История из жизни курдов Иване и Захария Мхаргрдзели

Aug 19, 2011 13:57

Во времена царствования царицы Тамары[1] произошёл один из важнейших религиозных конфликтов между грузинами и армянами. Первые придворные царицы Тамары - Иване и Захария Мхаргрдзели (с груз.: «მხრები» - плечи; «გრძელი» - длинное; отсюда «Мхаргрдзели» означает «длинноплечие») были монофизитами. [Династия Мхаргрдзели, как нам известно, происходила из Вавилона, Мхаргрдзели были курдами, и после прибытия Иване и Захарии в Грузинское Царство, они были удостоены повышения].

Однажды, после Божественной Литургии, Захария захотел съесть просфору, но [Православный] Католикос Иоанн не позволил ему этого сделать. Разгневавшись, Захария ответил: «Я - военный, и законов Божьих не знаю, поэтому я призову людей ведающих, которые смогут ответить тебе так, что тебе станет стыдно». Католикос Иоанн же ответил: «Да будет воля Христа и Девы Марии, которые обличат тех, кто хулит и оскорбляет веру святую». Захария послал человека к своему [монофизитскому] Католикосу с просьбой, дабы он прибыл со священниками и принял участие в вероучительном споре.

Через некоторое время прибыл Ванский Католикос со своими сторонниками, готовый к разбирательствам. По одну сторону сидели царица Тамара с Давидом и с выдающимися личностями Грузии, а по другую сторону - братья Захария и Иване Мхаргрдзели, а также армянский Католикос со священниками. Войдя, Католикос Иоанн произнес Псалом: «Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал» (7:7), а цари привстали на ноги свои и с благоговением усадили его рядом с собой. Поприветствовав друг друга, они начали говорить о вероисповедании армян, рассуждая и рассматривая в деталях их учение. Католикос Иоанн мудро и разумно истолковывал вопросы веры, поучая их, но они доказывали свое. И так этот спор продлился до вечера.

Тогда Католикос Иоанн исполнился Духом Святым, и, положившись на веру истинную, произнес слова, страшные для слуха: «Если истина в вашей вере, то хлеб, используемый вами во время Богослужения, должен претвориться в Тело Христово, а если же истина в нашей вере, то хлеб, используемый нами, во время святой Литургии претворится в Плоть Христа. Для того чтобы истина восторжествовала, каждый из нас должен проявить свою правду: в течение трех дней не будем кормить собак, а ночи будем проводить в молитве и бдении, и на третий день совершим бескровную Жертву, и Агнца вынесем на съедение собакам, и те Дары, которые будут съедены собаками, являются ложными». Услышав это, цари и народ взволновались и сказали Католикосу: «То, что ты произнес - слышать страшно, и кто позволит сделать это?» Католикос ответил: «Это дело я не по своему желанию делаю, а с Христовой надеждою, дабы показал Он всем, чья вера истинная и чью Жертву Господь принимает, и в чьи руки даёт Агнец Божий заклать Себя, то есть, кто ест Плоть Его и пьёт Кровь Его; исповедующим православную веру будет явлена истина. Господи, посодействуй нам!» Услышав речь Католикоса, удивленные царица и народ согласились.

Была пятница. Они начали бодрствовать и два дня и две ночи провели в молитве: с одной стороны царица, Католикос и свод священства, а с другой стороны армяне и братья Мхаргрдзели. На воскресной Божественной Литургии [Католикос Иоанн] принёс бескровную Жертву, взял в свои руки православное жертвоприношение - Агнца Божьего - и произнес молитву, которую окончил следующими словами: «Господи, в Твоих руках вера грузинов, наша религия, не прикоснувшись и не приблизившись, защити Плоть Твою нами отслуженную; Ты прими Жертву и покажи народу сему истину Твою и брось братьев армян наших в чувство раскаяния». И когда завершил, он вынес бескровную Жертву и положил Её перед собакой. Увидев благословлённый Хлеб, собака как только приблизилась и увидела то, к чему невозможно было ей притронуться (то есть к Святое Святых), не притронулась, и, испугавшись, с воплем, убежала.

После этого, привели вторую собаку и поставили перед ней армянскую жертву, и она тотчас же съела её. Когда царица и народ увидели это чудо, то возрадовались радостью великой и сказали: «Велик Ты, Господи, и поразительны деяния Твои!» И произнесли 128 Псалом [Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль: много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых. Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион! Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает, которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей; и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»], в то время как армянский Католикос и книжники, постыдившись, обернулись назад и ушли. Иван Мхаргрдзели сразу же уверовал в православие и крестился от руки Католикоса Иоанна. Вместе с ним крестилось множество армян, а Захария хоть и сказал: «Знаю, что правая вера - у грузин», но он не присоединился к православию, а остался в монофизитстве.

[1] Житие Святой и Благоверной Царицы Тамары, автор-составитель - Тинатин Мчедлишвилиг. Тбилиси 2011 г. , с. 29-31.

Перевод с грузинского Серафима Маамди и Нино Мамудовой.

монофизиты, Курды и Православие

Previous post Next post
Up