Философия массы и революции - 4

Jun 27, 2012 13:20




Философия массы и революции - 4

Ортега-и-Гассет, человек массы и восстание

1.

Бодрийяр и Ги Дебор крайне сложны, стилистически тяжелы для чтения и не очень хорошо переведены. В отличие от них, Оргега-и-Гассет предельно понятен, прекрасно переведен и легко читается.
Но первые два в России известны, а последний нет.

Его основная книга - «Восстание масс». Мой материал « Восстание против масс» в некотором роде производен, по крайней мере в названии.

А разгадка непопулярности в общем проста. Когда правда дается напрямую, просто и без хитростей, она не провоцирует обсуждения, и она не провоцирует комментаторов ходить с фонарем по закоулкам повествования. И тем самым лишает комментаторов выдавать свои сверхценные мысли.

А еще момент - правда сама по себе не очень приятна человеку массы. И особенно, если она дается в книге про этого человека массы.


Оргега-и-Гассет пишет красиво. Ортегу-и-Гассета можно исполнять под гитару для сеньориты на балконе. Но его часто заносит, и ради красного словца... или ради неточного, но красивого обобщения... Испания, гранды, серенады - да, это самое то. Даже не Испания - Гранада.

Достоинств у книги слишком много, и потому будет вернее остановиться на недостатках.
Например, сразу бросается в глаза, что масса наделена субъектными свойствами. «Масса хочет», «масса знала». Поэтически так говорить можно, но для философии это не совсем то. А для социальной философии совсем не то. Или такой занос, который даже не прокомментировать: «Глупость можно победить только другой глупостью.» Есть и несубъектные обобщения: «мы испытываем детскую радость, развивая такую скорость, которая пожирает пространство и душит время».

Первая глава - это манифест; ее рекомендуется обязательно прочитать. Если на все сил не хватает, можно прочитать еще главы 7, 8, 12 и 13.

Основная идея состоит в том, что современное общество - это общество, в котором победила масса. Т.е. все, что в нем делается, так или иначе выражает те или иные ожидания массы. Это касается всех аспектов общественной жизни, поскольку эти аспекты все еще, инерционно, в обществе присутствуют.

2.
БОльшая часть книги посвящена пониманию духа времени. Но в этом месте все сложно и путано. Серьезно про дух времени написано у Шпенглера, просто есть у меня. еще ссылка - текст.

У Ортеги-и-Гассета человек массы описан с высокой степенью детализации. А также рассмотрен такой аспект, как государство массы - чем оно опасно для нации.

Отсюда модный в Европе лозунг: "Хватит дискуссий!" - и отказ от всяческих форм духовного общения, предполагающих признание объективных норм, начиная с простого разговора и кончая парламентом и научными обществами.
Что-то знакомое про дискуссии и парламент...

Как решение вопроса «восстания масс» Ортега-и-Гассета предлагает либерализм.
Под защитой либеральных принципов и правовых норм меньшинства могли жить и действовать.
Который должен быть еще и благородным.
Моя цель - вернуть слову "noblesse" его первоначальное значение, исключающее наследственность.
Отличительная черта благородства - не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе. Noblesse oblige.
Кстати, сам автор не из грандов.

Выход видится в стандартном предложении улучшить общество. Но общества нет, а биологию, которая первична - Оргега-и-Гассет об этом намекает, но явно не пишет - не улучшить. Общество когда-то было, но теперь, в «обществе спектакля» это просто один из многочисленных симулякров.

Оргега-и-Гассет пишет, что масса - это материал для творчества. Увы, с 1930 года, как вышла книга, из масс никто ничего не создал. Массы удавалось так или иначе структурировать, как в Германии или России, но ничего хорошего для наций из этого не получилось. Масса это все-таки конец.

3.
Еще несколько цитат - начиная со второй главы, потому что первую можно было бы привести полностью.

2
... человеческое общество по самой сущности своей всегда аристократично - хочет оно этого или нет; больше того: оно лишь постольку общество, поскольку аристократично, и перестает быть обществом, когда перестает быть аристократичным.
5
Человеку массы не дано проектировать и планировать, он всегда плывет по течению. Поэтому он ничего не создает, как бы велики его возможности и его власть.
7
Правда, в бурные и тяжелые времена, стоящие перед нашим поколением, может случиться, что под суровыми ударами бедствий массы внезапно пойдут на уступки и подчинятся квалифицированной элите. Но это будет попыткой с негодными средствами, ибо основные черты психики масс - это инертность, замкнутость в себе и упрямая неподатливость; массы от природы лишены способности постигать то, что находится вне их узкого круга - и людей, и события. Они захотят иметь вождя - и не смогут идти за ним; они захотят слушать, и убедятся, что глухи.
8
Почти всюду однородная масса оказывает давление на правительство и подавляет, уничтожает все оппозиционные группы. Масса - кто бы мог подумать, глядя на ее компактность и численность? - не желает терпеть рядом с собой тех, кто к ней не принадлежит. Она питает смертельную ненависть ко всему иному.

Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется этим мусором всегда и везде.
в начале этой книги мы так установили различие между человеком элиты и человеком массы: первый предъявляет к себе строгие требования; второй - всегда доволен собой, более того, восхищен [К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове.

Человек массы может представлять собой кого-то, но только тогда, когда свыше ему задано быть кем-то.
Человек массы считает себя совершенным.
Совершенно неверное заключение. Человек массы - это сумма комплексов. Ортега-и-Гассет путает то, что говорят массе ее агитаторы, с тем, что она сама собой представляет.

Сейчас у заурядного человека есть самые определенные идеи обо всем, что в мире происходит и должно произойти. Поэтому он перестал слушать других. К чему слушать, если он и так уже все знает? Теперь уже нечего слушать, теперь надо самому судить, постановлять, решать. Нет такого вопроса общественной жизни, в который он не вмешался бы, навязывая свои мнения, - он, слепой и глухой.
Аффтар определенно знаком с ЖЖ...
11.
Все, что делает человек массы, он делает не совсем всерьез, "шутя". Все, что он делает, он делает неискренне, "не навсегда", как балованный сынок.
А это уже отсылка к «обществу спектакля». Или постинформационал.
13.
Постепенно иностранцы становятся господами, а коренное население обращается в горючее для питания государственной машины. Костяк государства пожирает живое тело нации. Мертвая конструкция становится владельцем и хозяином жилого дома.
Нация для Ортеги-и-Гассета размыта и слабо отделена от государства. Нация у него скорее страна, а словом «государство» называется система власти.
14
В предыдущих главах я попытался нарисовать новый тип человека, который сейчас господствует в мире; я назвал его человеком массы и показал отличительную его черту: чувствуя себя заурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать все высшее.

Человек массы все время говорит «должен», «должно». Но кто кому должен и зачем должен - человек массы объяснить это не в состоянии. Потому что его восприятие ограничено предпосылками, и не может развиваться путем выявления причинно-следственных связей. Человек массы считает должность должной. И точка.
Кстати, найти в посте слово «должен» и спросить «кому» - весьма неплохой троллинг. Кстати, тут же обнаруживается, что текст написан не человеком, а биомашинкой.
В общем, крайне полезная книга. Цитат столько, что ими можно зарядить пулемет. Главное, знать, где и что неверно.

4.
В результате имеется следующее.
Есть концепция массы Шпенглера, есть концепция массы Ортеги-и-Гассета. Первая более глубокая, вторая проще, содержит больше деталей и легче читается.

Вневременные крестьяне-«феллахи» Шпенглера, прокручиваясь сквозь мясорубку городской цивилизации, вылезают из нее в виде «массы» Ортеги-и-Гассета. «Массовое общество» Ортеги-и-Гассета переходит в «общество потребления» и «симулякров» Бодрийяра и становится «обществом спектакля» Ги Дебора.

Инструментарий не только достаточный, но и даже избыточный.
Можно ответить на вопрос « ты кто?» и приступать к « восстанию против масс».

Национальная организация

Previous post Next post
Up