* Проблема рабства обращала на себя внимание еще до революции (1917г., в отеч. историографии - прим.): подневольное состояние чернокожего населения США сравнивали с крепостническим состоянием в России.
* Второй крупной работой в отечественной историографии по одной из наиболее дискуссионных проблем изучения США, тематике рабства в США называется труд В. И. Лана «Классы и партии в США. Очерки по экономической и политической истории США», вышедший в 1937 году. В ней выражен классовый подход, «Лан считает, что период до войны был периодом господства аграрного хозяйства, а война - это борьба двух форм хозяйства за экономическую гегемонию. Центральным вопросом Гражданской войны он считал вопрос о рабстве».
* Первым вопрос о буржуазно-демократическом характере революции поставил А. В. Ефимов... Юг он рассматривает как реакционную и тормозящую экономическое развитие систему; по его мнению, на Юге установилась беспощадная диктатура плантаторов.
* По мнению Н. Н. Болховитинова, вопрос о рабстве не только влиял на экспансионистскую политику, но и был ее внутренним стержнем и содержанием [6]. Он показал, что становление экспансионистской внешней политики США было вызвано потребностями не только северного американского капитализма, но и южного плантационного рабовладения.
Эту же точку зрения отстаивала Н. В. Потоко-ва [30]. Несмотря на то, что инициаторами экспансии Техаса выступали южане, присоединение новых земель, по мнению Н. В. Потоковой, было выгодно промышленникам и финансистам Севера. Наиболее ярко эта позиция исследователя проявилась в ее второй монографии, посвященной аннексии Техаса Соединенными Штатами Америки.
* В работах И. М. Супоницкой изучается мен-тальность южан и их образ жизни [40]. Экономическое развитие страны она изучает с точки зрения секционного размежевания. Именно оно, по мнению исследователя, привело к тому, что в секциях сформировались совершенно разные социально-экономические системы: на Севере -промышленный капитализм и рыночная экономика, на Юге - торговый капитализм и рабовладение.
* Эффективность сельского хозяйства, в том числе плантационного рабовладельческого, рассматривал Б. М. Шпотов [46]. По его мнению, промышленный переворот не привел к перевесу промышленности, а производительность сельского хозяйства Юга была достаточно высокой, чтобы конкурировать с промышленными товарами Севера.
* Большое влияние на становление современной отечественной американистики оказали работы В. В. Согрина... По его мнению, развитие США во второй трети XIX века определялось проблемой рабства... Он считает, что рабство «формировалось в недрах капитализма и отразило особенность его становления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторы по причине крайней узости рынка наемного труда вынуждены были прибегнуть к труду черных рабов. Но использование рабского труда не прошло бесследно для плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в котором странно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистов и рабовладельцев»
* В. А. Шихов пришел к выводу, что «советская историография ставила вопрос о рабстве среди возможных причин конфликта на первое место, а главной причиной победы Севера в Гражданской войне называла именно освобождение рабов»
* В. В. При-луцкий пишет, что «угроза потери собственности в лице черных рабов сплотила южан, заставила их выработать собственную идеологию и пойти на разрыв с Севером»
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-voprosa-o-rabstve-nakanune-grazhdanskoy-voyny-v-ssha-v-otechestvennoy-istoriografii М.С. Как я уже говорил, нужно рассматривать в контексте. А оный был - как минимум пограничное с капитализмом существование.
* американский историк Sven Beckert, рассматривая американский капитализм, делает вывод, что современный американский капитализм был создан хлопком, а рабство являлось краеугольным камнем экономического спора Юга и Севера
* аболиционисты фактически приравнивались к преступникам, так как посягали на частную собственность
* Гаррисон /в 1931/ начинает издавать газету «The Liberator» («Освободитель»), ставшую основной трибуной аболиционистского движения. В первом же номере он выдвигает свое кредо - «насилие словом»: «Я не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Нет и еще раз нет! Разве можно советовать человеку, чей дом горит, спокойно бить тревогу или уговаривать мать, чей ребенок остался в огне, не торопясь спасать его?.. Равным же образом бесполезно склонять меня к умеренности в таком вопросе, как этот»1.
** С 1838 года Гаррисон становится секретарем «Общества Непротивления Новой Англии». В это время он составляет одну из самых знаменитых своих работ - «Декларацию чувств». Главные принципы, на которых построена «Декларация» - это гражданское неповиновение, сопротивление злу средствами, исключавшими насилие, и анархизм: «Мы не признаем никакого человеческого правительства»2. Исходя из этого, он призывал не голосовать, не занимать государственных должностей, не обращаться в суд, не нести воинской повинности и т. д.
*** В 1854 году он пришел к выводу, что свободные штаты должны отделиться от рабовладельческих. Он считал, что в таком случае отсталые южные штаты не выживут без северных, и рабство уничтожится само собой
* Коффин со своим братом Весталом пытались открыть воскресную школу для рабов, и даже заручились поддержкой некоторых рабовладельческих семей, которые были снисходительны и не возражали бы против того, чтобы их рабов учили читать Библию1 . Однако из-за давления других рабовладельцев эту школу пришлось закрыть.
* Ф. Дуглас родился в 1818 году в рабстве в штате Мэриленд. Втайне от рабовладельцев научился читать и писать и учил грамоте невольников на плантации. В 20 лет совершил побег и стал активным участником аболиционистского движения, а затем и лидером чернокожих аболиционистов. Деятельность Дугласа сильно отличается от деятельности других аболиционистов. В отличие от У. Л. Гаррисона, он не отрицал политической борьбы и всю жизнь посвятил именно политической стороне не только освобождения рабов, но и предоставления им гражданских и политических прав. Прежде всего, это касалось права избирать и быть избранными наряду с белыми американцами. Кроме того, он одним из первых поддержал женское движение за равные права, в том числе за право голоса.
* Фредерик Дуглас был в тесных связях с известным аболиционистом Гаррисоном. Собственно, Дуглас начинал свою деятельность в Американском антирабовладельческом обществе. Однако вскоре их пути разошлись, так как взгляды Дугласа становились все более радикальными. Гар-рисон полагал, что борьба должны быть ненасильственной, и отрицал политическое участие по этому вопросу. Дуглас же напротив, считал, что через политику и вооруженным сопротивлением можно добиться освобождения. Кроме того, Гаррисон был не против отделения Юга, тогда как Дуглас выступал за сохранение Союза.
После разрыва с Гаррисоном Дуглас начал активно поддерживать другого аболициониста -Джона Брауна. Дуглас соглашается, что невозможно освободить рабов мирным путем, и с этого времени в деятельности Дугласа прослеживается влияние Джона Брауна. Дуглас поддерживал все действия Джона Брауна в попытке поднять восстание рабов, и если между ними и возникали разногласия, то только в некоторых мелких вопросах: необходимость самого восстание Дуглас под сомнение не ставил. Когда А. Линкольн стал президентом, Ф. Дуглас стал активно с ним сотрудничать. Некоторые указы президента были изданы после обсуждения их с Дугласом [25, с. 60].
* На наш взгляд, самым радикальным аболиционистом был Джон Браун.
** Пик деятельности и известности Брауна пришлись на так называемый «Кровавый Канзас» -столкновения в Канзасе между сторонниками и противниками рабства, вылившиеся в малую гражданскую войну. Эта война была спровоцирована решением конгресса, согласно которому, конституция нового штата должна быть принята голосованием местных поселенцев. Эта конституция должна была решить: будет ли новый штат рабовладельческим или свободным. В результате Канзас стали заселять фермеры, а с Юга прибывать «приграничные головорезы» (Border Ruffians), и между ними началась самая настоящая война. Семья Брауна проживала в Канзасе с октября 1855 г., и он с пятью сыновьями включился в вооруженную борьбу и уничтожал отряды южан.
** В 1856 году Джон Браун руководил резней в Потаватоми. Это нападение стало называться резней неслучайно, т. к. в ходе нападения были зарублены саблями и топорами 5 поселенцев-мужчин [3, p. 15]. После этого Джон Браун успешно оборонял город Прерия-Сити и даже пленил капитана противников Генри Пейта, и обменял его на своих арестованных сыновей.
** Однако Джон Браун был недоволен результатами своей борьбы. Несмотря на постоянные рейды, освобождение рабов и на сопротивление самих негров, в Канзасе выигрывали рабовладельцы. Кроме того, его не устраивала деятельность аболиционистов в тылу, которая, не смотря на активность, не приводила к освобождению рабов. Видя все это, Джон Браун начинает помышлять о всеобщем восстании рабов. Кроме того, как мы отмечали выше, его поддерживал Ф. Дуглас. Чтобы поднять восстание, Браун собрался совершить рейд на рабовладельческую территорию.
* Вторая причина противоречий Севера и Юга, по Кэлхуну, - рабовладение, которое, после своего возникновения и утверждения в южных штатах, придало их экономике и социальным отношениям совершенно особый, радикально разошедшийся с устремлениями и идеалами Севера характер.
Защита рабства становится главной идеей в выступлениях Кэлхуна в 30-40-е годы. Он доказывал, что рабство являлось основой существования Юга и пронизывало все стороны жизни. Отмена рабства - это крушение целого мира, а значит, рабство должно было оставаться неизменным, нравится оно или нет. Со второй половины 30-х годов Кэлхун добавляет, помимо экономического обоснования, моральное. Теперь он начинает доказывать, что рабство является благодеянием как для хозяев, так и для рабов. Кэлхун сравнивал американских рабов и африканских негров и на основании этого делал вывод, что именно рабство сделало негров цивилизованными. А причиной тому является патриархальный характер американского рабовладения, при котором белые хозяева и черные рабы составляют единую дружную семью, при этом белая раса играет роль мудрых отцов и учителей, поднимающих своих черных детей и учеников до цивилизованного уровня [21, с. 134].
Оправдания рабства Кэлхуну показалось мало, и он критиковал буржуазный строй. По его мнению, южная рабовладельческая цивилизация стоит неизмеримо выше северной капиталистической, и что именно первая воплощает добро, а вторая - зло. Конечно, Кэлхун понимал несправедливость рабства, но, он подчеркивал, что сословные и классовые различия были всегда, и рабство лишь меньшее из зол. В отличие от буржуазного строя, рабство дает защиту, тогда как рабочие на Севере были такими же бесправными как рабы, и при этом не имели защиты. Кэлхун доказывал, что в условиях патерналистских отношений хозяина и рабов, рабы находятся в лучших условиях, тогда как рабочие на Севере жестоко эксплуатировались, а в доходах работодателей и рабочих росла пропасть. Финалом этого антагонизма могла быть только кровавая гражданская война, победу в которой, пророчил Кэлхун, должен одержать пролетариат, много превосходящий численностью буржуазию.
Кэлхун преследовал две цели: во-первых, доказать, что черные рабы живут в гораздо лучших условиях, нежели наемные белые рабочие, а рабовладельцы являются более гуманными эксплуататорами, чем капиталисты; во-вторых, внушить северо-восточной буржуазии, что она должна направить свою энергию не на разжигание конфликта с рабовладельцами, а, напротив, на объединение усилий с ними перед лицом гораздо более опасного соперника - белого пролетариата [21, с. 135].
* Жизнь на Юге для Фицхью казалась раем: отношения между рабами и хозяевами он сравнивал с отношениями родителей и детей, на Юге он не замечал нищеты, безработицы, в итоге Фицхью делал вывод, что социальная и политическая система свободного общества негуманна и неразумна, и предлагал заменить ее всеобщим рабством. При этом для оправдания своей идеи Фицхью пользовался социалистическими идеями Ш. Фурье [15, с. 372].
Капитализм же он рассматривал как ничтожный маленький эксперимент истории, ограниченный во времени и в пространстве. Капитализм, по его мнению, выбивался из общего развития цивилизации. Для Фицхью человечество прошло путь от классического рабства Греции и Рима, укрепилось в Европе в виде крепостничества и сейчас развивается на Юге США. Таким образом, Фицхью подводил к выводу о том, что американское рабство есть результат естественного развития человечества и лишь оно одно имеет право на существование.
На примере Великобритании Фицхью критиковал капитализм, описывая нещадную эксплуатацию женского и детского труда на текстильных фабриках и в шахтах Англии, производственный травматизм, голод, нищету и безработицу среди рабочих. Несправедливость капитализма заключается, по мнению Фицхью, в том, что именно рабочий пролетариат создавал все богатства, но пользоваться им могли только богатые. Однако, точно так же как Кэлхун, Фицхью понимал несправедливость рабовладельческого строя, но они оба видели в рабстве лучшую форму эксплуатации. По Фицхью, рабовладение лучше капитализма в том, что имеет под собой патерналистские основы взаимоотношений: главная цель капиталиста - выжать все до последней капли из пролетариата и выбросить его на произвол судьбы, тогда как рабовладелец, напротив, заботится о своих рабах [20, с. 75]. Главный враг для Фицхью - это капитализм, и поэтому, в отличие от Кэлхуна, Фицхью видел союз не плантаторов и промышленников против рабочих и рабов, а рабов и пролетариата против капитала.
* Главными проблемами Юга, по Фицхью, были свободные негры, влачившие жалкое существование и своим видом доказывавшие, что им необходим хозяин, и, во-вторых, плантаторы-капиталисты, которые лишены патерналистского духа, и для которых рабовладельческое хозяйство не ячейка общества, а лишь средство сколотить себе состояние. Фицхью представлял себе рабовладельческое хозяйство в виде большой патриархальной семьи, где отношения хозяев и рабов строятся на непосредственных связях.
Фицхью не скрывал, что в идеальном обществе на положение рабов должны быть переведены как свободные негры, так и белые рабочие; владельцы же фабрик, шахт, торговых предприятий должны стать рабовладельцами. Фицхью отвергал расизм и указывал, что расистская психология никогда не позволит рабовладельцам строить управление на патриархально-семейной основе и относиться к черным рабам как к детям. Он неизменно подчеркивал, что защищает рабство не с расистских, а с социологических позиций, рассматривая его как идеальную модель для человечества в целом, ибо для большинства белой расы свобода губительна в такой же степени, как и для черной [21, с. 148].
https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-politicheskaya-mysl-po-voprosu-o-rabstve-nakanune-grazhdanskoy-voyny-v-ssha