Философия массы и революции - 2

Jun 07, 2012 15:34




Философия массы и революции - 2

2. Бодрийяр, Декарт и айфон

1.
Сложно сказать, как Бодрийяр попал в Россию и столь в ней размножился. И поскольку он уже присутствует, постольку с ним и можно поработать.

Его основные термины:
Гиперреальность
Симулякр
Общество потребления (кстати, отсюда идет история про карго, когда папуасы строили самолеты)

И есть у него такая работа со значащим названием:
«В тени молчаливого большинства, или конец социального»

Молчаливое большинство это, вообще-то, масса.

Симулякр - это нечто, не существующее в объективной реальности, но считающееся существующим.


Кем? Массой

Есть определение «Это копия, не имеющая оригинала в реальности». Но это хромающее определение; то, что не существует в реальности, обычно имеет прототипы. И Бодрийяр сам пишет, что реальный мир был заменен копией, и продолжая его мысль, нужно признать, что оригиналы когда-то были, и , возможно, где-то есть и сейчас.

Взаимодействие симулякров создает гиперреальность - тот мир, где основная масса людей и живет.

Но чтобы прийти к гиперреальности, нужно представить себе реальность. Что она есть?
Аналогичный вопрос возникает и с «обществом спектакля» Ги Дебора - если все кругом спектакль, а что такое «не спектакль»?
Что интересно, про обсуждении Ги Дебора в Киноклубе этот вопрос оказался самым сложным.

2.
Есть предположения, что все нереально.

Христианство говорит, что этот мир не настоящий, настоящий будет потом.

Буддизм говорит, что все ощущения - результат обмана, и освобождение состоит в избавлении от этих ощущений.

Есть идея, что люди - это ящики, стоящие у какого-то исследователя, и ящикам кажется, что они что-то чувствуют. Матрица, в общем.

Есть мнение, что люди - это биоагрегаты со свободной волей, живущие в так называемом материальном мире.

В свое время Декарт придумал следующую формулу: «Я мыслю, значит, я существую». Достоинство этой формулы в том, что она прекрасно подходит для всех вышеперечисленных вариантов.

А мыслить можно разное. Если человек мыслит желание чего-то, он может мыслить о обладании этим чем-то.

Есть желание обладать айфоном. Человек устраивается в Макдональдс, работает два месяца и на разницу покупает айфон.
Есть желание обладать женщиной. Человек устраивается в Макдональдс, работает и снимает проститутку.
Есть желание общественного признания. Человек устраивается в Макдональдс... и опа, облом.

Мыслить обладание чем-то - это и есть реальность. И тогда обладать чем-то - это тоже реальность. Ведь обладание этим чем-то приносит не виртуальное, а реальное удовольствие.

3.
Революция - это инструмент для обладания чем-то.
«Сделаем революцию, захватим балкон, и какаву на нем пить будем.»

Так что плохо? Плохо то, что в существующей системе айфон можно, а общественное признание - нельзя.
Масса не обладает инструментами, чтобы выразить общественное признание.

Есть и другие вещи, которые нельзя получить в существующей системе. Например, жилье.

Работай в Макдональдсе и купи айфон - это реальность.
Работай в Макдональдсе и будешь успешен - это симулякр.

Масса - это реальность. Потому что в эту реальность упирается множество желаний.

Работа - она тоже реальна. Потому что она мыслится в рамках продолжительного состояния дискомфорта. В основном люди не работают, а ишачат, пашут и горбатятся. Такая работа очень полезна для понимания реальности. Когда люди совсем отрывается от реальности, в дурках им назначают трудотерапию.

Масса склонна к упрощению и потому к символическому пониманию. Симулякры проникают в жизнь массы именно через символы.

Симулякры заменяют для людей массы то, чего у них нет. Как правило, через доступные товары, имеющие символический смысл. Типа айфона. И через доступные идеи, типа оранжевой угрозы.

Симулякры - это заменители, в первую очередь заменители человеческих качеств. Человеческая природа, будучи здоровой, предпочитает реальность - обладание реальными вещами и состояниями. Потому что здоровая человеческая природа склонна распознавать реальные вещи. И главнейшие реальные вещи - это общественное признание и ресурсы. Чтобы это получить, нужна соответствующая среда.

А среда массы - это гиперреальность. Общественного признания масса не понимает, а за ресурсами не пойдет, потому что в гиперреальности ей комфортно. И в плане борьбы за реальное масса безнадежна.

Но из этого следует, что революция не должна затрагивать массы.

А из того, что существует массовое общество, следует, что масса у власти и поэтому контрреволюционна.

4.
Бодрийяра читать не стоит. Достаточно понять, что такое симулякр, а понять это, читая Бодрийяра, не получится.

В России Бодрийяр популярен, но в мире к нему относятся весьма скептически.

Некоторые писатели своей манерой подачи материала умышленно провоцируют критику со стороны своих читателей. Другие только приглашают вас подумать. Проза Бодрийяра требует единственного - чтобы вы хрюкали с широко раскрытыми глазами и смущенно соглашались. Он стремится к интеллектуальному влиянию, но ему приходится посредством стиля огораживаться от любого серьезного анализа, чтобы оставаться свободным прыгать от одного причудливого утверждения к другому, и не важно, насколько эти утверждения не верны. Место читателя - покупать его книги, принимать его терминологию и упоминать его имя к месту и не к месту.
Denis Dutton, профессор философии.

Место читателя... Мне кажется, я даже помню одного такого читателя... Это случаем, был не Дугин? У Бодрийяра правильны основные мысли, просто он не смог их нормально выразить.

Но так или иначе, есть главное, что рекомендуется помнить и использовать. «Молчаливое большинство», «Общество потребления», «белый шум». "Избыточная реальность", от которой нужно избавляться - это тоже из него.

и, конечно, самое главное - симулякры.

Симулякр неразрывно связан со знаком, с символом, и символический смысл обычно заменяет реальный.

У симулякров обычно перепутаны и переплетены объектность и субъектность. «Рама мыла маму».

Чем сложнее реальность, тем больше шансов, что в ней заведутся симулякры.

Симулякр формирует реальность и вытесняет реальность.

СССР? Его никогда не существовало. СССР был создан в 2000-е годы как симулякр-ретроспекция. А еще до этого с 1965 года строился симулякр «Великая Отечественная война». Да, война с 1941 по 1945 была, но к имеющемуся в наличии симулякру она не имеет никакого отношения. Пока что-то в памяти - строительство симулякра невозможно, должно пройти 15 - 20 лет, чтобы реальность забылась. «Мы посылали в Тобос, но не нашли там Дульсинеи Тобосской...» А ведь в реальном СССР даже фильм сняли - «Дульсинея Тобосская». А в Мадриде памятник стоит. Да, была девушка с соседней фермы. Но от Дульсинеи она отличалась так же, как СССР отличается от своего СССР-симулякра. Никто не помнит, кто такая Альдонца Лоренца, которая иногда орет работникам так, что ее слышно за две мили? Дон Кихот насоздавал симулякров и поехал их искать. Над ним смеялись. В России недовольные насоздавали симулякров и смеются над теми, кто в них не верит. А режим смеется над недовольными.

«Россия», «русский народ» их производные - это симулякры. Этих вещей нет в наличии. Это подтверждается тем, что у них нет определений. Симулякр неизбежно искажается человеком-носителем - и потому договориться по определениям оказывается невозможным.

Оранжизм - это симулякр, придуманный Белковским, в чем он честно признался, но оранжисты появились. «Российский либерализм» - это тоже симулякр, но в «российские либералы» и записываются, и записывают. И оранжисты, и их оппоненты знают, что оранжизм (оранжевая революция) придуман Белковским, но не хотят в это верить.

А «Путин» является множественным симулякром, у оппозиции свой «Путин», у путинистов свой «Путин», но к Путину эти «Путины» не имеют никакого отношения. Естественно, что такой «Путин» непобедим. И «оппозиция» «Путину» - это «броня» «Путина».

Понять все это можно только одним способом - в сознании выйти за пределы политики.
Если не выйти за пределы политики, то политики не будет.

национальная организация

Previous post Next post
Up