С 11 по 13 ноября 2015 года я находился в Тугулымском городском округе, самом восточном муниципалитете Свердловской области. Его особое расположение подтверждается не только расстояниями до Екатеринбурга и Тюмени, но и тем, что именно здесь находится историческая граница России и Сибири (
Тугулымские истории. Где Россия прирастает Сибирью?).
Удивительно, что прямого автобусного сообщения с областным центром у жителей округа нет, проходящая электричка (Тюмень-Екатеринбург), ежедневно готова доставить в Екатеринбург к 21-00 (7323/6703 Тюмень - Ощепково - Екатеринбург-Пасс.), обратный рейс (7254/6186 Екатеринбург-Пасс. - Ощепково - Войновка) отправляется из Екатеринбурга в 12 часов дня. Создается такое впечатление, что жителей округа ждут в Екатеринбурге на ночь, так как такой график и вынуждает для любых дел в городе искать ночлег. Это касается не только студентов, которые путешествуют в институты, но и граждан, которые, например, направляются в больницы, при том с детьми, областного центра на консультацию или лечение. Очень неудобное транспортное сообщение как бы наталкивает жителей городского округа на необходимость искать возможности учиться и лечиться в соседней, Тюменской области.
Думаю, что именно эта транспортная удаленность от Екатеринбурга сближает их с соседним регионом, который, не в пример Свердловской области, всегда готов принять тугулымцев...
Туристы, как я понял, в этот муниципалитет не ездят, вроде как и смотреть нечего, да и кто, кроме очередной делегации партийных функционеров, рассчитывающих на немногочисленные голоса местных избирателей, сюда приедет для знакомства с местными условиями жизни. Численность городского округа перевалила за 21 тысячу, хотя еще не так давно она была больше... Население стареет, молодежь мигрирует в Тюмень, реже в Екатеринбург или соседние городские округа.
Конечно, партийные боссы несутся по трассе Екатеринбург-Тюмень и за 4.5-5 часов прибывают в пгт Тугулым, без личного или служебного путешествовать сюда очень неудобно...
Не то что отсутствие туристического потока, а простого стабильного количества приезжих формирует и местный сервис (гостиницы и кафе).
Несколько слов о гостинице. Гостиница "Малахит":
- сайта нет,
- расположена на центральной площади города,
- номера многоместные,
- туалет и душевая одни на несколько номеров,
- питание в стоимость номера не входит.
Суточное пребывание, с оплатой всего трехместного номера, мне обходилось в 1600 рублей. Оплата только наличными, банковские карточки не принимаются.
Питание.
В первый же день я смог воспользоваться услугами кафе, которое расположено на первом этаже здания, где находится гостиница и носит такое же название - "Малахит". Средний обеденный чек соответствует екатеринбургским расценкам, однако порционный выход блюд существенно больше...
Интересно, что при графике работы с 9 до 17, в 15 часов готовых блюд в кафе уже нет и заказать их нельзя.
Об объектах культурного наследия (ОКН).
Во многих интернет-источниках об истории Тугулыма указывается на дом, где по дороге в Сибирь останавливались декабристы (ул.Ленина, 22), например,
http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?postid=1640&f=p&q=false&q2=false&index=true&plus=true. Могу констатировать, что дома уже нет, он снесен. Так, что этот несостоявшийся ОКН никому больше об этом событии не напоминает...
Интернет и сотовая связь. Во время своей поездки по территории городского округа выяснил, что не только у меня проблемы с МТС. Далеко не везде берут и другие сотовые операторы. Что же касается интернета, то этой услуги у МТС здесь добиться не получилось... И о какой цивилизации может идти речь, если простой связи нет?
Несколько слов о том, какую туристическую особенность муниципалитета, на мой взгляд, жители Тугулымского городского округа не заметили.
Конечно, говорить о значительном туристическом потоке из Екатеринбурга тяжело, но близлежащие города и Тюмень, на мой взгляд, проявили бы к Тугулыму больше внимания, если бы он стал центром восстановления истории Сибирского тракта, по которому в период с 1745 по 1917 год более 200 000 каторжан из европейской части России были высланы в Сибирь. Для этого у округа есть все: история, возможность проводить археологические экспедиции по старому Сибирскому тракту, а также тот знак, о котором я уже рассказывал в своем посте. Что мешает? И речь не столько о краеведческом музее, нужно на эту тему взглянуть чуть шире... Это не просто краеведческая тема, а общеисторическая. Как здесь не вспомнить единственный в России Дебёсский музей Сибирского тракта (Удмуртская Республика -
http://debesymuseum.ru/,
http://www.culture.ru/institutes/11391/debesskiy-muzey-istorii-sibirskogo-trakta), он не только единственный, но и рассказывает об определенной части Сибирского тракта. Если учесть, что в находящихся рядом муниципалитетах много объектов, связанных с историей этой транспортной артерии России, то можно было бы создать целый туристический кластер... Может это похоже на фантазию, но при создании этого или другого туристического тренда, даже в такой, брошенный туристами уголок, можно привлечь путешественников...
Может тогда, в Тугулыме и появятся нормальная гостиница, нормальный общепит... Все зависит от спроса!
Мои посты о Тугулыме:
Тугулымские истории. Где Россия прирастает Сибирью? Общественный совет при ОМВД России по Тугулымскому району вооружен и небесполезен! Ветераны ОМВД России по Тугулымскому району убили трех зайцев!
Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/11/blog-post_14.html