Расцвет и упадок Сан-Донато. «Acta non verba» (Делами, а не словами)

Nov 03, 2013 13:22

Географические названия и история бывают сплетены невообразимым образом. Яркий пример вилла Сан-Донато (Флоренция, Италия) и железнодорожная станция с таким-же названием Свердловской железной дороги (Нижний Тагил).

Оба географические местности связаны с родом Демидовых.

Сан-Донато. Флоренция.

Первым из Демидовых, появившихся в столице Тосканы, был Николай Никитич Демидов, правнук знаменитого Никиты Демидовича Антюфеева, сподвижника Петра I, сделавшего при царе-новаторе огромное состояние. Сын последнего Акинфий продолжал дело отца и в 1726 году вместе с братьями и нисходящим потомством был возведен во дворянство по Нижнему Новгороду.

Третье поколение Демидовых уже было интеллектуалами. Никита Акинфиевич покровительствовал ученым и художникам, состоял в переписке с Вольтером, а в 1799 году учредил при Академии художеств премию-медаль «За успехи в механике».



Интересующий нас Николай Никитич предпочел предпринимательству военную и дипломатическую карьеру. Начав службу адъютантом при князе Потемкине во время Второй турецкой войны, он в 1815 году переселился во Флоренцию, заняв должность русского посланника при Тосканском дворе.

В городе на реке Арно, где он умер в 1828 году, Николай Никитич составил богатейшую картинную галерею. Он с удовольствием заказывал известным художникам собственные портреты и портреты членов своей семьи. Изображения Николая Демидова принадлежат итальянскому художнику Карло Морелли и великому скульптору Антонио Канове. Портрет жены князя Елизаветы Александровны был заказан любимому портретисту Наполеона Роберту Лефевру. Причем, художник получил за эту работу такую сумму, которая позволила ему несколько лет жить безбедно.

Уже здесь невольно напрашиваются параллели с Лоренцо Великолепным, вышедшим из семьи банкиров и употребившим огромное состояние на поддержку искусства. Однако подлинным последователем Медичи стал сын Николая Демидова Анатолий Николаевич. Проживая в основном за границей и лишь изредка приезжая в Россию, он щедро, как и его предки, покровительствовал ученым и художникам. В 1837 году на его средства была снаряжена экспедиция в Южную Россию. Он же дал средства на путешествие по России и Тоскане французского художника Дюрана, издавшего затем в Париже альбомы видов.

Анатолий Николаевич обогатил ценнейшую коллекцию картин и скульптур, собранную его предками, которая ныне рассыпана между Италией и Россией. Он дружил со многими художниками, был заказчиком Эжена Делакруа, однако он по-настоящему вписал свое имя золотыми буквами в историю русского искусства благодаря тому факту, что покровительствовал Карлу Брюллову, с которым познакомился в 1827 году в Неаполе.

Анатолий Демидов стал заказчиком знаменитой картины «Последний день Помпеи», удостоившейся оглушительного успеха в Италии и позже выставлявшейся в парижском Лувре.



Создал Брюллов портреты и самого Анатолия Николаевича. Дошедшая до наших дней переписка между великим русским художником и его меценатом показывает непростые отношения между творческой личностью, находящейся в постоянных поисках, и богачом, готовым платить большие деньги за заказанные им шедевры, но и ожидающим выполнения работы в срок. Однако несмотря на мелкие разногласия и недовольства, Анатолий Николаевич обладал достаточным тактом и терпением, чтобы понять «муки творчества» гениального художника, к которому относился с неизменной симпатией и уважением.

Анатолий Николаевич пустил глубокие корни во Флоренции. Еще его отец купил у монахов ордена «Святого Креста» болотистую территорию за чертой города, вблизи церкви Сан-Донато ин Польвероза, которую постепенно начал обустраивать. Возведение величественной виллы по проекту архитектора Джован-Баттисты Сильвестри началось в 1822 году и было закончено в 1831 году при Анатолии Николаевиче, который получил от Великого герцога Леопольда II титул князя Сан-Донато.

Обосновавшись на вилле, Анатолий Демидов перевез туда семейную художественную коллекцию, находившуюся до этого во дворце Серристори.

Сохранилась литография 1822 года, изображающая внешний вид виллы в неоклассическом стиле с главным зданием и двумя боковыми корпусами.



О внутреннем убранстве виллы дают представления некоторые работы художника Жана-Баптиста-Фортуна Де Фурнье 1841 года. На них можно видеть купол, расписанный Доменико Морелли, который увенчивал большой бальный салон.


Вилла была окружена великолепным парком в английском стиле. Особенно привлекали внимание визитеров большие оранжереи, известные на всю Европу, в которых росли экзотические растения, завезенные с разных континентов. В 1836 году Анатолий Демидов организовал производство шелка, для чего занялся разведением шелковых червей.

На вилле в Сан-Донато выращивались породы экзотических животных. Был на вилле свой театр, оборудованный по последнему слову техники, а также ипподром и канал, где устраивались соревнования на каноэ.

В 1841 году Анатолий Демидов породнился с семьей Бонапартов, женившись на племяннице Наполеона I Матильде. Это побудило его построить на острове Эльба виллу Сан-Мартино, где сейчас размещается музей Наполеона.

Вилла в Сан-Донато серьезно пострадала в годы Второй мировой войны. Сегодня в бывшем дворце Демидовых размещаются мастерские и склады. Часть площади перед главным входом занимают жалкие бараки, а парк застроен современными домами.

Больше повезло зданию, в котором когда-то находилась домовая церковь Демидовых. Сегодня она носит имя Церкви Христа и располагается на улице Сан-Донато. Ее большой купол напоминает купол римского Пантеона, а снаружи она украшена пронаосом в классическом стиле с четырьмя монументальными коринфскими колоннами.

Благодаря Анатолию Николаевичу во Флоренции появился памятник его отцу.


Николай Демидов был известен тем, что подарил городу основанные им детский приют и школу. Памятник, заказанный итальянскому скульптору Лоренцо Бартолини вскоре после смерти Николая Никитича, долгое время находился на вилле в Сан-Донато, а в 1871 году был установлен на набережной реки Арно. Выходя на площадь, носящую имя Демидова, под стеклянным навесом властно бросается в глаза величественный мраморный монумент, центральная группа которого, поднятая на постаменте, изображает Николая Демидова в тоге римского сенатора, прижимающего к груди сына. Женская фигура, символизирующая признательность, преподносит ему лавровый венок. Четыре статуи по углам символизируют Природу, Искусство, Милосердие и Сибирь - последняя держит на руках бога богатства Плутоса, намекая на происхождение огромного состояния этой семьи.

Помимо этого скульптурного ансамбля, украшающего городской ландшафт, следы присутствия Демидовых можно найти в крупнейшей флорентийской художественной галерее - Палаццо Питти, где этой выдающейся семье посвящен целый зал. Главным украшением его, без сомнения, является большой конный портрет Анатолия Демидова кисти Карла Брюллова. Художник создавал его на протяжении многих лет, то забрасывая работу, то, по настоятельным просьбам заказчика, возвращаясь к ней, однако некоторые историки искусства склонны считать, что портрет так и остался незаконченным и после смерти Брюллова его заканчивал другой художник.

Кроме картины Брюллова, в Демидовском зале можно увидеть другие произведения из семейной коллекции, как портреты членов семьи Бонапарта работы итальянских и английских мастеров, миниатюрную копию памятника Николаю Демидову, а также предметы мебели, из которых обращают на себя внимание великолепные малахитовые кресла и стол.



Однако самое значительное присутствие Демидовых для русских, живущих или приезжающих во Флоренцию, ощутимо, без сомнения, в русской православной церкви, расположенной на улице Льва X.

Первая передвижная церковь появилась в городе еще во времена Екатерины II, но только в конце XIX века немногочисленная русская община серьезно задумалась о строительстве здания церкви. Эту идею поддержала великая княжна Мария Николаевна, дочь Николая I, которая провела во Флоренции зиму 1873 года, а Демидовы как самая известная из аристократических семей в городе сделала значительные пожертвования.

Здесь следует сказать несколько слов еще об одной ветви этой знаменитой династии. Анатолий Николаевич Демидов не имел детей, и после его смерти титул князя Сан-Донато унаследовал его племянник Павел Павлович. Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, он служил в посольствах в Париже и Вене, а также занимал пост советника губернского правления в Каменец-Подольске и в 1871-76 годах был киевским городским головой.

Начиная с 70-х годов XIX века его судьба связана также и с Флоренцией. Павел Павлович, помня о щедрости и огромной благотворительной деятельности своих предков, занял главное положение среди русской колонии. Он подарил для новой церкви убранство домовой церкви Демидовых, находившейся на вилле в Сан-Донато.

Первый камень русской церкви во Флоренции был заложен в 1899 году, в 1902 году закончено строительство нижней «зимней» церкви (с убранством Демидовых), которая была освящена в честь Святителя Николая Чудотворца в память о домовой церкви семьи.

При виде этой небольшой церковки из красного кирпича и серого камня с чешуйчатыми куполами и сияющими на солнце золотыми крестами посреди пустынной улицы, застроенной типичными итальянскими домами, невольно сжимается сердце - так она напоминает в миниатюре иными своими чертами и московский храм Василия Блаженного, и петербургский «Спас на крови». С последним ее роднит то, что архитектор Преображенский увенчал стены кокошниками, в которых изображены крылатые серафимы, по подобию тех, которые сделал для петербургской церкви Виктор Васнецов.

Верхняя «летняя» церковь освящена в честь Рождества Христова в память о первой передвижной церкви во Флоренции. Здесь привлекает внимание великолепная входная дверь в храм, вырезанная из орехового дерева, также происходящая из домовой церкви Демидовых. Она была сделана в ателье братьев Барбетти и состоит из двадцати барельефов, иллюстрирующих Ветхий Завет.

После смерти Павла Павловича его вдова Елена Трубецкая сделала значительные пожертвования в церковную казну, а их дочь Мария, в замужестве княгиня Абамелек-Лазарева, вместе с графиней Родоканаки-Ралли финансировала постройку жилья для клера, расположенную в саду.



Во время второй мировой войны вилла Сан-Донато была разорена квартировавшими в ней немцами. После войны вилла отошла к флорентийской администрации, и вскоре рядом с ней вырос новый городской квартал. Ныне можно увидеть только сильно обезображенный усадебный дом, в котором размещаются склады и коммунальные квартиры, обветшавшие здания Одеона (театра) и домашней церкви, а также парадные ворота, давно утратившие свою былую роскошь. Напоминанием о погибшей усадьбе служат названия главных улиц нового квартала, расположенного на территории парка: виа Сан-Донато и виа делла Вилла Демидофф.

Сан-Донато. Нижний Тагил.

Станция же "Сан-Донато" появилась в 1878 году, когда была запущена Уральская горнозаводская железная дорога, она соединяла рудники и заводы. На нее выходили пути, соединяющие Высокогорский и Меднорудянский рудники, Нижнетагильский и Выйский заводы. В начале XX века в железоделательной промышыленности Урала разразился кризис. Одним из мероприятий по выводу из него было превращение Сан-Донато в узловую станцию, куда перенесли основной склад продукции заводов. Через неё же связали построенную в 1908-1911 гг Алапаевскую (Салдинскую) железнодорожную ветку, напрямую соединившую Салдинские заводы с промышленными предприятиями Нижнего Тагила.



Геологические исследования начала 20-го века, которые здесь проводились с 1911 по 1919 годы, позволили в
1924 году утверждать о наличие здесь рудного месторождения, которое получило название рудник имени III Интернационала, потом это название перешло и на посёлок. 1927 год является начальной точкой отсчёта промышленного запуска рудника, в августе рудник заработал и на гора выдал первые килограммы медной руды. Постепенно название рудника перекачивало на название поселка, который так и называется "Рудник III Интернационала", в простонародье - "Рудник".




Со станцией "Сан-Донато" связано еще одно событие, в 1936 году, в своём служебном вагоне, был арестован Юрий Пятаков, соратник Николая Бухарина, а на тот момент бывший первым заместителем наркома тяжелой промышленности СССР товарища Серго Орджоникидзе. После пыток в коммунистических застенках он полностью признал свою вину и через несколько месяцев был расстрелян.

В 1941-1945 годах Рудник был награжден орденом Трудового Красного Знамени, кроме того, неоднократно добивался звания "Лучший рудник СССР" и получил переходящее Красное знамя ГКО.

В войну рядом с Тагилом гостеприимно открыл свои двери для военнопленных концлагерь № 153. Одно из его отделений находилось на станции Сан-Донато, второе на Руднике. До 1948 года почти 70% подземных рабочих шахт составляли военнопленные и заключенные.

На кладбище «Рудник» целых три мемориала на месте захоронения военнопленных. Два находятся на центральной аллее, в самом её конце. Это памятник японским военнопленным (Западные демократии воевали с Японией в течении всей Второй Мировой, СССР объявило ей войну в 1945. После войны западные страны помогли поверженной стране, СССР же в течении почти десяти лет использовало военнопленных в качестве рабов на стройках социализма.) и ограда, в которой расположен мемориал венграм и немцам.







В середине 50-х годов Рудник был закрыт, а в середине 80-х было снесено здание вокзала.

Микрорайон Нижнего Тагила "Рудник III Интернационала" сейчас живет своей особой жизнью, но, как говорят, это совсем другая история...







Два совершенно разные Сан-Донато. Создание обоих связано с родом Демидовых. Расцвет первого связан с его меценатством, второе - с трудом. Но оба оказались неудел со второй половины 20-го века. Оба микрорайона влачат бедное существование...

Фото и информация:
http://www.svoboda.org/content/article/389336.html,
http://bigcitybuzz.ru/2011/04/san-donato/,
http://www.mecenat-and-world.ru/45-48/barancheeva2.htm,
http://forum.po-miry.ru/index.php?showtopic=109&st=0&



Г: Свердловская область, Г: Италия, Г: Россия, Г: Нижний Тагил

Previous post Next post
Up