Екабпилс. Русские староверы и Свято-Духов монастырь

Jul 27, 2017 21:46

Оригинал взят у v_murza в Екабпилс. Русские староверы и Свято-Духов монастырь
ч. 1 - «Двор селов» ;
ч. 2 - Крустпилсский замок



После долгого вступления мы подошли к основной части рассказа. Речь пойдет о левобережной части нынешнего городка на Даугаве, то есть, собственно Екабпилсе. До 1920 г. он именовался Якобштадтом. Этот город интересен своими русскими корнями. Он был основан в XVII в. староверами, преданными анафеме на родине: «...и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд» [1].

«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется», - говорил премудрый царь Соломон (Притчи.26.2). Выжили русские старообрядцы, выстоял во всех исторических передрягах Екабпилс. От расположенного в 20 км. ниже по Даугаве Селпилса, древней столицы Селии, фактически ничего не осталось. Екабпилс донес до наших дней свой необычный облик, сочетающий самые разные слои религий и культур. Здесь имеются храмы католиков, лютеран, старообрядцев, баптистов и православных.


Вид Якобштадта (с правого берега Даугавы). Рис. О. Хуна, 1820 г. Можем разглядеть (справа налево) Свято-Духов православный монастырь, униатскую церковь, кирху и костел.



Екабпилс. Центральная площадь Вецпилсета. Весы напоминают о Слободе и купеческом прошлом города

Были тут и синагоги, сохранилось в грустном запустении старое еврейское кладбище. А пять куполов Свято-Духова православного монастыря стали визитной карточкой города.




Но обо всем по порядку.

350-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОГО РАСКОЛА
Об этом печальном юбилее отечественной истории молчат пресса и церковь. 350 лет назад в Москве бушевал и неистовствовал Большой церковный собор 1666-67 гг., иначе именуемый «Разбойничьим». Он утвердил введенные патриархом Никоном новые обряды и догматизировал их на вечные времена, провозгласив, что они никогда не могут быть ни отменены, ни изменены ни в чем, ни в какой степени, ни в единой черте. Иначе дерзнувшие на сие будут прокляты на бесконечные веки [2].

Смысл никоновских «нововведений» простому человеку понять трудно. Зато легко можно представить реакцию верующих людей. Я не специалист в православной догматике, но Символ веры без «Истиннаго» применительно к Святому Духу, вызывает куда больше, чем вопрос.
Свою работу собор завершил чудовищными анафемами, бесподобными в церковной истории. Проклинали они русский народ за двоеперстное сложение. И много за что еще. Пылающие срубы, плахи с топорами, виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил - все это было догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено.


Миниатюра из рукописи XVIII в. «Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях» (утащено у mu-pankratov)

Показательно, что всеми делами собора заправлял митрополит Газский Паисий Лигарид, тайный иезуит, проклятый и низвергнутый от священничества самими восточными патриархами. Присутствовавшие патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский были немногим лучше своего компаньона. Они прибыли в Москву с подложными грамотами, были лгунами и авантюристами. Сам Никон публично обзывал их самозванцами, бродягами, обманщиками [3].
А потом на свет появились «12 статей» царевны Софьи, кошмарный эмбрион большевизма. Сей документ достоин фильма ужасов, но, к несчастью, он существовал в реальности.

Не желавшие отступать от древлеправославия бежали от озверевших реформаторов в глушь, в дикие места, за пределы империи, в том числе, на территорию современной Латвии, забрав только детей, древние иконы и книги.
После 1667 г. хлынули «раскольники» в небольшую Слободу на Даугаве, что возникла напротив замка баронов Корфов . Сразу за слободой начинался 50-километровый участок реки с 45-ю порогами и каменными мелями. Груженые суда не могли пройти их, отчего и возник перевалочный пункт на левом берегу, где река образует небольшой залив - удобную пристань. Товары перегружали на подводы и отправляли по суше до Фридрихштадта (нынешней Яунелгавы). Там пороги кончались, грузы снова загружали на суда и продолжали путь до Риги.
Еще здесь процветало ремесло плотовщиков, сплавлявших в Ригу лес. Этим промыслом занимались русские, литвины (беларусы), поляки. Им требовались лоцманы, по-местному «коринки», для провода плотов через пороги [4].


Плотовщики на Даугаве, источник [5]

Так выросло на левом берегу стихийное поселение русских лоцманов, грузчиков, пекарей, лошадников, перевозчиков, купцов и мастеровых.
И уже 12 февраля 1670 г. герцог Якоб фон Кетлер (1610-1682) своей грамотой пожаловал ему статус города, которому дал свое имя. Запомните этого человека, просвещенного правителя Курляндии и Семигалии, при котором его нищий, разоренный войнами край стал «прибалтийским тигром» и даже владел заморскими колониями.


Герцог не стал депортировать «понаехавших», не стал оскорбляться в религиозных чувствах (староверы «крестятся неправильно»!). На новый город было распространено магдебургское право, что закрепляло свободы горожан и их самоуправление.
Более того, согласно грамоте, полноправными жителями новопровозглашенного Якобштадта могли быть только русские и поляки [8]. Из их среды и только должны избираться должностные лица. И в черте города селиться разрешено было только им. Рассчет был верным: плывущие по Даугаве из Полоцка, Витебска и России встречали в Якобштадте своих по языку и вере, что стимулировало приток населения и развитие края (немцы добьются такого статуса через 30 лет при приемниках Якоба, в результате чего до 70-х гг. XIX в. делопроизводство в городе будет вестись на немецком языке).

По легенде герцог Якоб охотился в этих местах и поймал рысь. После чего заглянул в Слободу, где ее жители столь удачно «били челом» о даровании прав города. Рысь стала символом города, осталась на его флаге и гербе.


Герб Екабпилса



Фонтан на Вецпилсета - центральной площади Екабпилса

СТАРОВЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ ЕКАБПИЛСЕ
Весь XVIII в. старообрядцы прожили относительно спокойно. Проблемы начались после вхождения Курляндии в состав России в 1795 г. Самым тяжелым было долгое правление Николая I. В 1851 г. здание молитвенного дома местной Поморской общины опечатали, потом снесли, а наставника общины бросили в тюрьму. Все иконы и ценную утварь старообрядцы разобрали в свои дома.

С появлением ростков терпимости при Александре II в Якобштадте едва ли не первым был возведен староверческий храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1862 г.). Землю и средства для него выделил Егор Матвеевич Китов (1828-1916). Его попечение о храме длилось около 20 лет. Примеру его следовали другие богатые семьи поморцев: еще две ветви Китовых, Соловьевы, Перевозчиковы, Лебедевы, Девятниковы, Беловы. Народ победнее плотничал, клал печи, крыл крышу, перевозил грузы; люди несли книги, рукоделия, иконы. Эти дары и поныне украшают Покровский храм. Он дошел до наших дней, пережив 2 мировые войны, революции и хрущевскую паранойю.
Старообрядческий храм находится далеко от берега Даугавы, среди типовых советских пятиэтажек.




Обратите внимание на его архитектуру: это обычная изба с двускатной крышей. Староверам долгое время запрещалось придавать своим моленным любые черты культовых сооружений. Колокольня, проект которой был разработан еще в 30-е гг., появилась лишь в 1989 г. Плотники поморской общины блестяще справились с задачей возвести большую надстройку на столь древнем здании.


В Якобштадте в 1906 г. открыли и первое в России старообрядческое училище. Его основателем и меценатом был другой Китов - Афанасий Феоктистович (1865-1936), промышленник, владелец кирпичного завода, лесопилки и магазинов. Его ум и упорство позволили решить задачу, казавшуюся немыслимой и самим староверам: училище возглавляли, в нем преподавали исключительно старообрядцы.


источник фото [7]

Еще в 1882 г. в Якобштадте было создано отдельное старообрядческое кладбище. Ныне оно уже заполнено и не только одними староверами. Совершим по нему небольшую прогулку.


17 ноября 2011 г. на кладбище были перезахоронены найденные при археологических раскопках останки первых горожан. По найденным нательным крестам и крючкам от одежды была установлена принадлежность усопших к древлеправославной вере.
21 октября 2012 г. силами энтузиастов из общества «Беловодие», Екабпилсской Поморской и других староверских общин Латвии на месте их захоронения был установлен и освящен гранитный Памятный крест в честь первожителей Якобштадта. Средства на него собирали всем миром, четверть суммы предоставило Городское самоуправление [6].


Памятный крест первожителям Якобштадта



Освящение креста, источник фото [6]

Неподалеку находится Памятник павшим за свободу Латвии воинам-старообрядцам.


Несколько слов о старообрядческих надгробиях. Каноническим надмогильным памятником является восьмиконечный крест («Голгофский Крест»).


На стелах надгробий вместе с крестом обычно изображаются орудия страстей Христовых - копье и трость. Здесь же найдем совокупность церковнославянских буквиц и сокращений (титлов), сверху вниз:
ЦРЬ СЛВЫ (ЦАРЬ СЛАВЫ), в отличие от новоправославного ИНЦИ;
IС ХС (ИСУС ХРИСТОС), в отличие от новоправославного IИС ХС.
На уровне длинной перекладины креста - СНЪ БЖIИ (Сын Божий).
Ниже длинной перекладины - буквы К и Т (копье и трость).
На уровне косой перекладины - победное слово НИКА.
Ниже косой перекладины - МЛ РБ (Место Лобное Рай Бысть), еще ниже - ГГ (гора Голгофа) и ГА (глава Адама). Прочие надписи и эпитафии должны находиться либо на обратной стороне памятника, либо на пьедестале Креста.
Допускается и установка общего памятника для семьи и даже всего рода.

Это памятный крест угасшему роду Перевозчиковых.


А иногда встречаются простые деревянные восьмиконечные кресты «с домиком», без всяких надписей (см. снимок выше).

Старинное семейное захоронение Китовых и Зимовых.






Голубовы.


Ксендзовы.


Полиектовы.


Кирила Тимофеевич Репков (1824-1888).


Бесхитростная эпитафия на подножие его креста:


Друзья мои пр(ошу)
кто пойдет мимо моей
могилы помолитесь Богу
обо мне грешном (...?)

Фотографии и портреты на памятниках встречаются здесь крайне редко. Но какие на них лица!





Небольшое авторское отступление. За 350 лет существования в иноязычной и иноверческой среде русские старообрядцы не растворились, не потеряли ни языка, ни веры, ни своих древних обычаев. Мне очень нравится произносить их имена-отчества: Иакинфа Фомич, Тарасий Феопентович, Евдокия Савельевна… это звучит, как музыка.
На родине власть изощрялась в широком диапазоне своих фантазий: от сожжения «раскольников» в срубах до требований носить особую одежду, подобно евреям в гетто. А они, став самой первой волной русской эмитриции, сохранили для нас живую и незамутненную Россию.
Люди живы своей памятью. Если кто-то несет разную х*рню, типа «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы» и т.д., на это хочется ответить: а ты глянь на эти лица, они очень похожи на рабов?


Худ. М.П. Боткин. Старовер (1877). Дерево, масло. Третьяковская галерея.

В Поморской общине Екабпилса в настоящее время насчитывается около 700 постоянных прихожан и свыше 1000 «исповедников».

СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ
Монастырь Святого Духа (православный, не старообрядческий), единственный мужской монастырь Латвии, находится в самом конце длиннейшей улицы Бривибас (Свободы), выходя другой своею стеной на берег Даугавы.




Он был основан литвинами (беларусами) - монахами из Витебска и Полоцка примерно в то же время, когда герцог Якоб даровал слободе на Даугаве права города. Монахи ежегодно весной на стругах спускались по реке в Ригу для окормления православных рижан. С собой они везли походную полотняную церковь, которую ставили в Риге около Карловых ворот, и осенью уезжали домой, так что на зиму православные рижане оставались без священников, богослужения и церкви.

История Свято-Духова монастыря длинная и сложная. На его территории было несколько церквей, которые изначально строились из дерева, а после разрушений восстанавливались из камня. Привожу план сегодняшней обители.


План Свято-Духова монастыря. 1. Церковь сошествия Святого Духа, 2. Церковь Николая Чудотворца, 3. Часовня Георгия Победоносца, 4. Колокольня, 5. Бывшее Владимиро-Мариинское училище, 6. Братский корпус и трапезная.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, древнейшая сохранившаяся монастырская постройка.


Построена в 1774 г. на пожертвования бурлаков и плотогонов. По преданию, одному зажиточному жителю Слободы явился сам Святитель Николай, сначала наяву в виде некого старца, которого невозможно было догнать, а потом во сне, и повелел возвести на этом месте храм. Небольшая (17х9,5 м.) однопрестольная церковь очень архаичной архитектуры, служила зимним храмом монастыря. Алтарь и притвор прямоугольной формы. В 1963 г. была закрыта, иконостас демонтирован, интерьер уничтожен.
Восстановление началось в 1996 г. Современный интерьер церкви.


ЦЕРКОВЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА (1887-88 гг., арх. А.П. Кизельбаш).


Главный храм обители, очень светлый и радостный. Его облик необычен, напоминает черты белорусского и даже украинского барокко. Он полностью повторяет формы деревянного храма, сгоревшего в 1885 г. в результате поджога.
Церковь крестообразная в плане, ее «полосатые» фасады облицованы желтым кирпичом с глазурованными вставками и орнаментальными фризами. Окна украшены наличниками.


Крыльцо выполнено в виде просторного гульбища, перекрытого деревянной стропильной крышей на резных столбах.


Интерьеры храма.






Главная святыня монастыря -Якобштадтская икона Божией Матери. Согласно легенде, она была обретена чудесным образом в годы русско -шведской войны 1656-58 гг. Один саксонец по имени Якоб Грудинский, католик, переправляясь через реку, заметил в воде дощечку. Наколов на копье, он вынес ее на берег и там заметил, что кусок дерева залился кровью. Осмотрев найденную дощечку, воин увидел на ней Деву Марию с младенцем на руках. Это так глубоко его потрясло, что он покинул службу в армии, остался жить в Слободе и принял православие. Икону он отдал в Георгиевскую церковь.
Образ прославился многими чудесами. В начале XX в. святыня ежегодно с крестными ходами отправлялась в храмы Риги, Елгавы и в Спасо-Преображенскую пустынь. Весной 1915 г. икона вместе с колоколами и ценной утварью была звакуирована в Россию, где бесследно исчезла.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2008 г. был написан новый список Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы. В том же году святыня вернулась в монастырь.


ЧАСОВНЯ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА (1887 г., арх. А.П. Кизельбаш).


В XVII в. на ее месте стояла деревянная колокольня. Памятная доска повествует, что часовня построена в царствование Государя императора Александра III, в бытность покровительницей прибалтийского православного братства государыни императрицы Марии Федоровны.


КОЛОКОЛЬНЯ
Была построена в 1887 г., арх. А.П. Кизельбашем взамен обветшавшей старой.


Ее архитектура повторяет форму деревянной предшественницы. На ней находился колокол, пожертвованный Курляндской герцогиней Анной Иоанновной, он был утрачен при эвакуации в Россию.
Сегодня Свято-Духов монастырь принадлежит Даугавпилсской епархии Латвийской православной церкви. В нем 2 монаха, иеродиакон и 3 послушника.

Основные источники
1. Ф.Е. Мельников Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви .
2. Раскол в русской Церкви, после собора 1666-1667 гг. Официальный портал Protown.ru.
3. Последствия церковного собора 1666 г. Официальный портал Protown.ru.
4. Зиновия Зимова. Из истории старообрядческой общины в городе Екабпилсе (Якобштадте).
5. Виктор Подлубный Плоты на Даугаве.
6. Памятный Крест древлеправославным христианам - первым жителям (17 век!) города Екабпилса (Якобштадта). Портал Русская вера.
7. 110 лет со времени открытия первой в Прибалтике старообрядческой школы. Сайт общества латвийского староверия «Беловодие».
8. Из книги Зиновии Зимовой «Старообрядцы Екабпилса». Рига : [б. и.], 2003.

Латвия, поморцы, старообрядцы

Previous post Next post
Up