"Город Зеро" - сталинская Ходынка, которой не было

Sep 29, 2015 00:57



"- Я вас пятый раз умоляю! Покажите план аэродрома!
- Этого вы от меня не добьетесь, гражданин Гадюкин!"
(Виктор Драгунский. Денискины рассказы.)

На портале Retromap недавно выложена новая, крайне редкая и труднодоступная карта города: "План Москвы по материалам Геоконторы, 1935 год".

Взглянув на родные края на этом плане, хорошевцы будут потрясены.

На своих привычных местах - Хорошевское шоссе (тогда только что переименованное из Воскресенского), Беговая улица с Боткинской больницей и стадионом Юных Пионеров, Ленинградский проспект (тогда - шоссе), полоса отвода окружной железной дороги, посёлок Сокол, храм во Всехсвятском, и даже маленькая Песчаная улица и Чапаевский переулок (тогда - Гимназический проезд).

ОДНАКО...
На месте Ходынского поля - Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе, военных частей вокруг него (включая старый пехотный лагерь - нынешние улицы Зорге, Куусинена и проезд Березовой Рощи) и промышленных зон с известными ныне авиастроительными предприятиями, которые в большинстве своём уже существовали к 1935 году - раскинулась неведомая и незнакомая страна...

Два лесопарковых массива, один из которых - могучий, с главной аллеей и поперечными просеками. Прорисован сложный пригородный ландшафт - поля, луга, перелески, пруд, причудливая сеть полевых дорог, бугры, рвы и канавы, территории небольших предприятий, усадьбы и отдельные здания. Изменился и макрорельеф. Русло верховьев Ходынки причудливой петлёй изогнулось к югу и глубоко врезалось в поверхность - да что вы, какие аэродромы могут быть в таком месте...

Откуда же всё это взялось там тогда, в 1935-ом?
Ещё недавно, в 1931 году, в Москве была в свободной продаже последняя открытая сравнительно крупномасштабная (500 м) карта города и его окрестностей. Там (вероятно, для отвода вражеских глаз?) было изображено некое "Ходынское поле" с нарисованным самолётиком, оставшаяся с царских времён планировка пехотного лагеря, и железнодорожные ветки, ведущие к каким-то заводам.

Сравнить две карты можно по ссылке.

Итак, теперь здесь, на СЕКРЕТНОМ плане 1935 года, только для своих, видимо, было раскрыто истинное положение дел...?

[Или нет? Ответ под спойлером]НА САМОМ ДЕЛЕ:
Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе на Ходынском поле (ранее, в 1923-1926 годах носивший имя Льва Давидовича Троцкого) в 1935 году готовился к важнейшему этапу своего 93-летнего существования - реконструкции со строительством первой капитальной бетонной взлётно-посадочной полосы. Она завершилась в 1937 году.
Также вблизи аэродрома были постепенно построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы.

Знал ли об этом "супостат"? Или мероприятия по обману самих себя даже на секретных картах в советские годы были действительно необходимы, и давали ожидаемый эффект - тайну удавалось сохранить?

Ещё в ноябре 1931 года на Центральном аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала (ныне это Объединённый штаб Организации Договора о коллективной безопасности - ОДКБ, Ленинградский просп., 41 к.1).
С тех пор не только регулярные загранрейсы, но и все зарубежные делегации, прибывавшие в столицу СССР, совершали посадки и взлёты на этом аэродроме (кроме периода строительства бетонной ВПП в 1936-37 гг.).
В 1930-е годы на него много раз садились немецкие лётчики люфтваффе, обслуживающие пассажирскую авиалинию Берлин - Москва. Неоднократно в предгрозовые годы с очередным визитом прилетал Риббентроп на переговоры со Сталиным.

Чуть позже Ходынка видела и других государственных деятелей высшего ранга: премьер-министра Уинстона Черчилля, министра иностранных дел Великобритании Энтони Идена, личного представителя президента США господина Г. Гопкинса и главу правительства «Сражающейся Франции» генерала Шарля де Голля (много интересных деталей - здесь - САМЫЙ СЕКРЕТНЫЙ АЭРОДРОМ).

Это продолжалось до послевоенного ноября 1945 года, когда Московский центральный аэропорт ГВФ был переведен с аэродрома ВВС им. М. В. Фрунзе (Ходынка) во Внуково.

Было ли расположение аэродрома на Ходынке секретом для широких народных масс Страны Советов?
Уже в 1938 году к "засекреченному" аэропорту была подведена линия метро с одноимённой станцией.
Думаю, это можно считать ответом.

Между тем, конфигурация этой "волшебной страны" не была придумана случайным образом, только для этой карты. Она повторялась в деталях на многих картах и планах, изданных в 30-е и военные годы.
В отличие от Швамбрании и других "стран, которых нет на карте" (см. творчество Льва Кассиля),
она на картах как раз наглядно присутствовала.

После войны "волшебную страну" на советских СЕКРЕТНЫХ картах сменило чистое поле. Травка.
Здесь можно сравнить, справа план 1935-го года, а слева - 1952-го.

А враги - сильно удивлялись.
Вот немецкая аэрофотосъёмка 1942 года.
А вот снимок с американского спутника - шпиона, 1966 года.

Но вот рухнул Советский Союз, и наступили "светлые" ранние постсоветские времена. Период свободы, всеобщей открытости, мира, дружбы и жвачки.
К середине 90-х годов было уже 30 лет, как из космоса стало можно разглядеть не только чужие аэродромы, не только самолёты на них, но и номера на их крыльях.
Так взглянем же на напечатанный в 1996 году в Москве спутниковый снимок города - может быть, на нём, НАКОНЕЦ, виден заслуженный исторический аэродром, которому осталось дожить всего семь лет до закрытия?

Увы.
Травка. Зелёная травка. Коровки, коровки... лужок.
Previous post Next post
Up