80 лет, как не стало... Гибель советского авиагиганта...

May 30, 2015 23:23


18 мая 1935 года разбился советский АНТ-20 «Максим Горький» - самый большой самолет 30-х годов. Создание громадного чудо-самолета приурочили к юбилею писательской деятельности Максима Горького. Во время демонстрационного полета, выполняя «мертвую петлю», в крыло гиганта врезался истребитель И-5, сопровождавший «Максима Горького». Оба самолета рухнули на землю. Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в небе над Москвой. Погибли летчик-испытатель Н. П. Благин, управлявший истребителем, оба пилота «Максима Горького», 9 членов экипажа и 33 пассажира, среди которых были сотрудники ЦАГИ и их семьи, включая 7 детей.
С идеей создания выдающегося самолета в честь главного пролетарского писателя выступил в 1932 году «Первый журналист СССР», любимец Сталина, Михаил Кольцов. Он предложил организовать всесоюзный сбор средств: о самом большом самолете в мире советским гражданам было объявлено по радио. С призывом поддержать идею выступила также газета «Правда». За один год было собрано 6 миллионов рублей - в эти годы в СССР увлекались авиацией, а Горький действительно был любим народом.

К работе над гигантской машиной приступил конструктор А.Н.Туполев, имевший успешный опыт в проектировании тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Кроме КБ Туполева над чудо-самолетом работало множество промышленных и научных организаций. Главным предназначением АНТ-20 должна была стать агитационная деятельность, своими размерами и техническим совершенством самолет должен был доказывать выдающиеся научные и авиационные успехи Советского Союза под мудрым руководством Сталина. Кроме того, АНТ-20 мог использоваться и как грузовой самолет, и как пассажирский, включая вариант «люкс» для перевозки высшего партийного руководства. По некоторым сведениям, обсуждался и проект бомбардировщика с серьезным вооружением.



АНТ-20 над Красной площадью

Конструкция «Максима Горького» разрабатывалась на основе незаконченного проекта громадного бомбардировщика ТБ-4, который посчитали слишком медленным для военных целей. АНТ-20 с размахом крыла 63 метра оснастили восемью моторами мощностью по 750 л. с. Как и все «туполевские» самолеты он был сделан из дюралюминия. Благодаря огромным размерам, на борту «Максима Горького» могли разместиться 72 пассажира. Самолет обслуживали 10 членов экипажа. Ни один воздушный борт того времени не мог похвастаться тем же. Пассажиры могли также находиться в центральной части крыла толщиной до двух метров. Кроме того, в крыльях были сделаны проходы, обеспечивавшие членам экипажа, в случае необходимости, доступ к двигателям. На борту «Максима Горького» была установлена фотолаборатория, телефонная станция на 16 номеров, типография, способная напечатать около 10 тысяч листовок за час полета, громкоговоритель, распространяющий звук на 10 км2, и киноустановка для трансляции фильмов прямо на аэродроме. Предполагалось, что облака можно будет использовать как громадный экран, проецируя на них изображения во время полета. Для обеспечения работы такого оборудования на борту потребовалось устроить небольшую специальную электростанцию. Кроме того, впервые пассажирский самолет был оборудован автопилотом отечественной сборки. Для повышенного комфорта в пассажирской секции на 100 м2 были размещены просторные кресла и журнальные столики с настольными лампами. Имелось несколько спальных отсеков, библиотека, буфет.



Окончательная сборка необычного самолета состоялась в начале 1934 года на Центральном московском аэродроме на Ходынском поле. Части АНТ-20 были доставлены с Воронежского авиазавода. Впервые чудо-самолет взлетел 17 июня 1934 года. Полет продолжался в течение 35 минут. Управлял машиной летчик-испытатель Михаил Громов. Спустя несколько дней «Максима Горького» уже лицезрели с Красной площади. Самолет пролетел в сопровождении нескольких истребителей. За его полетом наблюдали сам Сталин, другие партийный деятели и писатель Максим Горький.
В начале 1935 года в Москву приехал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Ему посчастливилось полетать на этом самолете, но правда только в качестве пассажира. Иностранная делегация из Франции, состоящая из военных и журналистов, были особенно изумлены полом из стекла в некоторых каютах и возможностями самолета. История о самолете-гиганте быстро облетела весь мир.
В мае 1935 года в полет над столицей должны были отправиться те люди, благодаря которым и был создан «Максим Горький». Это был своеобразный подарок людям, создавшим необыкновенную машину. К сожалению, путешествие оказалось роковым. В самолете оказалось 38 человек. Это были сотрудники ЦАГИ и члены их семей. Управлял самолетом экипаж из девяти человек. «Максима Горького» всегда сопровождало несколько самолетов. Не стал исключением и этот полет. Рядом от гигантского самолета летел летчик Николай Благин, который имел пятнадцатилетний стаж. На высоте около 700 метров при выполнении фигуры пилотажа его биплан И-5 врезался в крыло небесного исполина. В результате столкновения «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе. Через некоторое время он взорвался и упал на землю в районе «поселка художников “Сокол”.



За несколько секунд до катастрофы

Всю вину за катастрофу возложили на Николая Благина, «Воздушного хулигана», самовольно выполнившего фигуры пилотажа в опасной близости от «Максима Горького». По словам очевидца событий, коллеги Благина, летчика Григория Малиновского, Николай Благин, дисциплинированный и ответственный, опытный летчик с прекрасной репутацией, никогда бы не стал выполнять небезопасные фигуры по своей инициативе, рискуя жизнями такого количества пассажиров на «Максиме Горьком». Возможно, летчику было поручено совершить петлю в целях рекламы, ведь для полета пригласили кинохронику.

Существует и другая версия трагедии: якобы, Благин, сын полковника царской армии, намеренно врезался в самолет, отправив перед катастрофой письмо редактору русскоязычной эмиграционной газеты «Меч» в Варшаве, которое содержало антиправительственные лозунги и признания намеренно лишить жизни людей, имеющих отношение к созданию «Максима Горького». Позднее это письмо не прошло проверку на подлинность, Благин вместе с другими погибшими был похоронен на Новодевичьем кладбище. Всем семьям погибшим выплатили денежную компенсацию и назначили повышенную пенсию.



Использованы фото и сведения из публикации - http://smartnews.ru/articles/17740.html

Некоторые мои посты на исторические темы:
Славянская письменность и культура. Исторический дискурс в 20 век.
Из истории религиозной эмиграции из России...
И планов громадье! Научные мечты, которым в СССР не суждено было осуществиться...
Какие прозвища дали русским и россиянам другие народы... Этнофолизмы современности.
Антисоветские плакаты моджахедов...
Плакаты перестройки... На злобу дня 30-летней давности...
Свердловск-Екатеринбург. Голос Победы в бункере... Или вакуум нашей памяти
Метаморфозы поствоенного сознания. Еще раз об итогах Великой Отечественной войны...
Навстречу 80-летию первого метрополитена в России (фото)
О подлинности останков царской семьи, найденных под Екатеринбургом. Зачем нужна эксгумация?
Сотрудник КГБ у власти: 15 лет и 15 месяцев.

Оригинал на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/05/80.html




Россия, История

Previous post Next post
Up