Как я уже писал
http://msalexandr17.livejournal.com/331650.html, 20 мая 2013 года прошел Круглый стол, в рамках общественного обсуждения проекта "Стратегии обращения с ТБО в Свердловской области до 2030 года". С самим текстом обновленного проекта можно ознакомиться по ссылке:
http://vk.com/alexandranikin_word?w=wall-31401248_1731. Часть моих переживаний реализовались в редакции Протокола Круглого стола, которую получили из Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области:
ПРОЕКТ
Протокол
заседания Круглого стола
по обсуждению проекта «Стратегии по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории
Свердловской области до 2030 г.»
г. Екатеринбург 20 мая 2013 г.
- Присутствовали:
Зеленков В.А.
-
Председатель Уральского отделения Российской инженерной Академии (УрО РИА)
Воробьев А.Н.
-
помощник председателя УрО РИА
Аникин А.В.
-
Общественная организация «Правительственная
палата Свердловской области»
Белкин В.М.
-
руководитель экождвижения «Земля без свалок»
Воропаев В.А.
-
заместитель генерального директора ГК ИЦ «Роспроминжиниринг»
Катаев П.А.
-
директор ООО «УтильБытСервис», руководитель СОО общеросссийской общественной организации «Зеленая лига»
Лапшина М.С.
-
главный специалист отдела Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
Селиванов Ю.М.
-
директор ООО «ХК «Климат»
Хоменко В.В.
-
главный специалист отдела Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
Чемякина А.В.
-
референт УрО РИА
2. Выступили в обсуждении:
Зеленков В.А.:
«Российская инженерная Академия, как общественная научно-техническая организация располагающая значительным кадровым и научным потенциалом, ведёт активную деятельность в интересах развития науки и технологий, устойчивого роста отечественного производства. Мы неизменно выступаем за конструктивный диалог и объединение всех позитивно настроенных организаций и граждан при обсуждении вопросов развития нашего региона, всемерно стараемся поддерживать инновационные разработки уральских инженеров и учёных, а также внедрять технические новшества наших коллег из других регионов России.
Надеюсь, что сегодняшнее заседание Круглого стола будет успешным и, в дальнейшем, его проведение станет традиционным для обсуждения и решения вопросов развития нашей области»;
Лапшина М.С.:
«Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области постоянно занимается вопросами обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Эта тема касается практически всех жителей нашей области и всеми признаётся её важность и актуальность. Для понимания путей решения этой проблемы, рабочей группой в текущем году был сформирован Проект комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории Свердловской области до 2030 года (далее - Стратегия), который проходит в настоящее время стадию обсуждения со всеми заинтересованными организациями и согласования с органами исполнительной власти Свердловской области. Я надеюсь на позитивное общение и конструктивные предложения от присутствующих участников»;
Воробьёв А.Н.:
«Проект Стратегии отмечает практически неконтролируемый рост мусорных свалок, в т.ч. несанкционированных, отсутствие, за редким исключением, технических средств переработки ТБО и постоянную потребность в увеличении площадей складирования отходов. Хотелось бы видеть более конкретно сформулированные задачи и направления действий по их решению как в части внедрения технологий сбора и переработки, так и в плане организационного взаимодействия заинтересованных сторон, в т.ч. общественных организаций. Для предварительной «обкатки» технологий сбора и переработки, считаю необходимым выбрать Новоуральский городской округ Свердловской области в качестве «опытной площадки»
Селиванов Ю.М.:
«Сегодня утром на полигоне ТБО г. Новоуральска проведены успешные испытания опытного образца высокотемпературного многотопливного котла с автоматической подачей твёрдого топлива и удалением золы, разработанного в Свердловской области. Предварительные данные свидетельствуют о пригодности данной установки при утилизации бытовых и медицинских отходов»;
Воропаев В.А.:
«Обращаю внимание присутствующих, что вышеуказанный многотопливный котёл может быть изготовлен как в стационарном, так и в мобильном варианте - что позволит использовать его для ликвидации несанкционированных свалок, а также утилизации ТБО в небольших населённых пунктах. Необходимо содействие областных структур в деле прохождения процедур согласования, одобрения, сертифицирования и т.п. при внедрении инновационных разработок»;
Катаев П.А.:
«Необходимо дать возможность бизнесу реализовывать проекты по сбору и утилизации ТБО, создавать площадки по апробации новых технологий, создавать условия заинтересованности муниципалитетов в использовании инноваций. Здесь важно именно Стратегическое видение данного вопроса - необходимо организовать поддержку и бизнесу и местной власти для партнерства»;
Аникин А.В.:
«Важно, чтобы в Стратегии нашли отражение два момента: создание благоприятных условий для сертифицирования и продвижения местных технологий и место и роль институтов гражданского общества (экологов, общественных организаций и простых граждан) в решении проблемы обращения с ТБО. Важно, чтобы максимальное количество заинтересованных сторон принимали участие в обсуждении Программ, вытекающих из Стратегии, чтобы участие в обсуждении перерастало в участие в реализации»;
Белкин В.М.:
«Необходимо серьёзно подходить к выбору технологий утилизации ТБО, т.к. непродуманное решение может нанести ещё больший вред экологии и здоровью людей. Нужно провести работу по изучению морфологического состава ТБО в населённых пунктах нашей области. Кроме того, следует заняться внедрением биологических методов переработки органической части ТБО, чему практически не уделяется внимания»
Решили:
1. Принять к сведению информацию Селиванова Ю.М. о проведении испытаний опытного образца мусоросжигательной печи на полигоне ТБО г. Новоуральска. Обсудить вопросы внедрения установки после получения официальных протоколов испытаний.
2. Внести следующие дополнения в проект «Комплексной стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Свердловской области до 2030 г.»:
2.1. Предусмотреть раздел о координации деятельности федеральных и областных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (далее - МО) Свердловской области.
2.2. Внедрить методику определения морфологического состава ТБО для администраций МО в Свердловской области.
Подтверждаем готовность участников заседания принять участие в разработке и адаптации методики.
2.3. Обратиться к руководству Министерства энергетики и ЖКХ СО с предложением выбрать в качестве единого объекта опробования и внедрения комплекса новых технологий сбора и переработки ТБО какое-либо из областных муниципальных образований. Представители общественных организаций поддержали предложение
УрО РИА о выборе в качестве «опытной площадки» Новоуральского городского округа Свердловской области.
2.4. Предусмотреть меры поддержки для предприятий и организаций Свердловской области, занимающихся разработкой и внедрением новых технологий по сбору и переработке ТБО. Внести в текст Стратегии определение инновационных технологий и инноваций в переработке ТБО с целью их поддержки в период апробации и сертифицирования.
2.5. Добавить раздел по взаимосвязи проекта Стратегии с другими областными Программами, в частности с «Комплексной программой развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2012-2016 годы».
2.6.Объединить Раздел 1. и Раздел 2. проекта Стратегии.
2.7. Предусмотреть в тексте механизмы участия общественных организаций в разработке и обсуждении проектов Программ и других мероприятий, создаваемых и проводимых с целью реализации Стратегии.
2.8. Предусмотреть создание постоянно-действующей структуры - по типу межведомственной комиссии по вопросам обращения с ТБО при правительстве Свердловской области.
3. Предложить внести следующие изменения в текст проекта Стратегии:
3.1. Сформулировать основной принцип (цель) Стратегии как «Создание на территории Свердловской области экологически безопасной и экономически эффективной системы управления по обращению с ТБО с целью максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот путём введения раздельного сбора отходов в местах их образования и постепенного перехода от полигонного захоронения к промышленной переработке».
3.2. Исключить Раздел 4. «Целевые показатели, приоритеты и принципы Стратегии по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на территории Свердловской области», либо обосновать возможность достижения к 2016 г. приведённых значений целевых показателей.
3.3. Учесть предлагаемые в п. 3.2. настоящего Протокола дополнения при формулировании задач и планировании I этапа реализации Стратегии (раздел 8.).
3.4. Все текстовые заимствования (цитаты) обозначить соответствующими ссылками с указанием на источник.
3.5. Исключить из соответствующих разделов Стратеги описание технологий сбора и переработки ТБО и обсуждение их преимуществ.
Данную информацию перенести в приложение к Стратегии с указанием источника: статья, инструкция, экспертный обзор и т.п.
4. Провести обследование объектов размещения ТБО на соответствие нормативным требованиям, в т.ч. на наличие достоверного учёта поступающих отходов. Совместно с администрациями МО выработать мероприятия по улучшению состояния этих объектов.
Приложить к тексту Стратегии материал о результатах проведенной, согласно Раздела 2. (стр. 8) проекта Стратегии, в 2011 году оценки состояния системы обращения с ТБО на территории всех муниципальных образований Свердловской области и анализа состояния действующих и вводимых в эксплуатацию полигонов ТБО. Для привлечения населения области к работе по противодействию несанкционированным свалкам мусора, разработать предложения по поощрению физических лиц и организаций выявивших и подтвердивших факты и виновников загрязнения.
5. Разместить на сайте Министерства энергетики и ЖКХ информацию о предприятиях занимающихся сбором и переработкой ТБО и др. отходов на территории Свердловской области в качестве справочной базы.
Председатель
В.А. Зеленков
Секретарь
А.Н. Воробьёв
Красным в тексте выделены те места, которые, на взгляд работников Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, неактуальны, так как либо уже отражены в Стратегии, либо не вписываются в ее концепцию.
Внимательно изучив текст Проекта Стратегии, который, как утверждали сотрудники Министерства, с 29 апреля 2013 года доступен на сайте министерства (
http://energy.midural.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=1975:proekt-kompleksnoy-strategii-po-obrascheniyu-s-tverdyimi-byitovyimi-kommunalnyimi-othodami-na-territorii-sverdlovskoy-oblasti-do-2030-goda&Itemid=7, ссылка и название есть, только текст у меня не открывается, думаю, что отсутствует) я увидел реализованными часть предложений, которые направлял от имени Правительственной палаты Свердловской области, экологов и специалистов в министерство еще в апреле (
http://msalexandr17.livejournal.com/302915.html):
1) отмечена роль гражданского общества в решении проблем обращения ТБО, но характер и механизмы не прописаны,
2) появился абзац по инновациям (Раздел 3),
В тексте Стратегии теперь появилась четкость направления развития - укрупнение и ориентация на иностранный опыт.
Раздел 4 Стратегии говорит о необходимости укрупнения и создания Межмуниципальных объектов по складированию, сортировке и утилизации ТБО,
Глава 5.2.2. Вводит понятие заводы, МПС (мусоро-перегрузочные станции), сопоставляет это в мировой практикой,
Глава 5.2.3. При анализе технологий утилизации ТБО, при сомнительной научной аргументации, определен стратегический приоритет - высокотемпературное сжигание, строительство крупных заводов утилизации ТБО.
Таким образом, увязывается в единую логическую цепочку видение управления ТБО в Свердловской области. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области и Правительство Свердловской области готовят обоснование для принятия Программ масштабного укрупнения сектора переработки ТБО, выделения значительных бюджетных сумм на эти программы (
http://msalexandr17.livejournal.com/313521.html). Утопичность Стратегии состоит в ее бессистемности отсутствии в ней понимания логистических проблем, которые чреваты существенным удорожанием и малой востребованностью Крупных центров по переработке ТБО. Системность, на мой взгляд, должна состоять в понимании значительных расстояний, свойственных для Свердловской области (зарубежный опыт на них не рассчитан), в использовании территориального принципа применения технологий. Для больших населенных пунктов с большой долей образования ТБО применение крупных организационных форм переработки ТБО, в средних и небольших поселениях - внедрение альтернативных методов. Уверен, что Стратегия не должна определять технологию переработки и утилизации, это дело Программ, которые могут быть направлены на решения проблемы ТБО различными методами, с учетом особенностей территорий, в том числе морфологии отходов, логистических расходов и требований экологической безопасности.
Стратегия по обращению с ТБО в Свердловской области становится обоснованием значительных бюджетных расходов, эффективность которых вызывает сомнение, так как экономическое обоснование носит популистский характер, а сама Стратегия является документальным подтверждением лоббирования определенных подходов к этой проблеме...