, созданного Житием? Житие - официальный документ РПЦ, а православие было государственной религией. Три русских императора были названы именно в честь Александра Невского. Трудно себе представить Карамзина и Соловьева, пытающихся отклониться от канона, хотя и знали они о непотребных делах Александра. Трижды новгородская республика изгоняла Александра, и новгородцы никогда не считали его национальным героем. Возжелав получить ярлык на великое княжение, поехал Александр в Орду, подвергся испытаниям огнем. Вот ведь интересно: Михаил Тверской как христианин не захотел подвергаться языческим обрядам, погиб мученической смертью и именно за этот подвиг приобщен к лику святых. И Александр тоже свят, несмотря на вероотступничество. Был усыновлен Батыем, т.е., отрекся от своего родства. Родной брат, великий князь Андрей, перестал, стало быть, быть братом, значит можно вести на него неврюеву рать. Как это приблизительно было - показал нам Андрей Тарковский в «Андрее Рублеве»: трясущиеся губы предателя, насмешки хана, кони в храме, кипящая смола, заливаемая в рот монаху. И потом выколачивал Александр из соплеменников дань для ордынцев, расправлялся с непокорными новгородцами, суздальцами, владимирцами. Подавлял восстания с невероятной жестокостью; дружинники Александра Батыевича Невского отрезали пальцы, уши и носы, секли кнутом пленных, жгли дома и города. Как, за какие заслуги, такой человек называется святым и благоверным?
...
С этих позиций уже можно смело анализировать историю канонизации и дальнейшего возвеличения Александра Невского, предположив, что Церковь не была свободна в этом вопросе, что она лишь выполнила государственный заказ. Канонизирован Александр при Иване Грозном, стал небесным покровителем столицы государства при Петре I, внедрен в массовое сознание в качестве любимого героя, защитника Отечества, при Сталине. Три самых ужасных самовластительных тирана за всю историю России. Все трое были равнодушны к религии, использовали Церковь как служанку. Их религией была личная власть. Александр Невский оказался для них очень подходящей фигурой. Вот именно такие святые нам нужны. Которые ради своей самодержавной власти не пожалеют ни сына, ни брата. Которые сбросят вечевые колокола, а мечтателям о местном самоуправлении головы отрубят. Главное - не нужно даже уничтожать правдивые летописи: пусть шибко грамотные их читают и знают, какая это была сильная рука. А для пипла - сказки о том, каким он был хорошим семьянином, как к товарищу милел людскою лаской, как к врагу вставал железа тверже.
Крепкий получился миф, устойчивый. На нашем историческом отрезке пока поколебать его не удалось.
«Журнал „Звезда”»

история

Previous post Next post
Up