May 31, 2012 20:03
Комитет Госдумы по конституционному законодательству в среду определил, какие поправки будут внесены в скандальный антимитинговый законопроект единороссов ко второму чтению 5 июня. Результат предсказуемо оказался вполне в духе так называемой "российской демократии": принять рекомендовано 19 поправок, внесенных партией власти, и отклонить 357 поправок от оппозиции.
Ко второму чтению законопроект стал еще жестче, хотя его авторы, проявив чудеса "гуманности", снизили штрафы нарушителям правил проведения акций с изначально предлагавшегося 1 миллиона рублей до 300 тысяч. По сравнению с нынешним "потолком" штрафа (2 тысячи рублей) сумма возросла в 150 раз. При этом расширен перечень правонарушений, за которые штрафы будут выписывать.
Комментируя итоги заседания думского комитета, СМИ и представители общественности делают вывод: в стране фактически устанавливаются элементы комендантского часа, и гражданам после принятия закона вообще лучше на улицу не выходить. Причем власть всеми способами намекает, что дома лучше остаться уже 12 июня, когда в Москве намечены очередные протестные акции. Единороссы совершенно очевидно стремятся ввести новые меры до этой даты.
То, что с принятием закона торопятся к определенной дате, стало фактом. Первоначально в проекте не был указан срок начала действия закона, а значит, по общему правилу, его действие должно было начаться через 10 дней после публикации. Однако единороссы в среду записали, что вступление в силу произойдет на следующий день после принятия документа.
Как рассказал "Коммерсанту" депутат-эсер Илья Пономарев, партия власти рассчитывает уже 6 июня принять закон в третьем чтении и в тот же день передать в Совет Федерации. В этом случае на подпись к президенту закон может поступить 7 июня, а 8-го будет опубликован. То есть новые запретные меры и новые суммы штрафов 12 июня уже будут действовать (в отличие от наказания общественными работами, которое введут только с 1 января 2013 года).
Законодательная инициатива единороссов - это уже не просто некие изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), как ее до сих пор представляли, но и вполне конкретные изменения в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Логика документа - снижение изначально планировавшихся штрафов для граждан, но расширение списка правонарушений, за которые штрафы будут выписывать, значительно ухудшает условия для проведения оппозиционных митингов и шествий. У власти теперь появится больше поводов признать их или незаконными или нарушающими какую-либо из норм хитроумно изменяемого законодательства о массовых мероприятиях, объясняет "Независимая газета".
В частности, новый закон сделает невозможным такой формат изобретенного оппозицией мирного протеста, как "народные гулянья". В КоАП будет добавлена статья, наказывающая за "организацию не являющегося публичным массового одновременного пребывания граждан в общественных местах", если оно повлекло нарушение общественного порядка. Подавать уведомления о проведении "гуляний" по-прежнему не надо, но без "близкого знакомства с полицией" провести подобные мероприятия, похоже, не удастся, говорится в статье.
Более того, караться будет не только участие в "прогулках", приведших к нарушениям, которых теперь целый список. Штрафовать на суммы до 300 тысяч рублей будут и тех, кто совершал "предварительную агитацию или призывы к одновременному массовому пребыванию", пишут "Ведомости". Причем отдельно прописывается, что предварительной агитацией будет признаваться сообщение, в том числе в интернете, о месте, целях и подготовке такого массового скопления.
Несмотря на множество возражений со стороны думской оппозиции, большинство членов комитета поддержало исправленный законопроект. Расстановка сил на заседании была неравной. Всего в комитет входят 12 человек: 7 депутатов от "Единой России", по два депутата от партий "Справедливая Россия" и ЛДПР и один коммунист. Но либерал-демократы на заседание не явились, передав свое право голоса председателю комитета, единороссу Владимиру Плигину.
Зампред от либерал-демократов Сергей Иванов был болен, а заседающий в этом комитете вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев просто не пришел. Коммунисты официально заявили, что это, возможно, форма протеста. А эсеры расценили такой шаг как работу на "ЕдРо".
Депутаты от оппозиционных фракций в ходе обсуждения засыпали авторов закона уточняющими вопросами по его нормам, и полученные ответы (а в некоторых случаях их отсутствие) продемонстрировали откровенную слабость позиции единороссов и абсурдность предлагаемых нововведений.
Так, например, критикуя меру против "народных гуляний", коммунист Вадим Соловьев заметил: "День пограничника только что отметили, впереди - День ВДВ. Значит, для десантников мы сделаем исключение? А массовые выходы на улицы после побед нашей сборной?" Конкретного ответа на эти вопросы он не получил.
Эсер Дмитрий Гудков попросил объяснить, не "заметут" ли свадьбу, если она будет превращена в политический перформанс. При этом он процитировал единоросса Александра Сидякина, сказавшего в одном интервью, что такая свадьба тоже подпадает под статью. "А если и жених, и невеста - политики? У меня в июле свадьба, и я беспокоюсь", - пояснил он. "Надеюсь, вы нас всех пригласите", - отшутился Плигин. Сидякин, впрочем, подтвердил, что "если на свадьбе будут политические лозунги, ее организаторы могут быть привлечены по этой статье".
Эсеры Гудков и Пономарев также подробно остановились на предлагаемой норме, которая запрещает участникам уличных мероприятий использовать "маски и других средства маскировки", затрудняющие "идентификацию нарушителей". Гудков поинтересовался, можно ли будет ходить на акции в противогриппозных повязках. Нельзя, ответили ему единороссы. А если главный санитарный врач объявил эпидемию, лучше вообще сидеть дома.
Пономарев заявил, что аналогичный запрет на маскировку в таком случае должен относиться и к сотрудникам ОМОНа, поскольку оппозиция зафиксировала и неправомерное поведение омоновцев на "Марше миллионов" 6 мая, но идентифицировать их невозможно из-за одинаковых защитных касок с затемненными стеклами. Депутат считает, что омоновцы, выходящие в оцепление, должны иметь жетон или иной отличительный знак.
В свою очередь, коммунист Соловьев спросил: как быть с женщинами-мусульманками, которым положено закрывать лица. Ответ был такой - закрывать лиц нельзя никому. В итоге Пономарев поинтересовался, будут ли после вступления в силу нового закона запрещены карнавалы и Хэллоуин.
Оппозицию также интересовало, будут ли считать организаторов митинга ответственными, если, например, журналист по своей воле забрался куда-то, упал и разбился насмерть (как и случилось 6 мая). "Здесь нужно установить наличие признаков вины, причинно-следственные связи", - ответил зампред комитета единоросс Дмитрий Вяткин, туманно заверив, что "без вины никого наказывать не будут".
"А если провокаторы?" - не унималась оппозиция. "А по поводу провокаторов, оказавшихся среди митингующих, организаторы должны обратиться к полицейским, чтобы они выдворили провокаторов", - сказал Вяткин. В таком случае, по его словам, организаторы не будут нести ответственность за действия непрошенных гостей. "А как зафиксировать факт обращения? Полицейский, увидев камеру, спрячется от нее или разобьет. И доказывай потом, что ты к нему обращался", - недоумевала оппозиция. Но на этот вопрос у авторов законопроекта не было достойных ответов.
Были у депутатов сомнения по поводу так называемых "гайд-парков". Законопроект второго чтения предполагает "единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера". "Как бы вместо "гайд-парков" у нас не получились резервации", - прокомментировал изданию Илья Пономарев.
Большая часть "оппозиционных" поправок была внесена ради так называемого "итальянского троллинга". По регламенту во втором чтении каждый депутат вправе вынести на отдельное обсуждение и голосование любую поправку из тех, что профильный комитет распределил по группам ("одобрить" - "отклонить"). Эсеры намерены выносить на отдельное голосование Госдумы каждую из своих поправок, которых больше трехсот. Илья Пономарев надеется таким способом сорвать план по вступлению закона в силу до 12 июня.
Однако на каждое действие оппонентов единороссы быстро находят свое противодействие. Это они успешно доказали в ходе заседания конституционного комитета в среду: С сотнями поправок от оппозиции они расправились очень быстро, наловчившись рассматривать каждую буквально за 10 секунд. За 10 минут они рассмотрели целых 60 поправок и в итоге все 357 предложений оппозиции дружно отправились в "мусорную корзину".
Но, как бы ни пыталась оппозиция затянуть принятие закона, у единороссов есть все шансы его "протащить". Если его примут, то два человека, которые идут по улице с белыми лентами, могут восприниматься полицией как несанкционированная политическая акция, и им придется платить штраф, поделился своим выводом с "Интерфаксом" лидер "Яблока" Сергей Митрохин. А соучредитель Лиги избирателей, журналист и издатель Сергей Пархоменко считает, что в стране фактически устанавливаются элементы комендантского часа.