Ученый-марксист Б.Ф.Поршнев

Mar 28, 2022 16:58

Поршнев - многолетний исследователь Тридцатилетней войны XVII века. О.Т.Вите пишет, что он сумел «увидеть» (и доказать), что знаменитый «блицкриг» Густава-Адольфа в значительной мере финансировался Московским госу­дарством... Финансирование осуще­ствлялось по простой и хорошо знакомой многим сегодняшним российским предпринимателям схеме, которую на современном экономическом сленге следовало бы назвать «эксклюзивной либе­рализацией внешней торговли»: шведы получили право закупать в Московском государстве зерно по внутренним ценам, вывозить его затем через Архангельск для продажи на Амстердамской бирже уже по европейским ценам. (Здесь и далее фрагментарно приводится О.Т.Вите о наследии Поршнева.)

* (Вот к этому.) Характерный стиль поршневского изложения - статья написана в 1942 г. (к 700-летию Ледового побоища) - невозможно передать без прямого цитирования: «Империя Чингизидов, давившая на Русь с востока, из Азии, и империя Гогенштауфенов, грозившая ей с запада, из Европы, - ...обе эти завоевательные империи, возникшие почти одновременно... были не чем иным, как рецидивами варварских госу­дарств в XIII веке. Не случайно основатель одной из этих империй, Чингисхан, объявил себя наследником императоров древнего рабовладельческого Китая, а основатель другой, Фридрих Барбаросса, во­ображал себя прямым преемником императоров рабовладельческого Рима. Обе империи были не чем иным, как попытками свернуть со столбовой дороги истории, отказаться от трудностей феодальной пе­рестройки общества и, повернувшись лицом к невозвратному про­шлому, опереться на обломки древних рабовладельческих порядков, на неразмытые остатки прошлого, тормозившие феодальный про­гресс».
Поршнев подробно анализирует «поразительное сходство исто­рических судеб этих двух реакционных империй», двух «историчес­ких близнецов», которым удались «огромные завоевания».

* Поршнев обращает внимание на то, что современники (русские летописцы XIII-XIV вв.) почувствовали в Ледовом побоище событие, относящееся к судьбам всей русской истории, а не только к одному лишь «Новгородскому княжеству». Новгородский летописец идет еще дальше, приписывая Александру Ярославовичу уже всемирную славу. «Перед нами, - замечает Поршнев о новгородской летописи, - редчайший для древнерусских текстов пример космополитизма, все­мирного масштаба в оценке исторического факта».
Однако, пишет Поршнев, Русь не могла дать одновременный от­пор обеим империям. «Александр Невский сделал выбор: нанести удар по западному агрессору и пойти на компромисс с восточным». В частности, он «добровольно обязался платить Золотой Орде “вы­ход”».
Хотя Тевтонский орден и сохранился после Ледового побоища, его значение как «железного кулака», с которым приходилось счи­таться всем европейским странам, резко упало. Не прошло и 20 лет, как «гигантская завоевательная держава Гогенштауфенов перестала существовать». Рецидив разрушительной и агрессивной варварской государственности перестал тормозить развитие Европы по пути «фео­дального прогресса».
Напротив, в Азии ликвидация подобного рецидива была растя­нута еще на два века: «Русь принуждена была не только допустить со­хранение необъятной и мертвящей монгольской империи, но и сама стать, хотя бы в известной мере, ее составной частью. Только такой ценой могло быть куплено в тот момент движение вперед остальной части человечества».
Наконец, итоговый вывод Поршнева: «До XIII века всеобщая история не может констатировать безусловной отсталости общест­венного строя Востока по сравнению с Западом или вообще карди­нального несходства исторических судеб Востока и Запада. Только с XIII века это явление выступает на исторической сцене. Европа быстро идет вперед. Азия погружается в застой. Нельзя не объяс­нить этого разной судьбой двух реакционных империй, до того раз­вивавшихся с такой удивительной симметрией. Выбор, сделанный Александром Невским, хотя сам детерминированный, в огромной степени в свою очередь детерминировал расхождение путей Запада и Востока».
Таким образом, в знаменитую фразу «Русь спасла Европу от монголов» необходимо внести, с точки зрения Поршнева, важное уточнение: прежде всего, от собственных, европейских «монголов».

* Поршнев предложил решительно пересмотреть содержание по­нятия «рабовладельческое общество»22. Он показал, что рабовладель­ческое общество как внутренне связанный социальный организм, как единое развивающееся целое не может быть сведено к рабовладельче­скому государству. Слишком много связей и противоречий, которые безусловно являются сугубо внутренними для системы классической рабовладельческой экономики, не могут быть обнаружены внутри границ государства.
Ссылаясь на работы советского историка А. Мальчевского, Поршнев пишет: «Процесс воспроизводства в античном рабовла­дельческом обществе оказывается невозможным без регулярных и грандиозных по своим масштабам захватов “извне”, причем захва­тов не только продуктов труда других народов, но прежде всего ча­сти самих этих народов, становящихся внутри рабовладельческого государства основной производительной силой, основным произво­дящим классом».
Поршнев подчеркивает, что описанная им специфика рабовла­дельческого общества может быть обнаружена по всему миру: «Вели­кие рабовладельческие державы древнего Ирана, древней Индии, древнего Китая, эллинических государств Азии были окружены таки­ми же океанами бьющихся об их берега варварских народов, то обо­ронявшихся, то нападавших, выражавших не в меньшей мере, чем на Западе нечто отнюдь не “внешнее”, а внутренний антагонизм древне­го мира как поляризованного целого».

* Поршнев не мог не понимать, что излагаемая концепция... автоматически ставит под сомнение один из офи­циальных предметов «советской гордости»: отечественная история не знала рабства. Ведь характер связи Киевской Руси с Восточно-Рим­ской империей, с Византией, очевидно, укладывается в общую логи­ку: Русь действительно не была рабовладельческим государством, по­скольку была источником пополнения рабов для такого государства в рамках единого социального организма.

* Сам Поршнев считал предметом своей основной специальнос­ти проблематику антропогенеза. Исследования Бориса Поршнева затрагивали едва ли не все на­правления общественных наук, а также некоторые смежные направ­ления наук естественных. Исследования во всех этих областях рас­сматривались Поршневым в качестве тесно связанных друг с другом аспектов становления единой синтетической науки - «об обществен­ном человеке или человеческом обществе».

* По мнению Поршнева, два ложных постулата мешали серьезно­му научному прорыву в исследовании антропогенеза. Один из которых - убежденность в том, «что эволюционная форма, предшествовавшая Homo sapiens’у, вымерла, исчезла с лица Земли тотчас после появления этого последнего». (Мой комм: да истребили же мы вроде сами своих ближайших предшественников, как наиболее близких конкурентов - и уступающих нам!)

* ...«умник» Поршнев и пытался открыть «нам» глаза на то, что в эту самую противоположность «мы» ещетолько превращаемся (и еще долго будем превращаться)... /Я: полностью разделяю тезис Маркса о том, что предыстория человеческого общества еще не кончилась. Но конкретика Поршнева, конечно, ошибочна./

* Советская политэкономия десятилетиями повторяла на разные лады фундаментальный постулат - «собственность есть отношение между людьми». /В МС-концепции я вижу это так: сперва ЧС появляется из-за конкуренции негативно - то есть как то, что одни вынуждены защищать от других, для своего первоочередного выживания. Затем же ровно для того же происходит обращение одними других себе в ЧС - для первоочередного выживания первых. Что обуславливает мягкость первых исторических форм рабства - подчиненные прежде всего это те, кто обречены погибать первыми при ухудшении условий./

* /Тем более любопытно в связи с вышеотмеченным./ Поршнев специально исследовал становление отношений собст­венности при феодализме и в первобытном обществе. В качестве при­мера приведу поршневский анализ становления личной крестьянской собственности в условиях феодализма: «Лично-трудовая собствен­ность крестьянина - это не столько предпосылка, сколько продукт по­степенного развития феодального общества. В самом деле, ведь тру­довое имущество - это еще не собственность, пока его никто не стремится систематически отнимать. Единовременная попытка от­нять имущество, например попытка военного грабежа, порождает оборону, однако такое спорадическое сбережение вещей от гибели еще вовсе не есть становление собственности.
Окончательно крестьянская единоличная собственность достиг­ла зрелости только с появлением возможности отчуждать ее за экви­валент, т.е. с появлением городов... Тут она окончательно перестала быть только обороной имущества и стала его присвоением, перестала быть только собственностью в смысле отказа отдавать и стала собст­венностью в смысле стремления приобретать».

* Не буду касаться гипотезы марксистов, очевидно, разделяемой Поршневым, что человечеству и этот последний вид внешнего принуждения предстоит интериоризовать в самопринуждение (труд как первая жизненная потребность при коммунизме). Здесь речь идет именно о формах внешне­го принуждения, из которых известно три: прямое принуждение - рабство, смешанное - феодализм, и косвенное - капитализм. Из этих трех форм Поршнев занимался, главным образом, второй. Проблема состояла в том, что в условиях феодализма одного кос­венного принуждения к труду оказывается недостаточно и оно до­полняется прямым - так называемая неполная собственность на ра­ботника.
Автор этих строк, опираясь на работы Поршнева о феодализме, обосновывал экономическую тождественность отношений помещика-феодала с крестьянскими хозяйствами, с одной стороны, и отно­шений советского государства со своими же государственными пред­приятиями - с другой.

* В социологии Поршнева следует выделить три важнейших ас­пекта. Один из которых:
- анализ внутреннего устройства и особенностей функциони­рования того «мотора», который заставляет человеческое общество развиваться, «прогрессировать» в ходе исторического процесса. Та­ким «мотором» или движущей силой и является (в классовых обще­ствах) классовая борьба. /По мне - конкурентная./

* Порой Поршнев позволял себе более резкие и точные формули­ровки: «Роль надстройки - защищать данный базис, прежде всего - данные отношения собственности».

* инициатором классовой борьбы, а значит и всех вытекающих из нее последствий, другими словами, активной стороной истории, является именно класс трудящихся, класс экс­плуатируемых, «дурная сторона», по терминологии Гегеля

* «Антагонистические классы - это два противоположных полюса, между которыми и во­круг которых - сложное магнитное поле всевозможных социальных прослоек и групп, два полюса, неотторжимых друг от друга, два по­люса единства. Идея антагонизма классов объясняет динамику обще­ства, а не его статическую стратификацию в каждый данный мо­мент».

* На примере феодализма Поршнев доказал, что главными сила­ми, борьба которых определяла динамику развития общества, были именно крестьянство и феодалы, а не феодалы и буржуазия, даже в области формирования собственно капиталистического уклада.

* Проявление этого глубинного антагонизма на поверхности в виде открытого противостояния - вещь вообще довольно редкая: «Такими, т.е. внешними, отношения антагонистических классов становятся толь­ко в короткие моменты революций, великих народных восстаний. Но в эти моменты в сущности прерывается общественное производство».

(Дочитал до 25-й стр.) http://politeia.ru/files/articles/rus/1998-3-2-205-115-163.pdf

Поршнев

Previous post Next post
Up