"Правила благочестиваго поведения в доме Божием" (с) часть 1

Jan 29, 2013 13:12

Хочу друзья в несколько постов уместить брошюру для новопришедших к истинной Вере. И начинающим душеполезно почитать и християнам не помешат -)))

"Правила благочестиваго поведения в доме Божием"

По благословению
преосвященнейшаго Алимпия,
митрополита Московскаго и всея Руси



Митрополит Алимпий (1986-2003)

Составители: епископ Зосима, Панкратов А.
Издание Кишиневской епархии
2001 г.
Все фото из инета.

предисловие

"Вся же благообразно и по чину да бывают" (1 Кор. 14, 40).

Последние годы жизни нашего общества отмечены установлением свободы вероисповедания. Тысячи, а то и миллионы людей, движимые жаждой духовной, устремились к храмам, в том числе и к старообрядческим, к дверям которых прежде опасались и подходить из-за боязни преследований со стороны атеистической власти. Поэтому неудивительно, что каждый из большого числа новопришедших нуждается во внимательном и подробном объяснении правил поведения в храме, как вне, так и во время богослужения. Эта потребность породила ряд современных изданий, выпущенных Московской Патриархией, типа "Вы пришли в храм" или "Первые шаги в православном храме". В этих небольших брошюрах описываются обычаи, присущие большей частью новообрядчеству, в основном - позднего или совсем нового происхождения.
Данное же пособие представляет собой одну из первых попыток дать всякому желающему правильное понятие о поведении в старообрядческом храме, рассказать в доступной форме о сохранившихся в Церкви Христовой истинно православных обычаях поведения во святом храме.
При составлении этой брошюры источниками служили: Священное Писание, Священное Предание, письменное и устное, из чего и сложилась живая церковная практика, записанная в правилах соборов Церкви, творениях святых отцов и отдельных душеспасительных сборниках християнского образа жизни и поведения. Из них необходимо назвать книгу "Сын церковный", начала 17 века, "Устав" епископа Геннадия пермского, середины 19 столетия, "Практический Устав" епископа Арсения уральского и другие.

1. ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ, И КАКАЯ ПОЛЬЗА БЫВАЕТ ДУШЕ
ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ХРАМА.

2. О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ,
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В ХРАМ, И О ТОМ,
КОМУ ВООБЩЕ НЕ ПОЛОЖЕНО ВХОДИТЬ В ДОМ БОЖИЙ.

З. ОБ ОДЕЖДЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ.

4. О ЛЕСТОВКЕ.

5. О ВХОЖДЕНИИ В ЦЕРКОВЬ.

6. О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ.

7. УСТАВ О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

8. О ЦЕЛОВАНИИ УМЕРШЕГО ВО ВРЕМЯ ПОГРЕБЕНИЯ.

9. О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ.

10. О ТОМ КАК ПИСАТЬ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ О ЗДРАВИИ И ЗА УПОКОЙ

11. О КРЕСТНОМ ХОДЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ I.
КАКО КРЕСТИТИ ЛИЦЕ СВОЕ
КРЕСТООЕРАЗНО И СО СТРАХОМ СТОЯТИ
ВО СВЯТЕИ БОЖИИ ЦЕРКВИ.
ПИШЕТ СВЯТЫИ ИОАНН ЗЛАТОУСТ СЙЦЕ.
СВЯТАГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО О ПСАЛТЫРИ.
БУДИ ЖЕ ВЕДОМО И О МОЛИТВЕ ИСУСОВОЙ, КАКО ЛИЦЕ СВОЕ ЗНАМЕНАТИ КРЕСТООВРАЗНО, И ЧЕСО РАДИ.

КНИГА СТАРЧЕСТВО, СЛОВО 11

ПРИЛОЖЕНИЕ II.
ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ ЦЕРКОВНЫЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ III.
КАК ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ПРИНЯТИЮ СВЯТЫХ ТАЙН
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.
НРАВОУЧЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ ГРАММАТИКИ ИОСИФА ПАТРИАРХА (ЛИСТ 17).
ПРИЛОЖЕНИЕ V.
АПТЕКА ДУХОВНАЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ VI.
СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ
СЕМЬ ГРЕХОВ СМЕРТНЫХ
ЧЕТЫРЕ ПОСЛЕДНЯЯ
И ДОСТОПАМЯТНАЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ VII.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДРУЧНИКА.

1. ЧТО ЕСТЬ ХРАМ БОЖИЙ,И КАКАЯ ПОЛЬЗА БЫВАЕТ ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ХРАМА.

"Дом Мой есть дом молитвы" (Лк. 19, 46).



Храмом, или церковью, называется здание или помещение, специально построенное или приспособленное для духовной цели, - совершения собирающимися здесь християнами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку) епископом или священником по благословению епископа, после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела-хранителя и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом. Здесь таинственно пребывает сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных християн. Здесь, наконец, происходит и самое великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются (превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е. совершается таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки, - правую, Богом данную, веру и хри-стиянское благочестие. Обобщая сказанное, можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Ису-са Христа, "не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4). И еще: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18, 20). Отсюда следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей. Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: "Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня..." (Мф. 15, 8-9), - чтобы не уподобляться бесплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя християнином.

2. О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ,ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИДТИ В ХРАМ, И О ТОМ, КОМУ ВООБЩЕ НЕ ПОЛОЖЕНО
ВХОДИТЬ В ДОМ БОЖИЙ.


                                                                                            (примерный план Православных церквей)

Как уже было сказано, храм есть место невидимого присутствия Божия, и, следовательно, идя в церковь, человек идет на встречу с самим Господом, Творцом и Владыкой всего мира, видимого и невидимого. Это свидание с Создателем многие святые отцы сравнивали с приходом к земному властителю, - царю, князю или иному светскому начальнику. Вот, например, что пишет об этом преподобный Ефрем Сирин: "Не видишь ли, о! возлюбленный, предстоящих пред царем тленным, как ему со страхом предстоят, не отходя от своего места, ни беседуя, ни очами смотря туда и сюда, но со страхом и боязнью предстоят, как вкопанные. Внимай это, человек, и как к земному царю, так и к Богу приступи со страхом и с боязнью." (Преп. Ефрема Сирина слово "О святых Тайнах"; сборник поучений преп. Ефрема Сирина и Аввы Дорофея, М., 1652, л. 320 об.). Хорошо известно, что эти слова святого Ефрема о предстоянии земному правителю, произнесенные весьма давно, справедливы и сейчас: чем выше ранг начальника, к которому человек идет по какому-либо делу, тем тщательнее он к этой встрече готовится, - собирается с мыслями, если нужно - готовит необходимые документы, и внешне на приеме старается быть пристойным: приходит в приличной одежде, разговаривает вежливо. Если же приходится идти, что называется, на самый верх, то здесь уже специальные службы самого начальственного лица особыми способами производят проверку желающего попасть к правителю; например, не является ли он находящимся в розыске преступником и тому подобное. В случае же нашей встречи в храме с Богом, Который несравненно выше любого земного властителя, этой "специальной службой" является наша собственная християнская совесть. Все старинные руководства о поведении в церкви единодушны в одном: перед тем, как идти в храм, необходимо прежде всего собраться с мыслями, "умножить свою совесть", то есть вспомнить соделанные грехи и ответить самому себе на вопрос: а можно ли мне (достоин ли я?) сегодня придти к Богу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос верно, необходимо четко знать, в каких случаях правила святой Церкви запрещают человеку входить в храм и прикасаться к его святыням. Таких моментов немного, поэтому назовем их здесь все. Итак, входить в старообрядческий храм нельзя:
1) человеку некрещеному или крещеному вне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Впрочем, в этом случае по разрешению священника или заменяющего его церковнослужителя (например, уставщика) и такому можно находиться в церкви (если он пришел сюда с целью ознакомления с правой верой; или человек находится в поисках истинной Церкви), но лишь около входа (в притворе, на паперти), стоять без внешнего выражения молитвы (то есть без совершения поклонов и крестного знамения). Если же некрещеный или не старообрядец желает поставить свечу, то для этого нужно попросить кого-либо из прихожан поставить ее по желанию пришедшего;
2) женщине старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка. Как известно, при родах бывает естественная нечистота, от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок дней, после прочтения священником особых (очистительных) молитв. Без этих молитв, даже и по истечении сорока дней от дня родов, вход в храм "жене родившей" не разрешается. Необходимо сказать здесь и о том, что упомянутые молитвы входят в состав чина святого Крещения. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать, которой эти молитвы тогда и вычитываются (в притворе). Если же крещение младенца совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина в церковь на крещение не приходит, и названные молитвы в чине Крещения не читаются. В этом случае, для очищения и возможности войти в церковь, после того, как
Делать это мы должны ради духовной немощи пришедшего, чтобы не оттолкнуть его от истинной веры. пройдут сорок дней, женщина приходит в храм, где эти молитвы читаются для нее священником в притворе, то есть близ дверей церкви;
3) женщине старообрядке (и девице) в период месячных;
4) християнам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день, когда они совокуплялись;
5) християнину-старообрядцу, совершившему тяжкие грехи и совершенно отлученному за это от Церкви епископом. Речь идет, в первую очередь, о таких грехах, как убийство, блуд и непримиримая вражда на кого-либо из християн во всех их разновидностях. Встречаются, впрочем, такие обстоятельства, когда пребывание вне храма, без Божественной службы, не исправляет, а, наоборот, ввергает согрешивших в еще более тяжкие беззакония. В этом случае, "сматря свою совесть", человек, совершивший тяжкий грех, может находиться в храме и молиться, но должен, подобно некрещеному или иноверному, стоять близ дверей и не подходить для целования ко святым иконам, честному Кресту и иным святыням, со смирением и чистосердечным раскаянием оплакивая свое падение, "аки Адам пред враты Рая".

З. ОБ ОДЕЖДЕ ДЛЯ МОЛИТВЫ.



Среди православных християн-старообрядцев сохраняется древний благочестивый обычай иметь для молитвы в храме особую одежду. По сути она есть то одеяние, которое употреблялось в Древней Руси в повседневном обиходе: кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск и под пояс для мужчин и сарафан для женщин. Одежда эта хранится в доме, или в храме, в особо устроенной раздевалке. Женщина обязана покрывать также и голову платком (а не шапкой или иным головным убором), который спереди не завязывается узлом, а по-особому закалывается булавкой. Платок должен быть из непрозрачной ткани, неярким и не цветастым, а скромным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Размер платка должен быть таков, чтобы накрывались плечи и грудь.
Жены и девы! Послушаемся верховного апостола Петра: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1 Петр. 3, 3-4), т.е. будем украшать душу християнскими добродетелями. И тогда вы, живя такой чистой и богобоязненной жизнью (1 Петр. 3,2), приобретете для Церкви Божией и Царства Небесного своих мужей, сыновей и братьев, многие из которых находятся вне веры и Церкви Христовой, заблудившись в сквернах мира сего (2 Петр. 2).
В дни воскресные и праздничные принято надевать платки белые, и иных светлых тонов, в дни же постные (в том числе такие, как праздники: Воздвижения Честнаго Креста, 14 сентября, и Усекновения Главы Иоанна Предотечи, 29 августа) надевают платки черные и других темных тонов. Замужняя женщина под платком должна носить еще и повойник (кичку), - особый чепец, который благословляет ей священник с молитвой при Венчании. Те християне, которые почему-либо не имеют кафтанов или сарафанов, должны стараться их приобрести: обычно в каждом более или менее крупном старообрядческом приходе имеется кто-либо, занимающийся пошивом молитвенной одежды на заказ. Но если с особым одеянием для молитвы все же есть трудности, скажем, материальные, то для посещения храма можно довольствоваться обычной одеждой, но только она должна быть скромной, опрятной, неплотно облегающей части тела, неяркой по цвету, с длинным рукавом. Для женщин недопустимо появление в церкви без платка на голове, а также в брюках и слишком вызывающей одежде (мини-юбке, блузке с декольте, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом и т.п.). Напротив, платье (юбка) должно быть длинным, значительно ниже колен, без всяких разрезов и прочих "модных украшений" внешнего мира. Будем помнить наставление Апостола, что "дружба с миром есть вражда против Бога" (Ияк. 4, 4). Неприличным также считается и нахождение в храме женщин, носящих обувь на высоких каблуках, - при ходьбе такая обувь производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, ибо не для красования мы вошли в дом Божий; кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца.
Почти все эти наставления обязательны и для молящихся мужского пола. Кроме того, недопустимо входить в храм Божий "при галстуке" и в рубахе (сорочке), заправленной в брюки; а также нельзя в доме Божием, здороваясь, "подавать руку", особенно во время службы. И еще: если уж нет кафтана (для мужчин) и сарафана (для женщин), то должны мы стараться в обыденной одежде, находясь в храме, быть опрятны. Пальто, плащ, пиджак, жакет, кофточка - в чем бы ни были мы одеты, все должно быть застегнуто.
Той же цели, - способствовать сосредоточению на молитве Богу, помимо одежды, служит и лестовка, которую должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся.

4. О ЛЕСТОВКЕ.



Лестовка, принятая в Старообрядческой Церкви, есть приспособление для счета молитв. Впервые употребление лестовки (или вёр-вицы) было установлено в Церкви в 4-м веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книге было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то же время простейшей молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго" - молитва Исусова. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за Полунощницу, - шестьсот, за Утреню, - тысячу пятьсот, и так далее. Подробнее об этом см. в книге "Устав о християнском житии", (а также в книге "Святцы", или "Малый домашний Устав, и в книге "Молитвенник" современного издания), глава "О молитве домашней". Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу, - небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. Номоканон при Большом Потребнике, л. 30). Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и вообще всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия. Ко времени Крещения Руси (к X веку после Рожества Христова) в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, во всяком месте, есть необходимая часть християнской жизни.
Восприняв это понятие вместе с православной верой, и сохраняя его многие столетия в неизменности, Древняя Русь несколько видоизменила византийскую вервицу: к семнадцатому веку она украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы и переходим. Итак, лестовка имеет четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырех евангелистов. Обшивка вокруг лапостков - евангельское учение. Внутри между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных таинств. Перечислим их для напоминания: 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристия (т.е. Причащение); 5) Исповедь (Покаяние); 6) Брак; 7) Елеосвящение (Соборование). Там, где лестовка связана, то есть над верхними лапостками, с двух сторон имеется по три ступени (или бабочки). Еще три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе названные ступеньки составляют число девять, - в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки - меньшего размера, их число равняется ста. Таким образом, заповеданное святым Василием число ступеней, - сто и три, сохраняется (если не учитывать шесть ступенек у верха лапостков). Как и всякая лестница, эта молитвенная лестница имеет начало: пустое место без ступеней, называемое "землей", - после него идут двенадцать малых ступеней, в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, - тридцать восемь малых ступеней, в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного в молитве пути, следуют тридцать три малые ступени, в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа, а затем, после последней большой ступени, - еще семнадцать малых, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое "небом".
Как уже указывалось выше, лестовка есть вспомогательное приспособление для непрестанной молитвы, поэтому благочестивые християне имеют ее с собой всегда, где бы ни находились Лестовку принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от "земли" к "небу", на каждую ступеньку совершая молитву Исусову, чтобы ум не расслаблялся и мысли не витали, где придется, а сосредоточивались на Божественном. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.
Во время богослужения все молящиеся должны стараться слушать, что читается и поется в церкви, а по лестовке повторять Исусову молитву могут только глухие и слабослышащие, и те люди, которые стоят в таких местах храма, где плохо слышно чтецов.

5. О ВХОЖДЕНИИ В ЦЕРКОВЬ.



Собираясь в храм, еще дома необходимо приготовить деньги на свечи и церковные сборы, чтобы во время Богослужения не заниматься разменом и прочей суетой, отвлекая внимание и мешая молящимся. Подойдя к зданию храма, следует стать против входа и совершить три поясных поклона с крестным знамением, взирая на образ Господа Исуса Христа, или - Его Честный Крест, или какой-либо иной, находящийся над входной дверью, с молитвой: "Боже, милостив буди мне, грешному" (поклон); "Создавши мя, Господи, и помилуй мя" (поклон); "Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго" (поклон). Затем спокойно, не хлопая дверью, следует войти в храм, и здесь, глядя на иконостас или на любой удобно зримый святой образ (судя по обстоятельствам и внутреннему расположению храма), снова совершить три поясных поклона с вышеуказанной молитвой. Если приходишь в храм до начала службы, то надо ожидать общего "начала", или приходных поклонов, которые молящиеся совершают перед всяким богослужением вместе со священником или иным лицом, старшим в службе. Если же вхождение в храм происходит когда служба уже идет, необходимо положить "начал" самому, потому что без приходных поклонов, по Уставу Церкви, никакая молитва не совершается. Исключением из этого правила является Лития за умерших, когда она совершается отдельно от какой-либо иной службы (перед ее началом полагают только три поясных поклона), а также всякая молитва до и после трапезы, то есть за обед и за ужин. В связи с тем, что сказано выше, "начал" необходимо знать наизусть всякому християнину. Текст "начала" находится в книге "Молитвенник" или в ежегодных Календарях.
Точно так же, как приходные, совершаются и исходные поклоны, которыми оканчивается всякая служба. Никогда, без крайней необходимости, не уходи из храма, пока не окончится богослужение, ибо это есть тяжкий грех перед Богом. На исповеди необходимо покаяться, если ты совершил этот грех.
При повседневной службе Великого Поста все поклоны "начала" - земные, кроме последних трех.

(продолжение следует)

библиОтика, белокрыницкие, РПСЦ, старообрядцы, книга

Previous post Next post
Up