Забытая дорога детства. История промышленной ветви ст. Пресня - Октябрьские казармы. Часть 2-я.

Jan 21, 2019 22:37

Сегодня мы продолжаем нашу ретроспективную виртуальную прогулку по бывшей промышленной ветви от станции Пресня МОЖД до станции Октябрьские казармы и ММЗ "Знамя труда" (ныне - АО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ”»), окончательно закрытой в 2012-м году. В прошлый раз мы гуляли от станции Пресня до переезда на 4-й Магистральной улице, сегодня мы пройдём от 4-й Магистральной до 5-й, пересечём её и выйдем к Хорошёвскому шоссе. Поскольку в разных источниках сохранилось немало весьма годных фотографий этого отрезка - фото сегодня будет много, выбросил только совсем неинтересные.

При создании материала были использованы такие источники, как
http://retromap.ru/;
https://pastvu.com/;
http://www.wikimapia.org;
Замечательный сайт "Ж/д Экзотика" http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html;
Интереснейшая заметка о ветке на сайте https://www.inst.ru/ways/04032002.htm;
Прекрасный форум "Московские железки" https://zhelezki.kamrbb.ru и, в частности, фото участника Пересменщик;
Материалы из отличной книги Ю.А. Егоров. Московская Окружная железная дорога. Путеводитель. - М.: Москва, которой нет, 2017.
Особую благодарность хочу выразить моему другу Стасу sd3 за эксклюзивные фото этой ветви.
Также благодарю за уточнения и дополнения к первой редакции Сергея Коваленко, Yaroslav, oitss, Vladislav, Mihail Artamonov, ivda, a_pereswet и всех-всех-всех, кто оказал помощь.

1. Начинаем наш путь от развилки у 4-й Магистральной улицы. Влево ветвь уходила на несуществующий ныне хладокомбинат №7, прямо шла в сторону Ходынки. Хладокомбинат был последним предприятием, который использовал этот подъездной путь до середины нулевых годов. Март 2004-го года. Всё спилено, ухожено, по всей видимости, на тот момент ветвь ещё обслуживала помимо хладокомбината ещё и огромный складской терминал, который, кстати, сохранился до сих пор.



2. Осенью 2005-го сколько-нибудь интенсивного движения по ветви уже не было, наката тоже, если кто-то и пользовался ещё ею, то только хладокомбинат.


3. Во всяком случае - сигнализация была в рабочем состоянии именно до ответвления на него.
Также в кадр попал один из некогда многочисленных деревянных столбов с обрезанными проводами. Скорее всего это всё-таки в лучшие времена была какая-то линия поездной радиосвязи.


4. Действующий светофор покрупнее.


5. Это 2007-й год. Наката нет, но ветвь ещё не заросла, стрелка переведена в положение к хладокомбинату. Вероятно, последний изредка ещё использовал её.


6. Все стрелки на ветви были ручные.


7. Взгляд назад. Лето 2009-го года. Светофор ещё действует, но уже доживает свои последние дни. Ветвь на тот момент уже не использовалась.


8.


9. Лето 2010-го года. Картинка говорит сама за себя. Всё запущено и заросло. На фото не видно, но там в зарослях мирно посапывали прямо на путях бомжи.


10. Взгляд назад. Светофор погашен навсегда.


11. Февраль 2012-го года. Ветвь успела порасти молодым леском и лишь отсутствие листвы позволяет увидеть въездные ворота хладокомбината.


12. А это ранняя весна 2013-го, ветвь уже разобрали, но ещё не всё вывезли..


13. Отслужил своё трудяга.


14. А мы идём дальше в сторону 5-й Магистральной улицы. Осень 2005-го года, этот отрезок уже не используется.


15. Но внутри хладокомбината ещё была жизнь.


16. Лето 2007-го. Путь потихоньку зарастает.


17.


18. А летом 2010-го уже было трудно разглядеть железнодорожное полотно.


19. Забор складов и тропинка к метро.


20. Февраль 2012-го, последний год существования ветви. Лесок на тот момент вырос уже конкретный.


21. Хладокомбинат в тот момент уже, кажется, тоже не действовал, но строения ещё были на месте.


22. Осень 2012-го, остатки ветви. На тот момент уже была огорожена стройплощадка метро Хорошёвская и этот кусок был отрезан почти на всём протяжении от Пресни до 4-й Магистральной.


23. Природа быстро отвоёвывала своё и отвоевала бы, если бы сюда тоже не пришла стройка.


24. А в 2005-м здесь ещё можно было увидеть светофоры, правда, уже не действующие.


25. 2007-й год. Хорошо видно как быстро природа отвоёвывает свои владения у человека, если пустить всё на самотёк.


26. Февраль 2012-го. Как говорится, результат налицо.


27. А это ещё кадр из 2005-го, вид от 5-й Магистральной улицы, оба светофора уже не действовали, но ветвь ещё была более-менее ухоженной.


28. А спустя 1,5 года её уже было трудно разглядеть в буйстве зелени.


29. Этот светофор у переезда не работал уже в 2004-м. Примерно тогда же перестала использоваться ветвь дальше хладокомбината.


30. Осенью 2004-го уже стали деревца подрастать, хотя по косвенным признакам, совсем от ветви тогда ещё не отказались. Но об этом чуть позже.


31. 2007-й год, о наличии железной дороги напоминает только светофор, полотно уже скрывает растительность.


32. Впрочем, ранней весной 2008-го, когда природа только начинала пробуждаться от зимнего сна, полотно явило себя прохожим, спешащим по сократу к/от метро.


33. Летом 2010-го даже светофор было уже едва видно.


34. Но он стоял до самого конца. Февраль 2012-го.


35. Вид в сторону Пресни.


36. Ну и наконец подходим к "переезду" через 5-ю Магистральную улицу. В 2004-м году здесь всё было ещё ухожено. Собственно переездом это назвать было весьма трудно, потому что рельсы наглухо перекрывали улицу. Здесь был только пешеходный переход. А от тех, кто захочет рискнуть перескочить пути на авто были врыты металлические столбики.


37. Взгляд назад. 2005-й год.


38. Тропинка к метро вдоль ветки пользовалась немалым спросом.


39. Хладокомбинат, ракушки, парковка и фонарик из детства, сейчас встретить такие уже весьма затруднительно.


40. Привет из лихих 90-х?


41. 2007-й год. Судя по отсутствию зарослей в середине, когда убрали столбики и ветка окончательно перестала действовать через неё-таки стали ездить всякие любители экстрима, не жалея подвески своих авто.


42. 2010-й год.


43.


44. И ещё планчик 2010-го года с Яндекс.Панорам.


45. Февраль 2012-го. Скоро этот своеобразный "переезд" будет ликвидирован.


46.


47. Осень 2012-го. "Переезда" больше нет.


48. Наши дни. Январь 2019-го. Вот здесь он был. Гаражик справа сохранился.


49. А справа в направлении 2-й Магистральной улицы в 2010-м ещё пересекал проезжую часть неиспользуемый подъездной путь к складам.


50. Сейчас здесь о нём, в общем-то, ничего не напоминает.


51. Только дальние ворота, перед которыми он раздваивался и заходил на территорию.


52. А в 2005-м году было вот так.


53. Этот путь шёл в сторону Ходынского поля параллельно главному пути ветви.


54.


55. 2007-й год. Вид с главного пути.


56. А в 2010-м их и разглядеть было трудно.


57. Правда только летом, а зимой их было видно. Февраль 2012-го. Главный путь ветви в сторону Ходынки.


58. И путь со складов.


59.


60. Переезд через этот путь тогда тоже ещё существовал.


61.


62.


63. С ликвидацией переезда осенью 2012-го этот маленький кусочек ветви оказался отрезан со всех сторон.


64. Чуть впереди по направлению к Ходынке пути сходились.


65.


66.


67. Взгляд назад. Между путями успела вырасти небольшая рощица.


68. Главный путь. Как сказал бы ослик Иа-Иа: "Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище".


69. Ныне от ветки не осталось и следа. Расположение путей угадывается лишь по рощице.


70. Ну, а дальше была стрелка, где они сходились. Март 2004-го года. Как раз тогда началась ликвидация ветви далее в сторону Ходынского поля.


71.


72. Впереди уже виднеется строительная техника. Осень 2004-го.


73. Но эта стрелка в итоге пережила участок от Хорошёвки до Октябрьских казарм и авиазавода почти на 10 лет. Осень 2005-го.


74. Как только перестали использовать, так сразу всё и захламили.


75. Несколько видов в сторону складов (влево) и Пресни (вправо).


76.


77.


78.


79. Ветвь продолжалась дальше в сторону Хорошёвки ещё столько, чтобы со складов мог выехать локомотив с парой-тройкой вагонов и задним ходом уехать на Пресню.


80. А в 2007-м здесь уже точно ничего не ходило, вся жизнь была сосредоточена в бухающей в этом тихом месте гопоте.


81. 2008-й год, вид в сторону складов и Пресни.


82. А к 2010-му всё так заросло, что даже и гопники перестали здесь собираться. Вид в сторону Хорошёвского шоссе.


83. И в сторону Пресни.


84. Февраль 2012-го, стрелка едва угадывается под снегом.


85. Ветвь совсем заросла.


86. Осень 2012-го.


87.


88. А ещё в 2004-м здесь всё было совсем иначе. Собственно, учитывая, что ветвь обрезали именно так, оставив пространство для разворота локомотива с вагонами со складов, видимо, предполагалось, что склады будут её использовать. Но использовали ли - точно неизвестно, ибо свидетельств я так и не нашёл.


89. В 2005-м тупиковый путь уже успел подзарасти.


90. И вот здесь он упирался в насыпь, над которым поставили гаражи и стоянку.


91. Так и существовал он вплоть до 2012-го года. Вероятно, что и сейчас там в зарослях есть какие-то следы этой некогда одной из крупнейших промышленных веток Москвы.


92. Дальше путь шёл здесь вдоль 2-го Хорошёвского проезда. Осень 2005-го года.


93. Тогда как раз клали коммуникации к новой застройке Ходынского поля.


94. А в 2007-м здесь уже была парковка.


95. А ещё недавно, в 2004-м году здесь ещё лежали шпалы, ветвь только-только начали разбирать. В будке дежурного к тому моменту уже жили бомжи.


96. Переезд ещё на месте, но никогда уже здесь не прозвучит тепловозный гудок.


97. Погашенные навсегда светофоры переезда и знак ж/д переезда. Сколько же тогда ещё отечественных машин по дорогам ездило!


98. Осень 2004-го года.


99. В 2005-м ж/д светофоров уже не было, а от пути остался лишь шрам на проезжей части.


Из воспоминаний о ветви, найденных на просторах интернета (2003-й год, орфография сохранена):

---Переезд на 4-й Магистральной улице. Световая сигнализация с мигающими белыми огнями и знаками пересечения с однопуткой. Заколоченный кирпичный домик дежурного. За переездом стрелка - ответвление влево в заводские ворота - сюда переведена стрелка и рельсы начищены. Уходящий на Ходынку между двумя заводами путь ржавый, но не заросший. Справа вдоль линии - хорошо натоптанная тропинка. По обе стороны переезда горящие красным светофоры; “С/2” в сторону Окружной и “С/1” в сторону 5-й Магистральной и на Ходынку. Еще один неработающий “С/2” в сторону завода стоит у заводских ворот.
С другой стороны переезда ветка по левой дуге уходит к Окружной вдоль гаражей, параллельно которым идет грунтовка ---)
Таким образом летом 2003г еще было движение до ворот за 4-й Магистральной. Дальше - ржа. Но кустарника не было.

(---Пересечение с Хорошевским шоссе в одном уровне, за ним слева у пути(на Ходынку) горящий красным двухлинзовый светофор с табличкой “С/2”(С оторвана). Метров через 100 к северо-востоку путь перегорожен съемным строительным забором, свалены трубы большого диаметра, перед забором путь на коротком участке полностью засыпан землей. За забором слева у пути (на Ходынку) неработающий и ржавый мачтовый двухлинзовый светофор.
С другой стороны переезда кирпичный домик дежурного с односкатной крышей, на высоком фундаменте и с перилами из труб. Рядом с ним опять-же горящий красным двухлинзовый светофор “С/1” в сторону Окружной. Далее покрытые ржавчиной рельсы на деревянных шпалах идут параллельно 2-му Хорошевскому проезду в мелкой выемке, их пересекают пешеходные дорожки с лесенками на “насыпь”. В колее уже выросла мелкая поросль кустарника…

100. Февраль 2012-го. Здесь была железная дорога.


101. А здесь был переезд. Но теперь впереди не сортировочная станция, а улица Маргелова. И новые жители Ходынки, которые ездят по ней, в большинстве своём даже не подозревают, что раньше здесь весело гудели тепловозы.


Спасибо за внимание!
Продолжение следует...

железная дорога, история Хорошевки, фото района, МЦК, Ходынка

Previous post Next post
Up