Мой дед Герасимов Федор Михайлович.

Nov 12, 2012 16:35



1939 год. Семья Герасимовых: сидят три брата - Иван, Анатолий и Федор. Стоят - жена Анатолия Людмила, мать Васса Васильевна и отец Федор Михайлович. (Нет двух сестер - Веры и Евдокии).
О федоре Михайловиче я знаю не больше, чем о Брониславе Родзевиче, хотя прожил с ним в одном доме почти 10 лет. Советские люди не очень охотно рассказывали о своей прошлой жизни, понимая, что и у стен есть уши, которые воспоминания воспримут как явку с повинной.
В 1931 году дед семьей поселился в Новгороде на улице Полевой в своем доме, который, скорее всего, был перевезен из родных мест. Стандартный русский дом в три окна на фасаде (жилой площадью около 50 кв. метров) с хозяйственными пристройками. Не уверен, что раскатали и перевезли родовой дом из деревни Мокрицы Батецкого района. Суровые были времена. Начало сплошной коллективизации новгородской деревни. - "События конца 1929 - первой половины 1930 г. по стремительности, жестокости и бесчеловечности занимают особое место в истории коренной ломки традиционного сельского уклада".
Судя по отрывочным сведениям, после революции дед отошел от крестьянских дел и занимался предпримательством: торговал керосином, точал сапоги, о чем я мог судить по огромному количеству колодок для изготовления обуви и другого сапожного материала, сохранившихся на чердаке новгородского дома. Прекрасно подшивал дед валенки. Я еще помню время, когда в домашнем хозяйстве были не только куры и свиньи, но и корова, которую я бегал встречать с пастбища. А до войны была и лощадь. Веряжа - река моего детства.
Точно год рождения ФМ не помню, но он был не много старше Родзевича, по-моему, 1882 г.р., а умер в 1956 году от рака желудка. Похоронен на Петровском кладбище.


Эти места часто мелькают в моем ЖЖ - Батецкий Освенцим "Жестяная Горка". Жена моя из Батецкого района, деревня Борок. Я часто бывал в этих краях, не только на отдыхе, но и подрабатывал в отпуске к скромной инженерной зарплате, строя там коровники, свинарники, зерносклады и т.п. Часто проезжал по шоссе Новгород-Луга, однако ни разу не свернул к Мокрицам, о чем сегодня жалею. Я даже не знаю, есть ли сейчас такая деревня в реальности.


В интернете не нашлось ни одной фотографии деревни, хотя фото этих мест (Вольная горка, Любуницы, Лугско) довольно частно появляются в ЖЖ любителей путешествий по родным местам. Фото Планета.


Все, что осталось от Лугско.


Привет с того света!
Не проехал мимо этих мест на велосипеде и lesnoybrodyaga.
Недалеко от Мокриц начинается река Луга, вытекающая из тесовских болот, которые сейчас представляют собой сплошную мелиорацию и многолетние торфоразработки. Определить реальное место, которое можно было бы признать истоком Луги, невозможно. В "вконтакте" есть группа пос. "ТЁСОВО 2" (Тёсовский). Они могли бы определить, из какого естественного озера все же начинается Луга (надо будет поискать его на старинных картах).


Такие бурные протоки есть еще в Тесовских болотах.
В 1931 голу в Батецком районе было 188 населённых пунктов, население составляло 32,2 тысячи человек. Сейчас их 145, а проживает 6,5 тыс. человек. От многих деревень осталось одно название, практически они мертвы и оживают лишь в дачный сезон.
Думаю, что решение о переезде в Новгород было принято задолго до "года великого перелома", и сам дед работал в городе уже при НЭПе. Кроме того надо было проявить усердие, чтобы получить земельный участок для строительства жилья, хоть и в пригороде. Современный вокзал был построен в 1954 году. Так что я не уверен, что улица Полевая до войны находилась в городской черте.


1905 год. Место расположения вокзала было ближе к центру города, в районе улицы Германа около Ликеро-водочного завода (Алкон).
Мокрицы покинула вся семья. С кем уехали прадеды не знаю. Скорее всего, с Яковом в Тесово - 2 на торфоразработки. Возможно, расположение Мокриц рядом с Тесовскими болотами и спасло семью от колхоза. Сестры уехали в Кересть. Дмитрий перебрался в Ленинград, где сделал карьеру в системе ЖКХ. Всю блокаду был в городе. Орденоносец. Картины и золото любил. Сначала жил в коммуналке на Лиговке, потом получил квартиру на Рубенштейна. Я заходил туда лет 10 назад, никто дверь не открыл. Он, его жена Елизавета, дети Валентин и Леонид похоронены на погосте в Саблё (Лиза родом из Воронино).


Сейчас на месте дедовского дома, который сгорел в 1995 году, стоит особняк, а земельный участок принадлежит чужим людям.


Женщины слева - сестры из Керести, мальчик - Гена Анисимов, рядом с отцом Александром Ивановичем, мужем Евдокии. За ним сын Якова из Тесова-2. Из-за плеча видна Вера Федоровна, за ней Раиса - дочь Анатолия Федоровича. Далее - Дмитрий Михайлович, Анатолий и Яков Михайлович. Перед ними Васса Васильевна. Рядом Федор, которого в ЗАГСе по ошибке записали - Михайлович. За ним Галина Иванова - дочь Веры. Перед ними Евдокия. Женщину за ними не знаю, скорее всего, это тоже Тесово-2. Рядом с ней Антонина Брониславовна. Крайний справа Кирилл Петрович Иванов - муж Веры, перед ним Иван Федорович. Младенец на руках у невидимой Ларисы (жены Федора) - Светлана. Дети: двойняшки Валя и Нина Ивановы, Света Анисимова и Евгений Герасимов. Пупс - Татьяна Герасимова (Сушеня).


1951 год. Федор с женой Ларисой. Евдокия с мужем Александром. Антонина с дочерьми Надей и Таней.
"Умерли все. Осталась одна Таня"(с).
В Новгороде я не заходил к Светлане Федоровне. Знаю, что она училась в НПИ, где живет, не знаю. Не был у Ивановых на Псковской. Живых родственников надо искать также в Уфе, куда после войны перебрался Анатолий, его дети: Рая и Слава может еще живут в Уфе.
В тёсовском "вконтакте" есть несколько Герасимовых.
P.S.


подъезжая к Мокрицам со стороны Нетыльского

Великий Новгород, история

Previous post Next post
Up