Историческая наука настолько отложила отпечаток на наше мышление, что все происходящее так и хочется оценить с позиции линейного развития российского общества. Вот оно, прошлое, вот - настоящее, а вот прогноз на будущее. Даты, этапы, итоги, планы.
Далеко не каждый народ может похвастать таким набором событий, которые так сильно отпечатались в общественном сознании. Гигантские территории, равнинность мышления и космополитизм требуют создания идолов стабильности и величия любого исторического момента.
Понимая это, понимая, что особенностью нашего сознания является тяга к идеализации власти, что мы не можем жить «без царя в голове», умелые политтехнологи постепенно формируют в гражданах лояльное отношение к жесткому типу власти. В этом плане вполне логично, что изменение базовых представлений о «культе личности», «политическом терроре», «репрессиях» постепенно сознательно нивелируются. Противопоставляя причины национальных достижений и роль личности в истории, власть постепенно возрождает позитивное восприятие не столько периодов власти, а личностей и методов власти.
Из речи И. В. Сталина (1878-1953) на I Всесоюзном совещании стахановцев (17 ноября 1935 г.): «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Далее лидер партии продолжил: «А когда весело живется, работа спорится... Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас».
После «Анатомии протеста» НТВ в очередной раз, выполняя политический заказ, реанимирует не имя, а само направление социокульнурного отношения к сильному центру и идеологии централизации власти, идеологии и культуры. «Сталин с нами», вещает НТВ, Сталин с ними, понимаем мы, осознавая политическую волю Путина и «Единой России», которые ищут историческое обоснование замены демократических основ государственности на «ширменность» и их театральность. Не пора ли Сталина вернуть в мавзолей! Это будет более открытое выражение того, к чему стремимся?